Алексей Солодовников, управляющий директор Uptime Institute Russia |
В рамках форума «Мир ЦОД — 2013», организованного издательством «Открытые системы», большой интерес вызвало выступление Алексея Солодовникова, управляющего директора Uptime Institute Russia, посвященное тенденциям современного ЦОДостроения. Мы попросили его поделиться впечатлениями о месте отечественных ЦОД среди зарубежных аналогов.
С 2011 года Uptime Institute проводит исследования, касающиеся тенденций развития ЦОД. Какие можно выделить российские тенденции, как они соотносятся с мировыми?
К сожалению, российских участников в этом году набралось всего 12 из более чем тысячи, что не позволяет сделать сколь-нибудь серьезные выводы о происходящем на российском рынке. Выборка чересчур мала. Все наши выводы касались индустрии в целом или укрупненных регионов, таких как Северная Америка или EMEA, но не отдельных стран. Остается надеяться, что в будущем владельцы российских ЦОД будут занимать более активную и открытую позицию.
В своем выступлении на форуме «Мир ЦОД» вы сетовали, что владельцы российских ЦОД выучили мантры об энергоэффективности, DCIM, модульных ЦОД, однако реально не используют передовые технологии. Как вы расцениваете такое положение дел и насколько оно отражается на результатах сертификации?
Мой пассаж про «мантры» относился не только к российским ЦОД, но и к индустрии в целом. Вовсе не следует понимать, что они используют устаревающие технологии. Скорее, речь идет о другом: несмотря на обилие появившихся за последние пять-шесть лет технологий, обещающих сказочное повышение энергоэффективности, индустрия не спешит пускаться во все тяжкие и немедленно их внедрять. Это говорит, на мой взгляд, о здоровом консерватизме.
Кстати, если принять во внимание выявленный нашим исследованием факт, что средний показатель энергоэффективности (PUE) лежит в диапазоне 1,8–1,9 (таковы средние показатели по всему миру), то наши российские ЦОД, по крайней мере флагманские, на фоне таких чисел смотрятся очень даже неплохо.
Про модульные ЦОД несомненно следующее — это одно из магистральных направлений развития ЦОДостроения. Не будем, однако, забывать, что Sun Black Box, первая ласточка в этой области, был запущен всего шесть лет назад, в 2007 году, а всем остальным модульным конструкциям в большинстве своем два-три года от роду. Так что и внедрения пока еще единичны, и опыта эксплуатации еще не набрано. Поэтому говорить, что тот, кто не использует модульные ЦОД, пользуется устаревшими технологиями, не слишком корректно. ЦОД вовсе не обязательно подразумевают немедленное внедрение любых появившихся на рынке новинок. Это многомиллионные инвестиции, отсюда и консерватизм.
На результатах сертификации использование проверенных временем или сверхсовременных технологий не отражается вообще никак. Uptime Institute в процессе сертификации не принимает во внимание технологии как таковые. Важны архитектура и топология той или иной инженерной системы, степень избыточности и резервирования, возможность проведения обслуживания любого элемента и компонента «на ходу», без остановки ЦОД. Все это никак не связано с конкретными технологиями, в первую очередь, конечно же, электропитания и охлаждения, и с их энергоэффективностью. Сертификация Uptime Institute говорит о надежности и отказоустойчивости ЦОД. Что же до энергоэффективности, модульности, DCIM и прочих современных технологий, то мы ими тоже занимаемся, но не в рамках сертификации.
В беседах вы сравнивали сертификацию ЦОД по градации Tier со «звездочками» ресторанов, которые присваивает Michelin. Действительно ли ЦОД в этом сходны с ресторанами с точки зрения потребителей услуг?
И насколько необходима сертификация владельцам некоммерческих ЦОД, нужны ли им реально «звездочки» Tier?
Аналогия с ресторанами — это, скорее, шутка, поскольку годится лишь для людей, по роду занятий слабо разбирающихся в инженерных системах ЦОД. Рейтинг Tier по смыслу гораздо ближе, например, к рейтингам устойчивости автомобилей к краш-тестам.
Следует отметить, что вообще-то изначально основу Uptime Institute Network составили именно корпоративные, некоммерческие ЦОД. Первые ЦОД, прошедшие у нас сертификацию, также принадлежат корпоративным заказчикам. Зачем они проходят сертификацию? Во-первых, корпоративным заказчикам (ровно в той же степени, полагаю, что и коммерческим) нужно быть уверенными в том, что они используют наилучшие возможные технологии. Во-вторых, важно доказывать собственному руководству, заказчикам, акционерам, что их ЦОД и их бизнес стабильны. Есть и те, кому нужна «красивая» строчка в резюме. Для всего этого сертификация Uptime Institute, общепризнанная индустрией, подходит как нельзя лучше.
Специальной статистики, сколько из 236 наших сертификатов выдано корпоративным ЦОД, а сколько — коммерческим, мы не ведем, хотя все такие данные опубликованы у нас на сайте, при желании можно подсчитать. Впрочем, существуют любопытные нюансы: например, из восьми ЦОД, сертифицированных в Великобритании, все являются коммерческими. А из 14 в Саудовской Аравии все 14 — корпоративные.