Достаточно часто приходится слышать о том, что, внедряя какое-либо ИТ-решение, например ERP, компания сразу оценивает его потенциальный жизненный срок. Даже достаточно «тяжелое» решение спустя 5–7 лет планируется заменить. Кроме того, в последние пару лет появилась тенденция перевнедрения, когда предприятия заменяют ранее используемые версии систем на более свежие, обладающие новыми возможностями, что выливается в полноценный интеграционный проект.
Компания «Русский продукт» в эту тенденцию явно не укладывается. Начав использование решений «Галактика» более 15 лет назад, она постепенно охватила этой системой все бизнес-процессы и никаких резких движений предпринимать не планирует, развивая имеющийся функционал. Семь лет назад мы уже упоминали об этом проекте (подробнее см. «BI по-русски», ДИС, № 9, 2006 год). Уже тогда используемое решение было далеко не новым.
«Если говорить о переходе на другую платформу, то вряд ли столь серьезные инвестиции себя окупят в ближайшее десятилетие. На выходе мы получим примерно те же результаты, которые имеем сейчас», Олег Давыдов, директор по ИТ компании «Русский продукт» |
Нынешний директор по ИТ компании «Русский продукт» Олег Давыдов рассказывает о проекте-долгожителе и своих взглядах на развитие ИТ-систем.
Что изменилось за последние семь лет?
Многое. На сегодня средствами «Галактики» реализована сквозная автоматизация всех бизнес-процессов компании без исключения. Это ERP-система в полном понимании слова.
Фактически система строилась на моих глазах: я в компании 18 лет — с момента ее основания, из них 10 лет в ИТ. В 2003 году я стал начальником отдела внедрения информационных систем, потом — руководителем отдела информационных систем, а с 2010 года занимаю должность директора по ИТ.
В каких проектах вам приходилось участвовать лично?
Так получилось, что я всегда был связан с «Галактикой», начиная с ведения справочников и заканчивая постановкой складского учета. В первые годы ИТ в компании были развиты слабо, и, помимо основных задач, отчасти приходилось выполнять функции внедренца. Постепенно я переключился на ИТ и с 2003 года вплотную занялся внедрением различного функционала и развитием системы. При этом две трети всех работ, в том числе консалтинг, выполнялись собственными силами, без помощи разработчиков.
Из крупных проектов можно выделить расширение производственного контура с помощью внедрения модулей планирования производства и управления материально-техническим обеспечением. Этот достаточно сложный функционал «Русский продукт» внедрил одним из первых. Проект длился два года и стал одним из случаев, когда к внедренческим услугам подрядчиков все-таки пришлось прибегнуть. Планирование — процесс, который нужно адаптировать под задачи конкретной компании. Универсального решения быть не может, и доработки заняли достаточно большое время.
Кроме того, было реализовано довольно много интеграционных проектов, последним из них стала интеграция с системой электронного документооборота.
С какими информационными системами интегрирована ERP?
Деятельность компании поддерживают еще три основных решения: MES-система — собственная разработка на Delphi, BI-система, построенная на платформе Microsoft SQL Server 2012, и СЭД Directum. Все они интегрированы с ERP.
BI-решение на платформе Panorama, о котором рассказывали в 2006 году, в итоге не прижилось, и в 2010 году от него полностью отказались. Планово-экономический департамент, где находится большинство потенциальных пользователей аналитических систем, предпочитает использовать офисные электронные таблицы. Конечными пользователями BI-решения используется стандартный функционал Excel, посредством которого осуществляется подключение к базе данных и выгрузка информации в виде сводной таблицы. Для анализа берутся данные за последние 15 лет.
Что хотелось изменить, придя на пост ИТ-директора?
В первую очередь — службу поддержки. Не все было нормально в части работы с обращениями пользователей, регламентации этого процесса; не было базы знаний, которая бы использовалась специалистами. Время реакции на обращения пользователей удалось сократить в два-три раза. Других радикальных изменений не было.
Но, вероятно, происходят изменения в бизнесе, что находит отражение в реалиях ИТ-департамента.
Да, в последние три года изменились требования бизнеса к ИТ, что во многом связано с реструктуризацией компании. В частности, основное производство переносится на одну из площадок в Калужской области.
Еще одним источником множества новых задач стала активная работа с федеральными розничными сетями. Мы им отгружаем более половины произведенной продукции. У них особые требования как к логистике, так и к ИТ. Например, практически все сети перешли на электронный обмен документами, поэтому появилось много условий, касающихся первичных документов. Мы вынуждены постоянно подстраиваться под них. Это так или иначе проецируется и на учетную систему.
Кроме того, компания начала выпускать новую продукцию — мучные полуфабрикаты, новые виды снэков. По требованию производственников пришлось модернизировать некоторые алгоритмы планирования производства.
Наконец, существуют очень серьезные требования у руководства компании, в том числе акционеров, к части прогнозирования спроса. Последний крупный проект в этой области — модернизация управленческой отчетности. Для того чтобы оптимизировать затраты, надо иметь достоверную информацию по всем издержкам, с детализацией до мелочей. В этом направлении была проделана большая работа. Проект длится уже полтора года, основная его часть заключалась в скрупулезном сборе затрат. Теперь на основе имеющихся данных бизнес-подразделения реализуют задачи по оптимизации.
Когда вы стали ИТ-директором, информационная система была уже далеко не новой. Не появлялось желания ее заменить?
Рассматривался вариант ее замены на решение SAP, другой альтернативы я не вижу. Например, «1С» в последнее время также позиционирует себя как поставщик ERP, но три крупнейших партнера «1С», увидев наш функционал, просто испугались. Вряд ли кто-то возьмется перенести на другую платформу столь сложное решение, проект был бы крайне рискованным.
На мой субъективный взгляд, компаний с идеально выстроенными процессами в России, пожалуй, не существует, даже если в них внедрена система менеджмента качества. Все равно есть узкие места, требующие постоянного внимания и оптимизации.
Если говорить о переходе на другую платформу, то вряд ли столь серьезные инвестиции себя окупят в ближайшее десятилетие. На выходе мы получим примерно те же результаты, которые имеем сейчас.
По-видимому, в других ИТ-направлениях вы также являетесь сторонником отечественных решений.
Однозначно. Можно привести в пример систему электронного документооборота, которую, к слову, мы тоже запустили сами, причем за четыре месяца. С ее помощью были автоматизированы основные процессы согласования документов.
Начиная проект, я рассматривал несколько систем, в том числе западных, и их отличия очень велики. С одним из зарубежных решений опыт работы уже был — в свое время с его помощью мы автоматизировали процесс согласований при выводе нового продукта на рынок. В итоге та система умерла, так как ее перестали использовать: сложный интерфейс, непонятная конечным пользователям логика... С Directum все оказалось гораздо понятнее, и проблем у пользователей не возникает.
Кроме того, если говорить о поддержке западных решений, то специалиста требуемой квалификации либо трудно найти, либо требуется обучать самим. В любом случае поддержка обходится дороже.
Неужели до сих пор не возникает желания обновить ИТ-ландшафт? Технологии продолжают устаревать, а в современных продуктах появляются новые возможности...
Причиной любых миграций становится невозможность ИТ-департамента реализовать какие-либо важные потребности бизнеса. Но мы не наблюдаем никаких требований, которые нельзя было бы решить в рамках существующей системы. Более того, иногда видим несколько вариантов решения.
Недавно от отдела доставки, занимающегося диспетчеризацией транспорта, поступила задача детального учета автотранспортных затрат. В ERP-системе есть модуль управления автотранспортом, но он больше подходит логистическим компаниям. Мы требуемый функционал предпочли разработать сами.
В чем сейчас заключается наиболее актуальная ваша задача как ИТ-руководителя?
Мы еще не завершили создание управленческой отчетности, сейчас работа идет в полуавтоматическом режиме. Многие операции отдаются на откуп сотрудникам аналитического отдела. Мы будем стремиться к сокращению ручного труда: данные должны автоматически изыматься из учетных систем, консолидироваться в аналитическом кубе и предоставляться руководителям.
Я вижу свою задачу в том, чтобы привлечь топ-менеджмент к активному использованию ИТ-инструментов. Большинство руководителей предпочитают иметь отчетность в нужном формате в готовом виде от своих подчиненных, но при существующих средствах автоматизации они самостоятельно могут достаточно просто и оперативно получать эту информацию.