Кому нужен MBA?
Диаграмма 1 |
Рейтинги школ бизнеса интересны не только тем, кто поступает на программы МВА. Работодатели тоже хотят знать, что стоит за тем или иным «красивым» дипломом, который им предъявляет соискатель. Рекрутинговый портал Superjob.ru и Российская лига MBA провели исследование выпускников, чтобы составить картину современного российского бизнес-образования.
Основной поток поступающих на программы MBA составляют менеджеры высшего и среднего звена. Еще 18% слушателей бизнес-школ — линейные менеджеры. По сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение доли владельцев бизнеса: сейчас она составляет 7%.
Чаще всего движущим мотивом к получению степени МВА служит стремление к карьерному росту или необходимость новых знаний для успешной работы на текущей позиции. Продвижение среди выпускников действительно происходит: например, 46% линейных менеджеров стали руководителями отделов, еще 29% — топ-менеджерами, а 3% — даже открыли свой бизнес. Лишь один из пяти линейных менеджеров не смог реализовать полученные знания для продвижения по карьерной лестнице.
85% выпускников бизнес-школ отметили, что образование дало им в первую очередь знания и навыки, необходимые для успешной работы, 5% основным результатом образования назвали «престиж в глазах работодателя и партнеров по бизнесу», еще 4% оценили в основном приобретенные связи и знакомства.
Практически все выпускники программ MBA готовы рекомендовать свою школу друзьям и знакомым. Причем такую рекомендацию готовы дать даже выпускники, которые пока не добились увеличения зарплаты или карьерного роста.
По сравнению с прошлым годом рейтинг претерпел небольшие изменения. Чаще всего одной из лучших бизнес-школ называют МИРБИС. На втором месте ВШБ МГУ, которая значительно улучшила свои позиции, — это в значительной степени является отражением мощного бренда МГУ. На третье место поднялся Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Для большинства менеджеров бизнес-школа «Сколково», видимо, пока так и остается «вещью в себе» — восемь лет государственного пиара на высшем уровне пока не привели к росту ее популярности.
Диаграмма 2 |
Что за зверь «топ-менеджер»?
Место ИТ-директора в корпоративной иерархии и его отношения с топ-менеджментом стали темой многих исследований и публикаций. Однако в условиях развития общества и бизнеса все чаще приходится сталкиваться с проблемой подмены понятий. Зачастую под одним и тем же термином скрывается сразу несколько определений, каждое из которых может нести абсолютно разную смысловую нагрузку. Аналитики агентства «Контакт» решили выяснить, кого можно отнести к категории топ-менеджеров.
Как считает большинство опрошенных ими менеджеров, ключевым параметром идентификации топ-менеджера становится «уровень линейки подчинения» (его место в системе иерархии). Примечательно, что при этом абсолютно никто не указал на значимость наличия у потенциального топ-менеджера определенного количества собственных подчиненных.
Кроме того, как отметили 42% респондентов, топ-менеджер должен зарабатывать как минимум 200 тыс. руб. в месяц. 35% опрошенных, наоборот, придерживаются мнения, что факт причисления к уровню топ-менеджера абсолютно никак не зависит от ежемесячного дохода человека, равно как и от размера компании.
Любопытно, что, согласно результатам исследования, такой параметр определения топ-менеджера, как уровень ответственности и свобода принятия решения, стоит лишь на третьем месте по значимости, имея чуть более 16% голосов. По мнению экспертов «Контакта», именно он и является главным.