Социальные сети все глубже проникают в компании. Сначала службы маркетинга осознали, что социальные площадки — хороший ресурс для продвижения товаров и услуг, а также прямого общения с потребителем. Теперь все чаще приходится слышать о внутреннем использовании социальных сетей в интересах HR-службы. При этом речь идет о таких понятиях, как «корпоративная культура» и «вовлеченность сотрудников». О своем опыте в этой области рассказывает Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании HeadHunter.
Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании HeadHunter |
Сейчас компании все больше внимания уделяют формированию HR-бренда. Как социальные сети могут в этом помочь?
Социальные сети помогают быстро и доступно рассказать об очень важных и интересных моментах, отражающих суть HR-бренда. Для нас такой площадкой стал Facebook: на странице Inside HeadHunter («Внутри HeadHunter») мы рассказываем о себе — о работе в компании, о людях, которые у нас работают, о событиях и общих праздниках. Там мы делимся интересными находками из нашей офисной жизни, HR-проектами, которыми гордимся, отвечаем на вопросы коллег из других компаний. Эта группа в Facebook не основная, а именно та, что рассказывает о работе внутри компании, о наших сотрудниках в первую очередь.
Всегда надо ставить себе вопрос: зачем использовать тот или иной инструмент? Одна из главных наших целей в этом плане — позиционирование бренда для внешней аудитории, и мы ее достигли. Все, кто хочет познакомиться с компанией изнутри, могут зайти на нашу страницу и составить свое представление о компании. Я ощущаю заметный эффект от наличия такой площадки.
Какие корпоративные социальные инструменты используются в HeadHunter? Каких результатов с их помощью удалось достичь?
Мы широко используем портальные технологии. Социальная составляющая дает возможность вовлечь сотрудников поколения Y в бизнес.
Например, у нас принято благодарить друг друга за работу, помощь и поддержку, причем благодарность может быть адресована как конкретному человеку, так и подразделению. Это позволяет наладить взаимодействие между сотрудниками разных подразделений. Эффект «спасибочного» заражения достигается благодаря тому, что сотрудники сами пишут благодарности и видят чужие «спасибо» на внутреннем портале, а также благодаря ежеквартальным награждениям «лучших из лучших», то есть получивших наибольшее число благодарностей.
Другой пример — рубрика «Разговоры по душам», а в ней подрубрика «Сливочная», где сотрудники могут совершенно анонимно говорить о проблемах в повседневной работе. Поверьте, желаемого было непросто добиться, но мы сделали это. Для нас эта рубрика является очень важным инструментом в понимании точек пульсации компании. Она дает руководству обратную связь с сотрудниками, благодаря которой можно чувствовать, чем живет коллектив.
Работает у нас и внутрикорпоративная сеть Yammer, где сотрудники пишут небольшие посты и заметки о своей сфере деятельности. Примерами могут служить как посты о новых продуктах, так и ссылки на аналитические обзоры рынка интернет-рекрутмента.
Это одно из средств совместной работы и обсуждения профессиональных тем, оно зачастую дает импульс к общению и даже вдохновению. На сегодняшний день мы не используем Yammer в полную силу, но стремимся к этому.
Обычно любая бизнес-инициатива требует измерения и оценки, желательно в денежном выражении. Как можно оценить бизнес-эффект от использования социальных сетей?
Общеизвестен факт, что вовлеченные, увлеченные и счастливые сотрудники более эффективны. Я пока не встречала ни одной проверенной метрики, позволяющей измерить такой эффект. Тем не менее попытки компаний в этом направлении известны. Например, по данным собственного исследования международной торговой сети Sears, увеличение на 5% удовлетворенности сотрудников от работы в компании привело к росту прибыли на 0,5%, что в масштабах многомиллионного дохода является немалой суммой.
Кроме того, результаты работы компании в немалой степени зависят от корпоративной культуры. С помощью социальных инструментов проще всего влиять на нее, приводя ближе к желаемому состоянию.
Разумеется, на неформальное общение тратится определенное рабочее время. Но для нас логичнее не запрещать его, а направлять в нужное русло. Специфика бизнеса предполагает социальную вовлеченность, и для нас это естественно. В нашей компании для сотрудников открыты все социальные сети. Их работа напрямую связана с Интернетом и активностью в публичных социальных сетях в том числе.