Нестабильность мировой экономики настолько въелась в умы руководителей, что те на полном серьезе учитывают ее в своей стратегии. В начале 2013 года, когда KPMG проводила опрос руководителей ста крупнейших химических компаний, 41% менеджеров назвал самой большой бизнес-проблемой «фискальный обрыв» в США. Среди прочих проблем были выделены замедление развивающихся рынков и долговой кризис в еврозоне. Таким образом, в 2013 год компании вошли готовыми к новым потрясениям.
Повышению операционной эффективности и укреплению финансовой устойчивости в таких сложных условиях компании придавали важное значение. Такие направления, как управление портфелями проектов, инновации и разработка новых продуктов, упомянули лишь 10% компаний. Это дает основания утверждать, что сектор фокусируется на фундаментальных вещах.
Если говорить об активности на развивающихся рынках, то здесь очевидным приоритетом для многих является Китай. Но еще чаще компании пытаются использовать портфельный подход, балансируя свои усилия в рамках нескольких стран — Индия, Бразилия, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия. Тем не менее свыше четверти компаний еще не разработали окончательных стратегий развития на растущих рынках. Аналитики признают эти результаты несколько удивительными: спрос на развивающихся рынках в течение ближайшего десятилетия будет только расти, поэтому выход на такие рынки должен быть критическим фактором роста для любой крупной компании.
Хотя многие компании фокусируются на создании оптимального портфеля продуктов, уровень активности на рынке слияний и поглощений не соответствует этой стратегии. Макроэкономическая неопределенность сильно сдерживает действия компаний по приобретению интересующих их активов. 47% из них винят в торможении сделок именно экономическую ситуацию. Этот же фактор в значительной степени влияет на существенный разброс в оценке активов, порождающий нереалистичные ожидания со стороны продавцов и потенциальных покупателей. Еще 25% говорят о низкой доступности финансов, хотя кредитные рынки и не полностью заморожены, как в первые годы кризиса.
Отраслевые аналитики говорят о слабом росте химической промышленности в 2013 году и об усилении этого рынка в 2014-м. Однако они признают, что экономическая ситуация будет ослаблять уверенность компаний в будущем и сдерживать рост на мировом рынке химии. Тем не менее, как подчеркивают в KPMG, компании, успешные в сложившихся условиях, получат дополнительные конкурентные преимущества в случае, если вновь начнется экономический рост.
Диаграмма |
«Заграница» поможет
Как и их коллеги в других секторах, руководители химических предприятий в нынешнем году несколько менее оптимистичны, чем в прошлом. Они обеспокоены колебанием курса валют, растущей стоимостью энергии и сырья. Аналитики PwC выделили несколько наиболее важных направлений их усилий.
• Рост на новых рынках
В большинстве секторов рост на местных рынках рассматривается как лучший путь к успеху в нынешнем году. Химическая промышленность составляет исключение из этого правила. Руководители химических предприятий гораздо более оптимистичны относительно шансов своих компаний на зарубежных рынках, чем на родной земле. Возможно, именно поэтому многие из них активно изучают зарубежный опыт и стратегию выхода на новые рынки.
Возможности по приобретению новых активов также находятся в списке приоритетов выше, чем рост на местном рынке. 30% директоров заявили, что за последний год участвовали в международных сделках, а 40% планируют их в течение следующего года. Еще большую популярность имеют совместные предприятия и стратегические альянсы.
• Главное — инновации
Любопытно, что руководители химических предприятий гораздо больше ориентированы на инновации, чем в любой другой отрасли. 60% из них ставят исследовательскую работу в число трех своих важнейших приоритетов, и этот показатель значительно выше, чем в других традиционно инноваторских отраслях, таких как фармацевтика и ИТ. Во многом это объясняется стремлением соответствовать ожиданиям потребителей.
Таким образом, инновационность может радикально влиять на конкурентоспособность предприятия, и многие компании пристально следят за направлением исследований своих конкурентов. 61% руководителей компаний признает, что действия партнеров и конкурентов существенно влияют на их бизнес-стратегию.
• Экология
Некоторые из самых значимых инноваций в химической промышленности направлены на то, чтобы сделать чище производство в смежных отраслях. Однако химическое производство само по себе энергозатратно, в нем используются горючие ископаемые как сырье и требуются другие природные ресурсы, такие как вода.
• Построение гибких цепочек поставок
Проблемы в цепочках поставок всегда являются потенциальной головной болью для руководства химических компаний. 42% из них отмечают, что это негативно влияет на финансовые результаты. Примерно две трети предприятий борются с такими рисками посредством диверсификации цепочек, работая с большим количеством партнеров.