Российский ИТ-рынок замедляется

Аналитики IDC опубликовали ряд исследований, посвященных различным сегментам российского ИТ-рынка. Так, в 2012 году объем рынка информационных систем управления предприятием (ИСУП) вырос по сравнению с предыдущим годом на 9,5% и преодолел отметку в 1,2 млрд долл. При этом более 95% рынка контролировали пять компаний: SAP, «1C», Oracle, Microsoft и «Галактика».

Как отмечают эксперты, вертикально ориентированные решения набирают популярность среди пользователей из нескольких секторов экономики, так как их внедрение занимает меньше времени и требует значительно меньших затрат на настройку. Более четверти от общего годового объема продаж программных средств управления предприятием пришлось на сектор процессного производства, более 20% — на сектор розничной торговли. Предприятия дискретного производства, организации коммунального хозяйства и распределения электроэнергии, финансовые компании также остаются ведущими потребителями подобных решений.

Согласно прогнозам, объем российского рынка ИСУП будет увеличиваться в течение ближайших пяти лет в среднем на 7% ежегодно, поддерживаемый спросом со стороны предприятий процессного производства и розничной торговли, а также ожидаемым ростом интереса со стороны госсектора.

Объем российского рынка CRM в прошедшем году превысил 90 млн долл. При этом международные поставщики по-прежнему занимают лидирующие позиции на рынке, хотя отечественные вендоры продолжают постепенно сокращать разрыв. Наибольший спрос на системы CRM по-прежнему наблюдается в секторах торговли и финансов, но и другие отрасли также все активнее интересуются данными технологиями.

Появление личной информации о клиентах в открытых источниках (например, в социальных сетях) стимулирует желание компаний собирать и анализировать эти данные для оптимизации своей маркетинговой деятельности.

Диаграмма
Диаграмма

Еще одной важной составляющей ИТ-рынка является сегмент ИТ-услуг. Согласно оценкам, он вырос почти на 11% и составил 6,6 млрд долл. По сравнению с 2011 годом, когда рынок ИТ-услуг вырос почти на 27%, показатели 2012 года говорят о существенном замедлении.

Сегмент системной интеграции остался самым крупным на российском рынке ИТ-услуг, его доля практически не изменилась, составив 29%. Доля сегмента разработки заказного ПО незначительно сократилась до 26%. Доля рынка аутсорсинга выросла до 16%.

Из подсегментов рынка аутсорсинга в 2012 году наиболее сильно — без малого на 60% — вырос аутсорсинг информационных систем (услуги, предоставляемые по долговременному соглашению, согласно которому клиент передает в полное управление или собственность значительную часть своей ИТ-инфраструктуры). Его рост существенно стимулируют западные компании, более подготовленные к подобного рода проектам. Но важно отметить, что в России этот подсегмент растет с очень низкой базы.

В 2012 году в потреблении ИТ-услуг по-прежнему лидировали финансовые организации, за ними следовали телекоммуникационные и медиакомпании. Третье место заняли государственные организации.

По результатам прошлого года IDC снизила прогноз роста практически по всем отраслям и полагает, что среднегодовой рост российского рынка ИТ-услуг в период до 2017 года составит около 12%. Снижение темпов роста ВВП, отток капитала и сокращение промышленного производства тормозят развитие рынка ИТ-услуг. Крупнейшие компании по-прежнему предпочитают использовать внутренние ИТ-ресурсы. Отдельные банки имеют штат ИТ-сотрудников, соизмеримый с персоналом крупных интеграторов. В этом смысле показательна политика Сбербанка, который в последнее время организовал две собственные сервисные ИТ-компании со штатом в несколько тысяч сотрудников, приобрел компанию «Корус Консалтинг» и стал провайдером облачных сервисов.

Несмотря на замедление роста рынка ИТ-услуг, в целом прогнозируется его положительная динамика. Продолжится строительство новых ЦОД, внедрение облачных сервисов, распространение мобильных технологий, в том числе за счет строительства LTE-сетей. Увеличится число интернет-пользователей, что приведет к росту востребованности услуг в электронном виде. Рынок ИТ-услуг будут поддерживать долгосрочные государственные проекты, а также проекты, нацеленные на повышение конкурентоспособности, прежде всего в банковском, телекоммуникационном и розничном секторах.