ОАО «ФСК ЕЭС» продолжает автоматизировать процессы техобслуживания и ремонтов оборудования, взяв курс на создание системы поддержки принятия управленческих решений в этой области
В России немалое число предприятий отсчитывают свою историю с советских времен. От прежней, социалистической экономики им достались значительные объемы основных фондов, по большей части физически изношенных, и, чтобы обеспечить устойчивую, безаварийную работу производственных подразделений, предприятиям приходится уделять серьезное внимание управлению техническим обслуживанием и ремонтами оборудования. Для энергетиков поддержание основных фондов в исправном состоянии — это вопрос не только эффективности производства, но и безопасности энергообъектов, которые находятся на балансе энергокомпаний, а также многочисленных потребителей, подключенных к их инфраструктуре.
Техническое обслуживание и ремонты оборудования (ТОиР) в Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС), которая обеспечивает передачу электроэнергии на территории России по Единой национальной (общероссийской) электрической сети, рассматривается как один из основных бизнес-процессов. По мнению Валерия Пудова, заместителя главного инженера ФСК ЕЭС, компании удалось сохранить лучшие традиции РАО ЕЭС и советской энергетики в части нормативного планирования работ ТОиР, их регламентации и методологии: четко разделены сферы ответственности от уровня производственных подразделений и до департаментов, ответственных за техническую, финансовую составляющие процесса ТОиР.
ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики РФ как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ» единая энергетическая система России признана «общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности» государства. Основной ее частью «является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства». Для ее «сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике» было предусмотрено создание ФСК ЕЭС. В постановлении Правительства РФ от 21.12.2001 № 881 были утверждены критерии отнесения к ЕНЭС магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства. Среди основных направлений деятельности компании — управление ЕНЭС, предоставление услуг субъектам оптового рынка электроэнергии по ее передаче и присоединению к электрической сети, инвестиционная деятельность в сфере развития ЕНЭС, поддержание в надлежащем состоянии электрических сетей и технический надзор за состоянием сетевых объектов.
Основной процесс
Ключевая ответственность за деятельность в области
ТОиР в ФСК ЕЭС возложена на главного инженера компании. Блок главного инженера ФСК ЕЭС входит в состав производственного блока, он охватывает восемь филиалов Магистральных электрических сетей и находящиеся в их ведении предприятия, которые несут ответственность за состояние своих объектов — подстанций и линий электропередачи, а также, разумеется, за планирование работ ТОиР на этих объектах. Эти планы формируются и утверждаются на уровне филиалов, затем в исполнительном аппарате компании у главного инженера. Персональная ответственность за деятельность в области ТОиР в филиалах возложена на их главных инженеров, на предприятиях — на главных инженеров предприятий.
Финансирование работ ТОиР осуществляется из операционного бюджета ФСК ЕЭС. Крупными проектами, связанными с модернизацией и реконструкцией имеющихся производственных объектов, а также строительством новых занимается инвестиционный блок компании. Департаменты, ответственные за инвестиционное планирование, разрабатывают проекты, финансируемые из инвестиционного бюджета. Наиболее важные проекты, связанные с выдачей мощности генерации, а также проекты по обеспечению энергоснабжения в важных государственных проектах, таких, например, как Сочи-2014, встреча стран АТЭС и пр., разумеется, получают статус стратегических. Выполнение функций заказчика-застройщика в области нового строительства, реконструкции и технического перевооружения электросетевых объектов и инфраструктуры осуществляет Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы (ЦИУС ЕЭС), дочерняя компания ФСК ЕЭС.
В российской энергетической отрасли в сфере техобслуживания и ремонтов оборудования действуют стандарты Министерства энергетики и ряда других регулирующих органов РФ. ФСК ЕЭС их соблюдает, детализируя внешние стандарты в соответствии со своей организационной структурой и выстраивая на их базе свои внутренние регламенты. Это один из главных факторов, за счет которых обеспечивается эффективность ТОиР. В будущем ФСК ЕЭС рассчитывает выйти на внедрение адаптированного к российским особенностям стандарта управления производственными активами
PAS 55, разработанного Британским институтом стандартов (в настоящее время на его основе готовится серия стандартов ISO 55000).
Ключевые принципы управления ТОиР в ФСК ЕЭС определяет техническая политика компании. Особое внимание уделяется планово-предупредительным ремонтам. При их планировании учитываются не только нормативные сроки, установленные поставщиками оборудования, но и фактическое состояние оборудования.
«Поскольку любое отключение может повлечь за собой прекращение подачи электроэнергии большому числу потребителей, новые подходы в области ТОиР мы предпочитаем внедрять постепенно, выбирая те, которые хорошо зарекомендовали себя в нашей практике», — рассказывает Пудов.
В области ТОиР в компании ФСК ЕЭС применяется скользящее пятилетнее планирование с учетом ежегодного уточнения и корректировок ввиду объективно изменяющихся факторов, таких как результаты диагностики оборудования и осмотров линий электропередачи, графики отключений, работа смежных компаний и др.
Информационный фундамент деятельности в области ТОиР — модель энергетической сети, включающая данные обо всем производственном оборудовании ФСК ЕЭС. По словам Пудова, компания стремится поддерживать модель своей сети в актуальном состоянии, чтобы иметь точные и актуальные данные об оборудовании, которое эксплуатируется в компании, а также обеспечить непротиворечивость данных в системах различных информационных контуров ФСК ЕЭС.
«Хотелось бы, чтобы система не просто отражала различные факты, но и помогала принимать решения по ТОиР», Валерий Пудов, заместитель главного инженера ФСК ЕЭС |
От информации — к ремонтам
Автоматизация процессов ТОиР — еще один очень важный фактор их эффективности. «Без активного использования современных ИТ-решений сегодня проблематично планировать работы в области ТОиР, оценивать эффективность их выполнения, поскольку эти аспекты сильно переплетаются с оперативным планированием деятельности, бюджетным управлением и прочими — все процессы в энергетической компании сильно взаимоувязаны», — поясняет Пудов.
Среди основных целей автоматизации ТОиР в ФСК ЕЭС — увеличение эффективности деятельности подразделений (повышение производительности труда, снижение затрат и пр.), а также обеспечение руководителей необходимой им информацией, которая должна предоставляться в нужное время, в требуемом разрезе и в нужном им виде. «Одна из наших целей — предоставить руководителю такой инструмент, чтобы он мог оценивать и анализировать имеющиеся на текущий момент данные по ТОиР, — отмечает Пудов. — В дальнейшем планируется добавить в этот инструментарий функции поддержки принятия решений по ТОиР с учетом фактического состояния оборудования, отраслевых норм и регламентов, ранее произведенных работ и многих других факторов. Станет возможен переход к более комплексной оценке состояния производственных объектов на основе расчета индексов их технического состояния».
Внедрение информационных систем для управления ТОиР в компании ФСК ЕЭС началось достаточно давно. При выстраивании автоматизации этих процессов учитывались не только собственные достижения и ошибки, но также опыт российской энергетической отрасли и зарубежных компаний схожего профиля.
Некоторое время назад компания взяла курс на внедрение бизнес-приложений SAP. «Это решение позволило уйти от лоскутной автоматизации и обеспечить целостность решения бизнес-задач компании: они теперь решаются с учетом множества взаимосвязей, которые имеются между бизнес-процессами», — говорит Пудов.
Раньше на местах немало умельцев создавали и развертывали локальные системы, в них слабо учитывались корпоративные стандарты как в области ИТ, так и в тех предметных областях, которые они были призваны автоматизировать, и практически отсутствовало согласование с ИТ-стратегией компании. Эти лоскутные решения было сложно интегрировать с другими системами, в результате даже такие простые операции, как получение отчетности, выливались в серьезную головную боль из-за отсутствия единых форматов представления информации.
Средствами SAP реализована база данных о производственном оборудовании, имеется возможность планировать и вести учет выполненных работ в области ТОиР по отдельным единицам оборудования, осуществлять целевые программы и пр. Планирование ведется на период от одного до пяти лет, разумеется, корректировки также возможны. Также реализованы функции анализа и подготовки отчетности по различным срезам, предназначенной для руководителей разных уровней, как в центральном офисе компании, так и в филиалах. В дальнейшем на базе решений SAP планируется управлять и проектами модернизации производственных объектов. По словам Пудова, сегодня специалисты компании стараются проводить автоматизацию ТОиР таким образом, чтобы создаваемая система была максимально удобной и полезной для пользователей, чтобы они хотели ее применять и с ее помощью смогли уменьшить объем рутинной работы.
Непростым вопросом остается сбор данных о состоянии производственного оборудования. «В настоящее время ведение результатов диагностики, дефектов и другой информации об изменении технического состояния оборудования в процессе эксплуатации преимущественно осуществляется за рамками системы. Кроме того, к сожалению, далеко не все оборудование оснащено датчиками, способными собирать данные о его техническом состоянии, — поясняет Пудов. — Следовательно, первоочередной задачей видим необходимость выстраивания единого процесса диагностики и оценки технического состояния, систематизации и автоматизации ведения нормативно-справочной информации, обеспечивающей данный процесс с целью достижения единообразия, повышения качества и прозрачности планирования ТОиР».
В настоящее время специалисты ФСК ЕЭС приступили к реализации проекта автоматизации процессов диагностики и оценки технического состояния оборудования, в том числе автоматизации выбора объектов и работ для формирования предложений, вносимых в план ТОиР, с учетом различных алгоритмов, весовых характеристик значимости той или иной рекомендации и пр. В скором времени будет начат проект по внедрению мобильных терминалов для специалистов, осуществляющих обходы и осмотры линий электропередачи. Среди других проектов, которые запланированы к реализации в ближайшее время, — интеграция ERP и систем технологического контура, оптимизация среднесрочного и долгосрочного планирования с использованием новых возможностей решений SAP, в том числе рассматривается возможность применения решения HANA.
В будущем планируется связать модель энергетической сети с картографическими данными, для этого будет реализована интеграция подсистемы, в которой ведется управление ТОиР, с геоинформационной системой. Также будут разработаны и проклассифицированы графы дорог для обеспечения оптимального пути доставки ремонтных и аварийных бригад к производственным объектам (линиям электропередачи) с учетом типа транспортного средства и сезонности. Сейчас уже ведется пилотный проект, по результатам которого будет принято решение о целесообразности тиражирования этих подходов и технологий по компании в целом.