Программа модернизации здравоохранения, в рамках которой на информатизацию было выделено более 30 млрд руб., не только положила начало созданию базовой ИТ-инфраструктуры в региональных медучреждениях, но и привела к качественным изменениям в ИТ-системах таких флагманов отрасли, как Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Наряду с 14 факультетами и научно-исследовательским центром в состав университета входит крупный многопрофильный клинический центр (КЦ), на базе которого студенты учатся, а врачи повышают квалификацию, ведут научные исследования и оказывают помощь пациентам.

«В клиническом центре давно планировали создать единую медицинскую информационную систему (МИС), но финансовых ресурсов на это было недостаточно. Деньги, полученные по программе модернизации, а также разработанные Минздравом РФ методические рекомендации, из которых стало понятно, какой должна быть МИС и с какими системами предстоит ее интегрировать, дали толчок началу проекта», — рассказала Екатерина Кузнецова, заместитель директора по организационно-методической работе клинического центра Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.

 

Екатерина Кузнецова, заместитель директора по организационно-методической работе клинического центра Первого МГМУ им. И. М. Сеченова
«Мы старались распределить имеющиеся средства так, чтобы их хватило на создание системы, объединяющей все подразделения», Екатерина Кузнецова, заместитель директора по организационно-методической работе клинического центра Первого МГМУ им. И. М. Сеченова

В отдельной сети

Внедрение МИС курировали директор КЦ и главные врачи больниц, но основная работа легла на плечи их заместителей и начальника отдела ИТ. Для медицинской системы было решено построить отдельную сетевую инфраструктуру, и первым испытанием для команды проекта стали монтажные работы в зданиях клинического городка, являющихся памятниками архитектуры. Прокладка сетей в старинных помещениях, где в то же время шел капитальный ремонт, была непростой задачей.

Но результат того стоил: в единую сеть были объединены все подразделения КЦ. Помимо администрации, это семь университетских клинических больниц, в том числе детская и фтизиопульмонологии, загородный центр восстановительной медицины и реабилитации, клинико-диагностический центр, лабораторный корпус, центр крови, централизованная аптека, а также отдел питания и продовольственного снабжения. На основе оптоволоконных кабелей, соединяющих эти подразделения, cоздана магистраль для МИС. Для оснащения рабочих мест выбрали недорогое, но достаточно производительное решение — «тонкие» клиенты.

Выделенная сеть для медицинской системы насчитывает более 80 узлов СКС и ЛВС и 800 портов для подключения терминалов сотрудников. Однако пользователи работают не в классическом терминальном режиме: на «тонких» клиентах установлена ОС Linux и выведены ярлыки приложений, запущенных на сервере. Специалисты компании «Аквариус» установили и настроили 800 терминалов, подключенных к центральному узлу МИС в здании администрации КЦ. На первом этапе централизованный серверный узел с системой хранения данных и резервированием ключевых компонентов сочли достаточным, построение распределенной серверной инфраструктуры отложили на будущее.

Границы возможностей

Серьезные трудности возникли у руководителей проекта еще на этапе постановки задачи перед внедренцами — сформулировать единые требования для всех подразделений КЦ и тиражировать одно решение было невозможно, требовалось учесть cпецифику каждой из многопрофильных больниц, в составе которых — и роддом, и клиника психиатрии, и загородный реабилитационный центр.

«У нас много задач, но, исходя из выделенного бюджета, мы наметили, что хотим сделать в первую очередь», — поделилась Кузнецова.

До реализации программы модернизации в работе медицинских подраз­делений университета использовалось разрозненное программное обеспечение для отдельных задач — регистратуры, учета услуг, пациентов, аптеки, склада, диетпитания и т. д., которое работало в условиях ограниченных сетевых возможностей и не было интегрировано в единую информационную среду. Вследствие этого получить общую информацию по всему предприятию для управленческих целей было сложно.

Объединение подразделений клинического центра университета позволило вести в единой системе учет всех медицинских услуг и административно-хозяйственной деятельности КЦ. Пока cобственные АРМы есть не у каждого пользователя, но в системе присутствуют все основные роли: медрегистраторов, врачей лечебно-диагностического отделения и врачей стационарных отделений, старших медсестер и заведующих отделениями, главных врачей и администрации КЦ. В ординаторских устанавливали по одному терминалу, но обеспечили ими всех старших медсестер, чья работа предусматривает доступ к аптечной системе.

Контролировать целостность

Одним из cамых сложных этапов стало освоение МИС. «Это был трудоемкий этап, многие наши сотрудники уже в возрасте, но теперь им нравится работать в системе», — отметила Кузнецова.

С помощью поставщиков ПО были написаны регламенты работы пользователей в системе. Для обучения персонала в одной из больниц открыли учебный класс на 20 рабочих мест, где сотрудники компании «1С-Первый Бит» прочли пользователям вводный курс в соответствии с их ролями в МИС. Затем обучение продолжилось непосредственно на рабочих местах, и опыт показал, что на практике оно идет гораздо быстрее и эффективнее. Всего подготовку прошли порядка 2 тыс. пользователей.

Коллегам, реализующим аналогичные проекты, Кузнецова советует уделять особое внимание контролю внедрения на местах. Когда пользователи, войдя во вкус работы в МИС, начинают выдвигать индивидуальные требования или системные администраторы выражают желание что-то дописать для своей больницы, следует своевременно вмешиваться, чтобы сохранить единство централизованной системы.

На подступах к МИС

Наиболее важный результат внедрения МИС — избавление от многократного ввода одной и той же персональной информации о пациенте и, соответственно, уменьшение ошибок. Данные о пациенте заносятся в его историю болезни при первом консультативном приеме и хранятся в системе, где с ними поэтапно работают все службы. Эту информацию видит врач при назначении лекарств, старшая медсестра — при формировании аптечных заказов, постовая медсестра — при выдаче лекарств, а сотрудник лаборатории — при получении направления на анализ.

С января текущего года система «1С:Медицина» запущена в промышленную эксплуатацию. Требуемые законом бумажные формы остаются, но они формируются «одним нажатием кнопки» и распечатываются из МИС. Движение пациента от момента поступления до выписки стало прозрачным.

Имеющуюся информацию о пациенте в МИС еще нельзя назвать полноценной электронной медицинской картой (ЭМК) — это ее минимальная версия. У врачей в стационарах есть возможность внести данные о диагнозе пациента, диете, лекарственных препаратах, назначить лабораторные исследования и увидеть их результаты, сформировать статистическую отчетность о своей деятельности.

«В наших планах — дальнейшее развитие МИС с учетом требований концепции создания единой государственной информационной системы здравоохранения, а также внедрение и освоение ЭМК» — говорит Кузнецова.

Платформа для легкости

МИС тесно интегрирована с аптечной и лабораторной системами, а также с системой диетического питания. Направив пациента на лабораторное исследование, врач оперативно получает его результаты на свое автоматизированное рабочее место. Медсестра, чтобы согласовать требования на лекарства, не идет в аптеку, а формирует их в системе, где видно наличие препаратов, отправляет в аптеку и получает ответ, когда будет собран заказ.

Заказы на питание постовая медсестра формирует в МИС на основе назначенной врачом диеты и автоматически отправляет заявку от отделения на центральный пищеблок, его сотрудники составляют заявку на необходимые продукты для работников склада.

Относительная легкость интеграции с другими подразделениями КЦ объясняется тем, что смежные системы тоже базируются на платформе «1С:Предприятие».

Данные об оказанных услугах выгружаются из МИС в программу московского фонда ОМС, а c помощью специального ПО «1С:Федеральные регистры» планируется также выгружать паспорт учреждения в ЕГИСЗ.

Видеть цель

Очень важно иметь четкое представление о том, что хочется получить в итоге, подчеркнула Кузнецова, резюмируя опыт внедрения МИС. По ее словам, врачам и медсестрам теперь легче работать, а администрации — принимать решения. Прозрачность хозяйственных и административных процессов дает возможность оперативно оценить, насколько рационально используются кадры или расходуются реактивы в лаборатории. Руководитель четко видит загруженность каждого врача и отделения в целом и может перенаправлять потоки пациентов, понимая, хватает ли врачей в подразделении и какие источники финансирования преобладают, а также рационализировать назначения лабораторных исследований.

«Программа модернизация позволила совершить качественный скачок, но теперь требуется дальнейшее развитие, интеграция с компонентами федерального уровня», — указала Кузнецова.

В ближайшей перспективе запланировано приобрести дополнительные автоматизированные рабочие места, создать резервный серверный узел и подключить в общую сеть новые узлы СКС/ЛВС.