Ядерная отрасль подразумевает использование самых современных технологий, в том числе в сфере ИТ. Юрий Ибраев, главный специалист по управлению ИТ-активами, финансами и проектами Новосибирского завода химконцентратов, рассказывает о движении предприятия к «цифровому производству» и сопутствующих этому проблемах.
Какова роль ИТ-службы Новосибирского завода химконцентратов в структуре Росатома?
До 2009 года предприятие развивалось в области ИТ самостоятельно, ориентируясь только на собственную стратегию развития, утвержденную материнской компанией. В этот период было закончено внедрение автоматизированных систем конструкторско-технологической подготовки производства (АСУ КТПП) на базе Autodesk AutoCAD и TechnologiCS, системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования на базе EAM-системы DataStream, системы управления ресурсами предприятия на базе SAP R/3.
В 2010 году на базе ИТ-службы НЗХК в Новосибирске открылся первый филиал «Гринатом» — многофункциональный общий центр обслуживания госкорпорации «Росатом» — МФ ОЦО, который начал оказывать комплексные услуги в области ИТ: от поддержки пользователей и ИТ-инфраструктуры завода до услуг местной телефонной связи. Параллельно «Росатом» утвердил программу трансформации финансового блока и ИТ. В рамках этой программы с 2010 по 2013 год завод участвует в корпоративных проектах. К ключевым проектам можно отнести внедрение системы управления персоналом SAP HCM с последующей передачей функций расчета заработной платы и трудового администрирования на обслуживание в МФ ОЦО, тиражирование типового решения системы управления ресурсами предприятия топливной компании «ТВЭЛ» (SAP ERP) с передачей функций налогового и бухгалтерского учета в МФ ОЦО, внедрение единой отраслевой системы документооборота (EMC Documentum).
Исходя из опыта реализуемых проектов Autodesk и SAP, каковы были основные проблемы, с которыми вы столкнулись, и пути их решения?
Главный блок проблем — люди, которые, как известно, решают всё. Первая и самая важная проблема — научиться говорить с владельцем бизнеса на понятном ему языке. В 2005 году аббревиатуры PLM, ERP, ITIL и т. п. вызывали у бизнеса скуку, непонимание и раздражение. А слова «прибыль», «затраты», «эффективность», в свою очередь, вызывали зубную боль у «айтишников». К 2008 году после внедрения АСУ КТПП все уже понимали: PDM означает ликвидацию любых потерь рабочего времени на непродуктивные функции при разработке документации (поиск документа в бумажном архиве, «пешеходное» согласование технических документов, поиск на жестких дисках электронного оригинала документа). Если это перевести в сухие цифры статистики, которые можно посчитать на базе информации из АСУ КТПП, эффекты становятся очевидными.
За первое полугодие эксплуатации были выявлены конкретные работники, у которых была низкая результативность в системе. По каждому такому сотруднику был проведен детальный анализ и дано заключение о целесообразности его оставления в штате. Итог — оптимизация численности персонала на 25%, а это дало годовой эффект в 4,5 млн руб. только по зарплате. Другие выгоды сложнее оценить в рублях, но сокращение сроков разработки и согласования чертежей до трех дней благодаря стандартизации правил и внедрению единого программного обеспечения стали очевидны для всех, в том числе и для владельцев бизнеса. Это было достигнуто после комплекса мер, но хочу предостеречь, что универсальных методов не существует. Прежде всего надо четко понимать цели конкретных бизнес-процессов и их руководителей.
Многие утверждают, что балансировка целей различных менеджеров не всегда возможна.
Конечно, это сложно, но нет ничего невозможного. Через конфликты (если этого требует ситуация), через методичную работу необходимо сближать их позиции. Если же цели не сформулированы или сформулированы неточно, их требуется сформулировать или уточнить.
Например, на нашем предприятии задача снижения затрат на единицу продукции для конструкторской службы сформулирована следующим образом: «Обеспечить минимальное время на разработку и внесение изменений в конструкторскую документацию». Для ее решения был проведен анализ и выявлены основные потери времени на этапе подготовки документации. Конструкторы тратили массу времени на поиск электронного оригинала документа на жестком диске (сейчас в едином электронном архиве это секунды); его сличение с действующей учтенной копией документа (сейчас все предыдущие версии с историей хранятся в электронном архиве); получение «синих» подписей на подлиннике (сейчас требуются только три физические подписи, остальные проставляются в АСУ КТПП в виде электронных подписей). Таким образом, от 25 до 70% рабочего времени конструкторы теряли в архивах, бродили по подразделениям, перепроверяли и переделывали электронные оригиналы документов...
В пирамиде корпоративных целей элементы ИТ должны пронизывать каждый слой и быть понятными топ-менеджменту, руководству среднего и низшего звена на уровне своих ключевых задач. Получается своеобразная «ИТ-сеть»; насколько она гибка и прочна, настолько эффективен ИТ-менеджер.
Научившись говорить в терминах затрат, прибыли и экономических эффектов, необходимо переходить к общему пониманию слов «инновации» и «лидерство». Еще весной 2008 года во время визита президента топливной компании «ТВЭЛ» Юрия Оленина на предприятие ему были представлены результаты автоматизации процессов КТПП и наглядно продемонстрирована разница между 2D-чертежом и цифровым прототипом в формате 3D-модели. Уже тогда звучали слова о необходимости укреплять и наращивать технологическое лидерство на рынке топлива для атомных станций по всем направлениям, в том числе и в части инженерной мысли. Autodesk Inventor стал целевым программным обеспечением для 3D-проектирования в ТВЭЛ. Сейчас под руководством ТВЭЛ прорабатывается вопрос о переходе на безбумажные технологии во всех бизнес-процессах, одновременно идет поиск новой платформы PLM.
«Моя позиция за последние пять лет менялась от отрицания западных решений и ориентации на российских производителей до понимания роли технологического лидерства зарубежных вендоров», Юрий Ибраев, главный специалист по управлению ИТ-активами, финансами и проектами Новосибирского завода химконцентратов |
Обычно на крупных производственных предприятиях есть еще одна мощная сила — пользователи...
Если в ходе внедрения мы делаем акцент только на исполнителях, не изменяя работу руководителей среднего и низшего звена управления, то основным измерителем успешности будет исполнитель, но в большинстве случаев именно исполнитель не понимает и не принимает автоматизации. Был случай, когда исполнители с молчаливого согласия одного из руководителей консолидировались в группу и так «выносили мозг» своему руководству, что работы по автоматизации приостановились, и только величина уже понесенных затрат стала решающим аргументом для топ-менеджмента перейти на новое решение.
Поэтому важнейшим элементом использования ИТ становится предоставление менеджменту инструмента управления процессами. Например, в результате внедрения PDM руководству для понимания ситуации с тем или иным изменением документации не требовалось проводить «допрос с пристрастием» исполнителей — в системе можно было легко и быстро найти требуемую информацию.
Сейчас процессы внедрения на нашем предприятии опираются на «ключевых» пользователей, а это работники, обладающие рядом уникальных компетенций, — управляемые, способные учиться и учить других, имеющие желание меняться и изменять окружающих, выдерживающие проектные нагрузки (даже с учетом полного отрыва от текущей деятельности, что бывает нередко), обладающие высокой внутренней мотивацией на результат. Ключевых пользователей надо осторожно, постепенно взращивать в функциональных подразделениях. Они — проводники между бизнесом и ИТ, реальная сила, способная или осуществить любой проект, или его погубить. Насколько успешно они поймут предлагаемое решение, насколько детально и глубоко передадут свои знания и навыки в процессе обучения конечным пользователям, насколько качественно смогут обеспечить «нулевую» линию поддержки — настолько эффективным будет проект.
Но не делайте их уникальными специалистами, без которых бизнес-процессы замирают, а всем остальным остается только пожимать плечами. Требуйте от них постоянного совершенствования. Если от них нет предложений по улучшениям, это сигнал менеджеру, что появились проблемы.
Особое отношение у меня к молодым специалистам. Они еще психологически не попали в капкан жизненного и производственного опыта, на многое у них свежий и незатуманенный взгляд. Главное, чтобы они не «перегорели» и не остановились после первого неудачного опыта, как технического, так и эмоционального. Необходимо помочь им научиться взаимодействовать и достигать требуемого результата.
А насколько важную роль в производственных процессах могут играть потребители?
Что касается процессов сбыта, то 3D-технологии порождают целый пласт интереснейших решений. Сейчас производители находятся в «одном клике» от потребителя. Современные возможности позволяют вовлекать потребителя в процессы разработки конструкции и потребительских свойств продуктов — как непосредственно в ходе конструирования изделия, так и «бесконтактно», на основе анализа поведения пользователя в момент выполнения поиска и приобретения товаров. При этом становится возможным виртуальное расширение продуктивной линейки предлагаемых продуктов и услуг практически под любое платежеспособное требование.
Каковы общие подходы предприятия к выбору ИТ-решений?
Моя личная позиция за последние пять лет менялась от отрицания западных решений и ориентации на российских производителей до понимания роли технологического лидерства зарубежных вендоров.
Зачастую на первый план выходят не функциональные, а экономические и стратегические подходы. Например, в феврале 2012 года было объявлено, что SAP серьезно занимается разработкой собственной MES-системы, это стало серьезным аргументом при выборе решения. С точки зрения логики построения корпоративной системы управления очевидно преимущество реализации функционала ERP и MES на платформе одного вендора.
Возникает законный вопрос, что делать с оставшейся функциональностью. Для промышленного предприятия остается PLM, причем в моем понимании (многие со мной могут не согласиться) это не только и не столько жизненный цикл готовой продукции, сколько идея виртуального производства, в котором все элементы производственного комплекса рассматриваются в виде цифровой модели в классическом четырехмерном пространстве. Готовая продукция — лишь один из ее элементов. Но есть четкое понимание того, что, двигаясь с нескольких сторон, глобальные игроки на рынке ПО постепенно сближаются.
Вы упомянули о движении предприятия в сторону цифрового производства. Что это? Модная тенденция или неизбежное будущее?
Попробуем взглянуть на эти процессы с человеческой точки зрения. Сейчас растет «цифровое» поколение детей. Для них язык трехмерной игры, 3D-фильма — стандарт восприятия информации, а социальные сети и чаты становятся доминирующим способом общения. В отличие от старшего поколения (цифровых мигрантов), они не знают, для чего требуется, например, архив бумажных подлинников и учтенных копий. Они живут по новым требованиям и используют наиболее простые способы восприятия и обработки информации. Их понять можно: зачем читать инструкцию по оформлению загранпаспорта, когда имеется много роликов на YouTube, в которых все рассказано? Они не понимают, как можно планировать график работы производственного участка на бумаге, обложившись еще копией графика планово-предупредительного ремонта, копией сменности, графиком поставки спецоснастки и комплектующих.
Новосибирский завод химических концентратов
НЗХК является дочерней структурой топливной компании «ТВЭЛ» и входит в контур управления Росатома. Предприятию в 2013 году исполняется 65 лет. В настоящее время это уникальный промышленный комплекс, включающий в себя производство топлива для атомных станций, единственное в России производство металлического лития и химических соединений на его основе. Кроме того, имеется инструментальное производство в «НЗХК-Инструмент» и производство промышленного оборудования в «НЗХК-Инжиниринг».
Выручка предприятия за 2012 год составила 6,5 млрд руб.
Новые люди требуют новых приемов в работе. Уже сейчас понятно, что промышленным предприятиям нужна визуализация процессов как самый понятный и простой способ обработки информации. Игра продолжается, только вместо «стрелялок» и «бродилок» человек двигает производственные линии, уточняет сроки поставок материалов и проведение планово-предупредительных ремонтов. Именно поэтому плоские чертежи так быстро заменяются технологиями 3D: они понятны и просты с точки зрения обработки информации человеком.
Сейчас на предприятии проводится ряд исследовательских работ по программному комплексу Autodesk Factory Design Suite. Учитывая масштаб работ по переводу производства в «цифру», о конкретных результатах говорить еще рано — как с точки зрения эффектов, так и стоимости, и сроков. К 2014 году предприятие планирует выбрать решение для цифрового производства. Вполне возможно, что к 2015 году у нас будет заложена база для нового поколения игр — реального планирования производства с применением решений Autodesk.