Решение основных задач в сфере логистики — оптимизации работы склада и транспорта, автоматизации взаимодействия с клиентами, прогнозирования спроса — требует от компаний из разных секторов внедрения различных технологий, существенно зависящих от вида бизнеса
Для любой организации, использующей складские мощности, очень важно оптимизировать затраты на операции, сократить издержки и повысить производительность. Решить эти задачи позволяют системы управления складом (Warehouse Management System, WMS ). Но имеющиеся на рынке решения подходят не для всех видов бизнеса, и, кроме того, их внедрение в отрыве от автоматизации смежных процессов, считают эксперты, не может дать желаемого эффекта.
Проблемы, возникающие сегодня в логистике, по мнению Александра Шумских, ИТ-директора компании Ferrero по России и странам СНГ, затрагивают множество областей: от типичного обеспечения инфраструктуры предприятия до приложений, оптимизирующих работу склада и транспорта, автоматизирующих планирование спроса, работу с клиентами и деятельность торговых представителей. «Развивать каждое из этих направлений необходимо для современной компании, стремящейся получить конкурентные преимущества как через сокращение издержек, так и через внедрение новых процессов и технологий», — поясняет он. Именно по такому пути идет компания Ferrero в России, трансформирующаяся вместе с изменяющимся ИТ-ландшафтом.
«Развитие каждого из направлений — от типичного обеспечения инфраструктуры предприятия до приложений, оптимизирующих работу склада и транспорта, автоматизирующих планирование спроса, работу с клиентами и деятельность торговых представителей, — актуально и естественно для современной компании, стремящейся получить конкурентные преимущества как за счет сокращения издержек, так и за счет внедрения новых для рынка процессов и технологий», Александр Шумских, ИТ-директор компании Ferrero по России и странам СНГ
Логистическая база
Для компании Ferrero серьезным подспорьем в деле оптимизации складских операций стало внедрение системы SAP EWM. «Этот мощный продукт, принципиально отличающийся от прежнего приложения, будучи решением децентрализованным, позволяет комплексно управлять всеми складскими операциями, в том числе оптимизировать задачи погрузчиков и подбор товара по срокам годности, интегрироваться с производством, ERP-системой, — рассказывает о внедренных решениях Шумских. — Централизация не может стать панацеей, выбор подхода всецело зависит от того, что вы хотите в конечном итоге получить. В нашем случае децентрализованный интегрированный склад — решение, с помощью которого достигается гибкость в настройке логистических и финансовых операций, предоставляющее независимость складской логистики (пусть и относительную) от основной системы предприятия. Мы горды тем, что наша компания, первой внедрившая SAP EWM в России, стала первопроходцем на рынке».
Александр Ульянов, эксперт по логистическому направлению компании itelligence, отмечает важность внедрения WMS практически для всех торговых и производственных компаний, которые имеют собственные складские площадки, а также для поставщиков услуг ответственного хранения: «Они уделяют большое внимание эффективности своей работы, сокращению издержек и повышению конкурентоспособности. Важнейшими факторами успешной работы складского комплекса являются соблюдение разработанной технологии и слаженная деятельность всех участников процесса от момента поступления грузов на склад до их отгрузки. Как раз эту задачу и позволяет решить система управления складом. Будучи классической системой уровня контроля исполнения, она стала эффективным инструментом, который даже в своем базовом функционале позволяет добиться ощутимых результатов». Рассказывая о процессе внедрения WMS, Ульянов подчеркивает необходимость разделения территории склада на зоны по видам технологических операций в целях автоматизации приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров. Это позволяет упорядочить работу персонала на различных участках и эффективно распределить сферы ответственности. «На стадии внедрения в систему заносятся описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметры всего используемого оборудования и правила работы с ним. Все поступающие грузы помечены штрихкодами. Технологические складские операции под контролем системы производятся на основании штрихкодов, данных о месте хранения и погрузочной технике. Система может использовать любой из существующих типов кодов или печатать этикетки с внутренним штрихкодом. Погрузочная техника и работники склада оснащаются радиотерминалами ввода-вывода данных — переносными компьютерами, общающимися с головным сервером системы по радиоканалу», — поясняет он.
«Недостаток отраслевых знаний приводит к большому числу ошибок, и российские компании сектора идут путем обособления логистики on demand от офлайн-процессов ретейлеров, выделения фулфилмент-операторов из группы 3PL-операторов», Алексей Жуков, директор по маркетингу и развитию компании «Бета продакшн»
Все согласны с тем, что WMS является сердцем логистического оператора. Однако ее классический функционал подходит далеко не всегда. Традиционные ретейлеры вынуждены дорабатывать свои системы под новый интернет-канал продаж, меняя подход к организации склада, или передавать обслуживание этого направления на аутсорсинг. «На сегодняшний день на рынке коммерческих систем управления складом готового решения для интернет-торговли нет, — считает Алексей Жуков, директор по маркетингу и развитию компании «Бета продакшн». — Абсолютное большинство предлагаемых программных продуктов специализируются на складских процессах традиционных ретейлеров, но логистика on demand интернет-магазина имеет существенные отличия. Большой ассортимент, малая глубина склада, большое количество SKU в подборе (Stock Keeping Unit, SKU — идентификатор товарной позиции, единица учета запасов, складской номер, используемый в торговле для отслеживания статистики по реализованным товарам или услугам. — Прим. ред.), учет технологии упаковки и многие другие особенности вынуждают либо сильно кастомизировать существующие программные продукты, либо заказывать их разработку. Такие доработки требуют значительных финансовых ресурсов и затрат времени. В нашей компании WMS разработана собственными силами и постоянно модернизируется уже много лет». «Бета продакшн» — крупный российский фулфилмент-оператор — оказывает интернет-магазинам услуги по хранению, комплектации, упаковке и доставке товаров. В России эти услуги относительно новы, и потенциальные их потребители только начинают открывать для себя возможности и преимущества передачи фулфилмента на аутсорсинг.
«От системы управления складом зависит слаженная деятельность всех участников процесса от момента поступления грузов на склад до их отгрузки», Александр Ульянов, эксперт по логистическому направлению компании itelligence
У таких логистических операторов существуют проблемы с базовой автоматизацией, а кроме того, значительно отличаются складские технологии. Когда логистический оператор подбирает и упаковывает несколько десятков тысяч заказов в день, на первый план выходит минимизация ошибок и времени подбора. И для «Бета продакшн» перспективной является технология Pick by light. (Эта технология служит для сбора и размещения продукции. Отличительная особенность продукта — возможность весового контроля. Данная уникальная технология была разработана с целью автоматизации процессов сортировки SKU. Для идентификации того или иного продукта и определения его количества используются световые сигналы. — Прим. ред.) Однако ее применение нецелесообразно без другого шага автоматизации. «У комплектовщика до 80% рабочего времени уходит на перемещение от ячейки к ячейке. Чтобы снизить время таких «прогулок», за комплектовщиком закрепляют выделенные площади, а отобранные заказы транспортируются на следующие этапы комплектации с помощью конвейера, что влечет рост количества персонала, да и конвейер занимает достаточно много полезной площади. Поэтому, в отличие от традиционных операторов, для нас актуальны роботизированные системы, позволяющие существенно сократить потребность в персонале, увеличить скорость и точность подбора товаров», — поясняет Жуков.
Не только склад
Как уже отмечалось, логистика не исчерпывается складскими операциями. «Любой склад проходит в своем развитии несколько этапов, — считает Максим Власов, директор по развитию компании AXELOT. — Сначала он должен просто упорядочить свои процессы, сделать их быстрыми и безошибочными. Затем ему необходимо стать интеллектуальным и с помощью WMS построить мощные системы планирования и управления своей деятельностью. И наконец, склад должен стать полноправным звеном цепочки поставок, тесно интегрированным со своими поставщиками и потребителями. Такой склад будет источником конкурентных преимуществ для своей компании. Однако для достижения этого эффекта компании необходимо обладать не только отлично организованным и автоматизированным складом, но и отлаженными и автоматизированными процессами в смежных областях, таких как транспортировка товаров, планирование продаж, обработка заказов, планирование и осуществление закупок. У производственных компаний в этот процесс включаются также планирование производства, закупки сырья и выпуск готовой продукции. А значит, в поле зрения директора по логистике или директора по управлению цепочками поставок наряду с процессами складской логистики должны попасть процессы интеграции и оптимизации всех составляющих логистического процесса».
«Склад должен стать полноправным звеном цепочки поставок, тесно интегрированным со своими поставщиками и потребителями. Тогда он будет являться источником конкурентных преимуществ для своей компании», Максим Власов, директор по развитию компании AXELOT
Шумских отмечает, что конкурентные преимущества могут быть достигнуты в каждом звене цепочки поставок: в анализе и прогнозировании потребительского спроса, планировании продаж, пополнении складов или же своевременной поставке товара в точки продаж и дистрибьютору. «Обобщая, можно говорить о задаче выстраивания грамотного процесса планирования (Integrated Business and Operations Planning, IBOP). Здесь на помощь компаниям приходит множество решений — например, используемые нами для прогнозирования и планирования SAP APO, BPC. Небезынтересно решение, построенное на SAP HANA, и, хотя пока еще рано говорить о его масштабных внедрениях, тенденция к постоянному улучшению интеграции финансовых бизнес-процессов с процессами прогнозирования продаж, трейд-маркетинга и маркетинга, планирования закупок и продаж налицо. Как бы то ни было, очевидно, что ИТ-решения сами по себе дополнительную ценность привнести не могут, требуется кропотливый анализ множества бизнес-процессов компании, их реинжиниринг и четкая интеграция», — считает Шумских. Сейчас Ferrero идет именно в этом направлении, изучая опыт компаний, работающих на российском и зарубежных рынках, учитывая особенности как рынка, так и отдельных компаний. «Маршрут к рынку» (Route-To-Market, RTM) в развитых и развивающихся странах значительно различается, при этом в российском секторе FMCG для компаний, схожих с Ferrero, характерны большая доля дистрибьюторского бизнеса и относительно небольшая часть прямых поставок в точки продаж. «Такая особенность обусловлена не в последнюю очередь огромной территорией, на которой ведется бизнес, проникновением крупных сетей в регионы, ну и конечно же, типичными для России логистическими бедами», — поясняет Шумских.
Задачи, которые компаниям приходится сегодня решать, связаны с обеспечением качества данных по вторичным продажам, автоматизацией торговых представителей, полагают эксперты. Все более сильное влияние на успех компаний оказывают технологии взаимодействия с клиентами — CRM, портальные, мобильные. «Убежден, что успех кроется в эффективном решении именно этих задач. Технологий и приложений CRM/SFA на рынке достаточно много, и выбор продукта определяется тем, насколько он соответствует стратегии компании, адаптирован ли к российским реалиям, возможна ли его интеграция с другими системами, в частности с системами оптимизации маршрутов торговых представителей», — считает Шумских.
Развитие технологий
В качестве основных направлений развития WMS Ульянов выделяет усовершенствование как традиционного функционала, так и универсальных мобильных терминалов для сбора данных, возможность прогнозирования ближайших операций персонала.
Власов отмечает, что наряду с традиционными решениями (WMS, ТMS, технологии штрихкодирования и пр.) заметную роль в оптимизации работы склада и прочих звеньев логистической цепочки могут сыграть такие продукты и технологии, как сервисная шина предприятия, RFID, веб-интерфейсы и системы управления НСИ. «Сервисная шина предприятия осуществляет взаимодействие всех интегрируемых приложений в одном центре, объединяя существующие источники информации и обеспечивая централизованный обмен данными между разными информационными системами, входящими в блоки управления закупками, продажами, запасами, складом, перевозками и автотранспортом. RFID — технология автоматической радиочастотной идентификации — является действенным инструментом входного и выходного контроля на складе, способным значительно упростить процедуры приемки и отгрузки товаров. Эффективна она и при «управлении двором» (координации операций на складском дворе, например, процессов загрузки и разгрузки транспортных средств, Yard Management — Прим. ред.). Кроме того, использование технологии RFID значительно оптимизирует процесс транспортировки грузов, поскольку гарантирует контроль за их перемещением и сохранностью», — поясняет Максим Власов. Третья технология, по его мнению, обеспечивающая преимущество — Web-интерфейсы клиентов 3PL-операторов, которые позволяют им получать информацию о товаре в режиме реального времени. И наконец, необходимы системы управления нормативно-справочной информацией — добавление новых информационных баз усложняет ведение справочников номенклатуры, контрагентов и т. д., а системы управления НСИ позволяют интегрировать нормативно-справочную информацию различных учетных и информационных систем, в том числе ERP и WMS.