Программа модернизации здравоохранения, в рамках которой на информатизацию было выделено более 30 млрд руб., не только положила начало созданию базовой ИТ-инфраструктуры в региональных медучреждениях, но и привела к качественным изменениям в ИТ-системах таких флагманов отрасли, как Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Наряду с 14 факультетами и научно-исследовательским центром в состав университета входит крупный многопрофильный клинический центр (КЦ), на базе которого студенты учатся, а врачи повышают квалификацию, ведут научные исследования и оказывают помощь пациентам.
«В клиническом центре давно планировали создать единую медицинскую информационную систему (МИС), но финансовых ресурсов на это было недостаточно. Деньги, полученные по программе модернизации, а также разработанные Минздравом РФ методические рекомендации, из которых стало понятно, какой должна быть МИС и с какими системами предстоит ее интегрировать, дали толчок началу проекта», — рассказала Екатерина Кузнецова, заместитель директора по организационно-методической работе клинического центра Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.
![]() |
«Мы старались распределить имеющиеся средства так, чтобы их хватило на создание системы, объединяющей все подразделения», Екатерина Кузнецова, заместитель директора по организационно-методической работе клинического центра Первого МГМУ им. И. М. Сеченова |
В отдельной сети
Внедрение МИС курировали директор КЦ и главные врачи больниц, но основная работа легла на плечи их заместителей и начальника отдела ИТ. Для медицинской системы было решено построить отдельную сетевую инфраструктуру, и первым испытанием для команды проекта стали монтажные работы в зданиях клинического городка, являющихся памятниками архитектуры. Прокладка сетей в старинных помещениях, где в то же время шел капитальный ремонт, была непростой задачей.
Но результат того стоил: в единую сеть были объединены все подразделения КЦ. Помимо администрации, это семь университетских клинических больниц, в том числе детская и фтизиопульмонологии, загородный центр восстановительной медицины и реабилитации, клинико-диагностический центр, лабораторный корпус, центр крови, централизованная аптека, а также отдел питания и продовольственного снабжения. На основе оптоволоконных кабелей, соединяющих эти подразделения, cоздана магистраль для МИС. Для оснащения рабочих мест выбрали недорогое, но достаточно производительное решение — «тонкие» клиенты.
Выделенная сеть для медицинской системы насчитывает более 80 узлов СКС и ЛВС и 800 портов для подключения терминалов сотрудников. Однако пользователи работают не в классическом терминальном режиме: на «тонких» клиентах установлена ОС Linux и выведены ярлыки приложений, запущенных на сервере. Специалисты компании «Аквариус» установили и настроили 800 терминалов, подключенных к центральному узлу МИС в здании администрации КЦ. На первом этапе централизованный серверный узел с системой хранения данных и резервированием ключевых компонентов сочли достаточным, построение распределенной серверной инфраструктуры отложили на будущее.
Границы возможностей
Серьезные трудности возникли у руководителей проекта еще на этапе постановки задачи перед внедренцами — сформулировать единые требования для всех подразделений КЦ и тиражировать одно решение было невозможно, требовалось учесть cпецифику каждой из многопрофильных больниц, в составе которых — и роддом, и клиника психиатрии, и загородный реабилитационный центр.
«У нас много задач, но, исходя из выделенного бюджета, мы наметили, что хотим сделать в первую очередь», — поделилась Кузнецова.
До реализации программы модернизации в работе медицинских подразделений университета использовалось разрозненное программное обеспечение для отдельных задач — регистратуры, учета услуг, пациентов, аптеки, склада, диетпитания и т. д., которое работало в условиях ограниченных сетевых возможностей и не было интегрировано в единую информационную среду. Вследствие этого получить общую информацию по всему предприятию для управленческих целей было сложно.
Объединение подразделений клинического центра университета позволило вести в единой системе учет всех медицинских услуг и административно-хозяйственной деятельности КЦ. Пока cобственные АРМы есть не у каждого пользователя, но в системе присутствуют все основные роли: медрегистраторов, врачей лечебно-диагностического отделения и врачей стационарных отделений, старших медсестер и заведующих отделениями, главных врачей и администрации КЦ. В ординаторских устанавливали по одному терминалу, но обеспечили ими всех старших медсестер, чья работа предусматривает доступ к аптечной системе.
Контролировать целостность
Одним из cамых сложных этапов стало освоение МИС. «Это был трудоемкий этап, многие наши сотрудники уже в возрасте, но теперь им нравится работать в системе», — отметила Кузнецова.
С помощью поставщиков ПО были написаны регламенты работы пользователей в системе. Для обучения персонала в одной из больниц открыли учебный класс на 20 рабочих мест, где сотрудники компании «1С-Первый Бит» прочли пользователям вводный курс в соответствии с их ролями в МИС. Затем обучение продолжилось непосредственно на рабочих местах, и опыт показал, что на практике оно идет гораздо быстрее и эффективнее. Всего подготовку прошли порядка 2 тыс. пользователей.
Коллегам, реализующим аналогичные проекты, Кузнецова советует уделять особое внимание контролю внедрения на местах. Когда пользователи, войдя во вкус работы в МИС, начинают выдвигать индивидуальные требования или системные администраторы выражают желание что-то дописать для своей больницы, следует своевременно вмешиваться, чтобы сохранить единство централизованной системы.
На подступах к МИС
Наиболее важный результат внедрения МИС — избавление от многократного ввода одной и той же персональной информации о пациенте и, соответственно, уменьшение ошибок. Данные о пациенте заносятся в его историю болезни при первом консультативном приеме и хранятся в системе, где с ними поэтапно работают все службы. Эту информацию видит врач при назначении лекарств, старшая медсестра — при формировании аптечных заказов, постовая медсестра — при выдаче лекарств, а сотрудник лаборатории — при получении направления на анализ.
С января текущего года система «1С:Медицина» запущена в промышленную эксплуатацию. Требуемые законом бумажные формы остаются, но они формируются «одним нажатием кнопки» и распечатываются из МИС. Движение пациента от момента поступления до выписки стало прозрачным.
Имеющуюся информацию о пациенте в МИС еще нельзя назвать полноценной электронной медицинской картой (ЭМК) — это ее минимальная версия. У врачей в стационарах есть возможность внести данные о диагнозе пациента, диете, лекарственных препаратах, назначить лабораторные исследования и увидеть их результаты, сформировать статистическую отчетность о своей деятельности.
«В наших планах — дальнейшее развитие МИС с учетом требований концепции создания единой государственной информационной системы здравоохранения, а также внедрение и освоение ЭМК» — говорит Кузнецова.
Платформа для легкости
МИС тесно интегрирована с аптечной и лабораторной системами, а также с системой диетического питания. Направив пациента на лабораторное исследование, врач оперативно получает его результаты на свое автоматизированное рабочее место. Медсестра, чтобы согласовать требования на лекарства, не идет в аптеку, а формирует их в системе, где видно наличие препаратов, отправляет в аптеку и получает ответ, когда будет собран заказ.
Заказы на питание постовая медсестра формирует в МИС на основе назначенной врачом диеты и автоматически отправляет заявку от отделения на центральный пищеблок, его сотрудники составляют заявку на необходимые продукты для работников склада.
Относительная легкость интеграции с другими подразделениями КЦ объясняется тем, что смежные системы тоже базируются на платформе «1С:Предприятие».
Данные об оказанных услугах выгружаются из МИС в программу московского фонда ОМС, а c помощью специального ПО «1С:Федеральные регистры» планируется также выгружать паспорт учреждения в ЕГИСЗ.
Видеть цель
Очень важно иметь четкое представление о том, что хочется получить в итоге, подчеркнула Кузнецова, резюмируя опыт внедрения МИС. По ее словам, врачам и медсестрам теперь легче работать, а администрации — принимать решения. Прозрачность хозяйственных и административных процессов дает возможность оперативно оценить, насколько рационально используются кадры или расходуются реактивы в лаборатории. Руководитель четко видит загруженность каждого врача и отделения в целом и может перенаправлять потоки пациентов, понимая, хватает ли врачей в подразделении и какие источники финансирования преобладают, а также рационализировать назначения лабораторных исследований.
«Программа модернизация позволила совершить качественный скачок, но теперь требуется дальнейшее развитие, интеграция с компонентами федерального уровня», — указала Кузнецова.
В ближайшей перспективе запланировано приобрести дополнительные автоматизированные рабочие места, создать резервный серверный узел и подключить в общую сеть новые узлы СКС/ЛВС.