Рынок высоких технологий
Здоровье по смартфону
Аналитики J'son & Partners Consulting представили результаты исследования рынка мобильной медицины (m-Health) в России и в мире. Они констатировали, что этот рынок находится на этапе становления. В широком смысле m-Health — использование мобильных технологий для медицинских услуг и информатизации в области здравоохранения, m-Health является компонентом более известного понятия e-Health.
Мобильная медицина эффективно помогает в лечении и предупреждении заболеваний, заботе о пожилых людях, информировании беременных женщин, борьбе с детской и материнской смертностью.
Наиболее быстро растущим сегментом этого рынка являются мобильные приложения для смартфонов. Можно выделить четыре основные категории мобильных приложений: общее здоровье и фитнес, медицинская информация (справочники, информирование, диагностика, образование), удаленные консультации и мониторинг, а также управление здоровьем.
Наибольшая часть проектов m-Health в мире — 46% — реализована в области систем здравоохранения, на втором месте — сфера предупреждения заболеваний.
Назначение проектов и первостепенные решаемые задачи различаются в зависимости от стран: в развитых странах услуги и сервисы направлены в первую очередь на повышение качества жизни, уровня медицинского обслуживания, в развивающихся — на решение актуальных проблем здравоохранения, таких как борьба со СПИДом и повышение доступности медицинских услуг.
В России развитию рынка m-Health препятствуют в основном слабый уровень информатизации лечебных учреждений, низкая ИТ-культура медперсонала, консервативность врачей и пациентов.
Тем не менее, согласно прогнозу участников рынка, мобильная медицина будет интенсивно развиваться, и пациенты, особенно в крупных городах, будут стремиться к получению медицинских услуг с использованием мобильных решений.
Как подчеркивают эксперты, наиболее значимыми движителями рынка мобильной медицины являются быстро расширяющееся проникновение смартфонов, спрос на услуги m-Health со стороны пациентов, а также внедрение пациентоориентированных моделей в области оказания медицинских услуг.
Потребительская неготовность, наоборот, является главным сдерживающим фактором развития рынка. Многие пациенты и врачи даже не подозревают о решениях мобильной медицины или не могут их найти. Кроме того, часто пациенты не готовы платить за ИТ-решения. Информационная безопасность тоже представляет определенный барьер, так как включает в себя широкий спектр вопросов по конфиденциальности данных. Наконец, представители одной из целевых аудиторий m-Health — пожилые люди — редко располагают смартфонами, это тоже дополнительный сдерживающий фактор.
Поскольку рынок мобильной медицины — новый, требуется решить целый ряд задач: отработать систему взаимодействия между участниками процесса, выбрать наиболее успешные бизнес-модели, сформировать партнерские отношения, выработать единые стандарты.
Приложения для смартфонов станут крайне популярными: по прогнозу Research2Guidance, почти 500 млн из 1,4 млрд владельцев смартфонов в 2015 году будут пользоваться мобильными медицинскими приложениями. Этому будет способствовать снижение стоимости приложений. Так, средняя стоимость приложения в Android Market, составлявшая 7,74 долл. в 2010 году, снизилась в 2012 году до 4,31 долл.
Облачные миллиарды
Аналитики Gartner предсказывают уверенный рост рынка публичных облачных сервисов.
В 2013 году мировой рынок облаков вырастет на 18% и достигнет 131 млрд долл.
Увеличение вложений в облачные сервисы станет для компаний, специализирующихся на офшоринге, важным фактором в конкурентной борьбе. Традиционным офшорным аутсорсерам, ориентированным на интенсивное использование недорогих трудовых ресурсов, необходимо реализовывать как горизонтальные, так и вертикальные облачные проекты и поддерживать сбалансированный портфель управляемых сервисов. Более того, для крупных игроков стратегические инвестиции в облачные сервисы сейчас обязательны. В противном случае доходы от офшоринга окажутся под угрозой.
Аналитики отмечают ослабление первоначального сопротивления клиентов внедрению публичных облачных сервисов. Технологии становятся более зрелыми, а клиенты начинают понимать их преимущества.
BI: освоение новых технологий только начинается
Российский рынок BI-систем в 2012 году почти преодолел отметку в 40 млрд руб. По данным TAdviser, темп роста рынка замедлился (в 2011 году он составлял 35%), но все еще остался довольно значительным, опережающим темпы роста рынка ИТ в целом и других сегментов рынка делового ПО.
Как отмечают аналитики, в конце 2012 года начала активно формироваться «третья волна» внедрений BI, связанная с освоением российскими компаниями новых подходов к хранению и анализу данных. Сейчас в России начаты тестовые внедрения и пилотные проекты в области Big Data и технологий in-memory, многие из которых перейдут в категорию полноценных внедрений в 2013–2014 годах. Российский рынок BI не испытывает ни малейшего отставания от мирового в плане доступности передовых технологий, но их освоение только начинается.
На российском рынке на начало 2013 года было представлено более полутора десятков промышленных BI-платформ и множество систем анализа и отчетности, а также отраслевых решений. Среди более чем 260 BI-проектов, завершенных в 2012 году, половина пришлась на платформы QlikView, IBM Cognos, SAP BusinessObjects, Contour BI и Prognoz Platform.
Среди внедренцев в 2012 году наиболее активны были «Прогноз» и BaseGroup Labs, внедряющие свои собственные платформы — Prognoz Platform и Deductor.
В 2012–2013 годах на авансцену BI-внедрений опять выдвинулись компании финансового сектора. Это связано с большим числом реализованных за последние 18 месяцев проектов по внедрению новых аналитических технологий и хранилищ данных. В России именно бизнесы с высокой маржинальностью, такие как финансовые услуги, телеком и ретейл, традиционно первыми осваивают передовые технологии информатизации.
Управление
Новый тип лидеров
Руководителям ИТ-служб следует превращаться из менеджеров в лидеров, как заявил глава консультационной фирмы IT Transformation Institute Чарльз Араухо на конференции itSMF LEADit. ИТ-лидер должен ясно видеть пути развития, понимать, что он служит бизнесу, и нести ответственность за услуги, которые он предоставляет. Через пять лет около 80% технологических ресурсов, потребляемых предприятиями, будут поступать со стороны, поэтому представление об ИТ-специалистах как о сотрудниках, управляющих технологической инфраструктурой предприятий, устарело. Лидерам в ИТ предстоит исполнять роли посредников и управлять сложными экосистемами, в которых поставщики оказывают услуги и предприятиям, и их клиентам, и другим участникам экосистемы.
Лидер будет отвечать также за связывание воедино информационных ресурсов предприятий и введение инноваций в бизнес-процессы. Хотя инновации в ИТ будут происходить за пределами предприятия, лидер должен использовать массово доступные технологии, объединяя их с уникальными для предприятия бизнес-процессами и повышая таким путем конкурентоспособность компании.
Между процессами и приложениями
Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru изучил предложения работодателей на позицию «системный аналитик». Работа системных аналитиков начинается с изучения, описания и моделирования бизнес-процессов компании. Затем следует подготовка предложений и технических заданий по оптимизации бизнес-процессов, их согласование. Системные аналитики изучают требования к разрабатываемому программному обеспечению, формализуют их, создают архитектуру решений, участвуют в испытаниях программ на соответствие требованиям технических заданий. Наиболее высокую зарплату предлагают системным аналитикам компании сектора ИТ и телекоммуникаций: в Москве это в среднем 98 тыс. руб., а в Санкт-Петербурге — 78 тыс. руб.
Для соискателей без опыта работы важным фактором является наличие профильного высшего образования; при найме молодого специалиста работодатели отдают предпочтение выпускникам математических и ИТ-факультетов вузов с хорошей теоретической и практической подготовкой. Начинающие системные аналитики должны знать общие принципы построения информационных систем и процессов внедрения, методологию системного анализа, иметь навыки работы со специализированным ПО (Aris, BPWin, MSProject). Конкурентным преимуществом обладают претенденты, имеющие опыт стажировки или работы в качестве помощника бизнес-аналитика либо системного аналитика. Стартовый оклад системных аналитиков в Москве составляет от 30 до 50 тыс. руб.
Значительный рост дохода ожидает системных аналитиков через год работы: работодатели столицы готовы платить таким специалистам до 90 тыс. руб. Помимо требований к трудовому стажу, от соискателей ждут хороших практических навыков обследования, сбора, формализации и управления требованиями к информационным системам.
Следующий зарплатный диапазон открыт системным аналитикам со стажем работы более двух лет, опытом проектирования и внедрения ПО. Такие специалисты должны знать принципы современных архитектур информационных систем, стандарты и методологию управления проектами, иметь навыки описания и моделирования бизнес-процессов, постановки технических заданий. Предлагаемая зарплата для системных аналитиков, соответствующих указанным требованиям, в Москве достигает 110 тыс. руб.
На максимальный доход вправе рассчитывать системные аналитики с опытом руководства проектами и стажем работы более трех лет. Высококвалифицированные специалисты очень востребованы на рынке труда. Верхняя граница зарплатных предложений для системных аналитиков в Москве достигает 180 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 150 тыс. руб.