При реализации проектов информатизации правительство Московской области руководствуется принципом необходимости и достаточности. Как поясняет Станислав Журавлев, начальник управления информационных технологий Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, приходится выбирать между тем, что хотелось бы реализовать, и тем, что возможно выполнить в рамках имеющегося финансирования, пытаясь сделать все самое лучшее и интересное, что есть в других регионах.
Основная политика в области информатизации реализуется по трем основным направлениям: инфраструктурные проекты, электронные услуги (или «открытое правительство») — это системы, которые необходимы для ИТ-поддержки деятельности государственных органов власти, а также информационные ресурсы для граждан и предприятий региона.
Централизация и связь
В настоящее время в регионе выстраивается централизованная ИТ-инфраструктура. В 2013 году планируется завершить создание ЦОД правительства с использованием современных технологий и решений в области ИТ-инфраструктуры. ЦОД будет разделен на два сегмента — открытый и закрытый, хранящий персональные данные граждан и иную конфиденциальную информацию. Предполагается, что ЦОД послужит основой для предоставления облачных услуг государственным и бюджетным структурам региона, а также муниципальным образованиям. В нем разместятся наиболее критичные информационные системы: электронный документооборот (ЭДО); система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); системы для учреждений здравоохранения, образования, градостроительного комплекса, многофункциональных центров предоставления услуг (МФЦ); портал государственных услуг и пр.
Централизация ИТ позволит улучшить управляемость и снизить эксплуатационные расходы на эти системы. Намечается постепенно отказываться от «тяжелых» клиентских приложений и переходить на системы с веб-клиентами. В исключительных случаях, когда требуется высокая надежность и доступность, планируется применять трехуровневую архитектуру со специализированными клиентскими приложениями.
Одновременно совершенствуются каналы связи — мультисервисная сеть, «наложенная» на арендованные каналы, поможет обеспечить доступ к централизованным системам и информационным ресурсам регионального уровня. В настоящее время идет активная работа по расширению пропускной способности каналов связи. Планируется также подключение школ и ЛПУ. «Последняя миля» до других учреждений муниципального уровня, возможно, будет отдана на откуп местным операторам связи.
Важным аспектом развития инфраструктуры связи правительство региона считает повышение конкуренции среди телекоммуникационных операторов. Необходимо дать небольшим операторам возможность успешно развивать свой бизнес.
Особое внимание в области уделяется вопросам информационной безопасности. Журавлев отметил, что все системы, которые сейчас разрабатываются для правительства Московской области, включают в себя компоненты ИБ. К концу года планируется утвердить и принять концепцию ИБ, где будут сформулированы единые принципы и подходы к обеспечению информационной безопасности при решении задач информатизации области.
Управление инфраструктурой ИКТ и контроль качества ее функционирования и обслуживания будут осуществляться с использованием единой системы, которая позволит отслеживать и оперативно воздействовать на состояние всех информационных и ИТ-ресурсов, включая ЦОД, каналы связи, системы ИБ и пр. Скорее всего, уже в нынешнем году будет создана единая система учета инцидентов (вероятнее всего, она будет реализована на базе свободного программного обеспечения).
В будущем году предполагается централизовать эксплуатацию информационных систем, закупки и обслуживание техники, передав эти функции специализированной подведомственной организации (по сути, инсорсинговой структуре). Эти проекты планируется завершить к середине 2014 года.
Электронные услуги
В Московской области сейчас используются 162 прикладные системы. В их числе: системы, поддерживающие деятельность министерства финансов, министерства экономики; системы для мониторинга государственных программ, оказания государственных и муниципальных услуг; системы для строительного комплекса, ЖКХ, лесного хозяйства, кадровой службы и пр.
К концу года будет принят в эксплуатацию ЭДО для чиновников правительства. Продолжится и унификация ИТ: будет реализована единая система электронной почты, работающая с единым доменом mosreg.ru, появятся единый каталог, унифицированные порталы для всех органов власти и пр.
Кроме того, предполагается расширить возможности государственных услуг. В регионе будут открыты в общей сложности 94 МФЦ с 1300 окнами для взаимодействия с гражданами и бизнесом. Сейчас идет перенос системы, обслуживающей МФЦ, на централизованную площадку ЦОД. Интеграция с казначейской системой позволит получать информацию о платежах за госуслуги (в том числе об оплате штрафов, лицензий и пр.). В 2013 году намечено реализовать около 100 госуслуг и открыть 26 МФЦ.
На 2014 год намечен ввод в строй единого контакт-центра, с помощью которого можно будет получить услугу и узнать о ходе ее оказания.
Как подчеркнул Журавлев, услуги должны быть доступны любым удобным способом: через телефон, МФЦ, портал госуслуг, через личное обращение в какой-либо из органов власти или письменное обращение по почте. Процесс оказания услуги и его прозрачность для получателя не должны зависеть от способа обращения за ней.
Доступ к информационным системам, развернутым в рамках реализации региональных инициатив в области информатизации, планируется сделать бесплатным для муниципальных образований. До конца года в двух муниципальных образованиях предполагается реализовать пилотные проекты по автоматизации функций муниципальных органов с помощью сервисов, предоставляемых областными информационными системами.
Планируется выстроить сквозные бизнес-процессы, охватывающие муниципальные и региональные учреждения. ИТ-поддержку этих процессов обеспечит единая система. Если эксперимент пройдет удачно, то в 2014 году будут реализованы похожие проекты во всех муниципальных образованиях.
Сдерживающим фактором для всех этих процессов выступает отношение муниципалитетов к региональной информатизации. Некоторые муниципалитеты бывает непросто убедить пользоваться ИТ-сервисами, которые предоставляют региональные органы, причем бесплатно. Чтобы добиться координации действий и сконцентрировать финансирование проектов по информатизации в рамках единого бюджета, снизив расходы на закупку и внедрение ИТ, нужно работать с нормативной базой — внести в нее необходимые изменения, чтобы законы начали работать на местах.
Еще один серьезный сдерживающий фактор информатизации в области — кадровый голод. Госструктурам остро не хватает ИТ-специалистов широкого профиля: системных администраторов, аналитиков, технологов и пр. Чтобы решить проблему, планируется наладить тесное сотрудничество с расположенными в регионе образовательными учреждениями: в ряде вузов, техникумов и колледжей Подмосковья появятся базовые кафедры, где будет проводиться дополнительное профессиональное обучение. Студенты получат возможность проходить практику в государственных и бюджетных структурах региона.
Для граждан и бизнеса
В рамках развития портала госуслуг вскоре появится первое региональное мобильное приложение для граждан. В течение 2014 года планируется сделать наиболее востребованные сервисы доступными с мобильных устройств.
Продолжается проект внедрения электронной регистратуры в ЛПУ региона, после чего планируется реализовать ряд других масштабных ИТ-проектов в областной системе здравоохранения, таких как единые банки данных результатов обследований пациентов, медицинских изображений и пр.
Много важных проектов запланировано в сфере образования. Уже работает система единой очереди в детские сады, вскоре появится система единой записи в общеобразовательные и спортивные школы, а также система контроля входа детей в школу и выхода из школы. Появятся системы дистанционного обучения не только преподавателей, но и учеников.
Обширные планы намечены в области информатизации государственных библиотек региона — предстоит оцифровать их фонды, создать новые бесплатные образовательные ресурсы для школьников.
Активное развитие ждет и системы на базе спутниковой навигации: планируется оснастить ими школьные автобусы для осуществления мониторинга, а также внедрить технологию интеллектуальной оплаты проезда — она позволит списывать с карт деньги в зависимости от расстояния, которое проехал пассажир. Подключить к этой системе можно будет не только проездные билеты, выполненные на базе технологии смарт-карт, но и любые другие карты: банковские, УЭК и пр. Такая интеграция с региональной инфраструктурой откроет широкие перспективы взаимодействия с различными коммерческими организациями.