В настоящее время уже никого не нужно убеждать в том, что повышение конкурентоспособности предприятия напрямую связано с управлением одним из стратегических ресурсов — информацией о продукции. Проблема состоит в том, как устранить недостатки в управлении этой информацией и правильно использовать современные возможности.
Повальное увлечение российских предприятий ERP-системами зачастую приводит к тому, что многомиллионные затраты не окупаются, закупленные решения не используются или используются как обычные бухгалтерские системы. К тому же большинство этих систем завязаны на бизнес-процессы, а не на производство. Как было бы замечательно, если бы подобная система давала возможность отслеживать в реальном времени загрузку каждого станка, цеха, распределение комплектующих и сборочных единиц, состояние склада, да еще с возможностью оптимизации всех этих составляющих производства.
Для повышения качества продукции необходимо внедрять не только системы управления производством, но и системы управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM), дающие новые методы работы с информацией об изделии, позволяющие тесно увязать эту информацию с процессами и обеспечивающие одновременный доступ к данным различным категориям сотрудников.
Проблемы отечественных предприятий — это низкая производительность труда, отсутствие исполнительской дисциплины и системы контроля качества поставляемых смежниками комплектующих, большое количество контрафактной продукции во всех отраслях производства.
На предприятии, даже с внедренной ERP, все еще остаются без автоматизации многие рутинные процессы, например учет и контроль движения деталей и материалов в процессе производства изделий. Это в лучшем случае делает работу с ERP-системой малоэффективной, а зачастую и бесполезной, поскольку при отсутствии данных о ресурсах подобной системе просто нечем управлять. Таким образом, первым шагом к автоматизации должно быть создание номенклатурной базы, количественных перечней и материально-технологических справочников: исходных материалов, оборудования, оснастки, детале-сборочных единиц и готовых изделий. Только по завершении этого этапа автоматизации можно переходить к задачам более высокого уровня — управлению процессами разработки и подготовки к производству, планированию, конструированию, финансовому учету и логистике.
Другими словами, для организации связки ERP-PLM начинать внедрение следует именно с PLM.
Основные характеристики двумерного штрихового кода Data Matrix
• Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022
• Высокая информационная емкость (до 2335 алфавитно-цифровых символов)
• Компактность символа
• Допустимость двух геометрических форм — квадрата и прямоугольника
• Высокая помехозащищенность (алгоритм коррекции ошибок Рида — Соломона)
• Состоит из последовательности точек, что дает возможность применять различные способы маркировки
Вписаться в процессы
ИТ-менеджерам предприятий бывает сложно сформулировать преимущества от внедрения PLM, а потому первые лица зачастую отказываются (и совершенно справедливо) финансировать подобные проекты. Однако спектр преимуществ, связанных с управлением инженерными данными, достаточно широк. Наиболее весомые — сокращение сроков подготовки производства, повышение качества продукции, снижение стоимостных издержек, повышение производительности труда сотрудников. Отдельно следует упомянуть сопровождение интеллектуальной собственности предприятия и соответствие требованиям ISO 9000.
Однако для успешного функционирования на предприятии PLM-решения недостаточно просто установить на рабочих местах САПР и PDM-системы и научить сотрудников работать с ними. Дело в том, что PLM представляет собой инструмент организации работы и его необходимо настраивать под те рабочие процедуры, которые приняты на предприятии. Система должна органично вписаться в сложившуюся практику работы, иначе ее возможности будут отторгнуты. По статистике, менее 30% проектов по внедрению информационных систем на предприятиях заканчиваются успешно. В остальных случаях имеют место неудовлетворение руководства и конечных пользователей результатом проекта, превышение сроков внедрения и бюджета проекта либо все перечисленные факторы, вместе взятые.
Такие провалы, как правило, происходят по нескольким причинам. Чаще всего из-за отсутствия методики внедрения, недостаточного опыта участников процесса, неадекватного выбора программно-технических средств, отсутствия организационной поддержки у руководства и зачастую недостаточного финансирования. По сути, во всех случаях, кроме последнего, речь идет о методических вопросах. Для успешного внедрения необходимо наличие проверенной методики, четко оговаривающей все шаги, которые необходимо предпринять, и наличие команды, имеющей успешный опыт внедрения подобных систем на других предприятиях. Тогда и решать проблему вовлеченности руководства будет легче.
Изделия с паспортом
Важно отметить, что большинство современных информационных систем управления жизненным циклом изделия имеют дело с процессами, то есть носят больше описательный характер. Гораздо интереснее иной подход — управление жизненным циклом изделия с использованием прямой маркировки комплектующих и изделий (Direct Part Marking) двумерным штриховым кодом Data Matrix. Данный подход позволяет связать базу данных продукции предприятия с каждым изделием посредством двумерного штрихового кода, содержащего уникальный номер изделия и являющегося ключом доступа к электронному паспорту изделия — эффективному инструменту управления всеми этапами жизненного цикла изделия в реальном времени.
Прямая маркировка изделия, детали или сборочной единицы имеет срок жизни, равный сроку жизни изделия. Маркировка двумерным штриховым кодом наряду с идентификацией изделия в течение всего его жизненного цикла позволит автоматизировать ввод информации об изделии в базу данных и, таким образом, сформировать электронный паспорт изделия.
Изделие маркируется еще на этапе изготовления, и все данные об изменениях по мере прохождения производственно-технологического цикла — изготовление, склад, испытания, сборка — заносятся в базу данных. По маркировке любой детали, входящей в состав изделия, можно получить информацию об изделии в целом и о каждой входящей в его состав детали, проследить всю его историю на любом этапе жизненного цикла, от проектирования до утилизации.
Таким образом, каждая сборочная единица, каждое изделие получают электронный паспорт, позволяющий повысить ответственность каждого участника производственного процесса, обеспечивающий своевременное выявление бракованных изделий и причин брака, оптимизирующий склад комплектующих гарантийного обслуживания, облегчающий управление послепродажным обслуживанием, выявление контрафактной продукции.
Становится возможным в реальном времени и с минимальными затратами принимать не только решения по обслуживанию и ремонту в процессе эксплуатации, но и устранению самих причин появления брака, вплоть до конкретного исполнителя. Появляется возможность принимать обоснованные решения о выбраковке всей партии деталей, об отзыве готовой продукции, о смене поставщика комплектующих. Данные, аккумулируемые подобными системами (электронный паспорт изделия), могут использоваться в качестве исходных данных другими бизнес-приложениями: системами управления ресурсами, системами управления качеством, системами поддержки принятия решений, системами имитационного моделирования бизнес-процессов.
При этом весь жизненный цикл изделий становится прозрачным. Прямая маркировка изделий двумерным штриховым кодом значительно уменьшает вероятность появления ошибок ввода данных, снижает трудозатраты. Наконец, появляется реальная основа для борьбы с контрафактной продукцией — например, запчастями, изготовленными кустарным способом, или бывшими в употреблении агрегатами, реализуемыми как новая продукция, произведенная на заводах с многолетней репутацией.
Таким образом, внедрение систем управления жизненным циклом изделия с применением технологии прямой маркировки изделия двумерным штриховым кодом может сыграть важнейшую роль в повышении качества отечественной продукции.
Михаил Татаринов, директор центра внедрения и развития, заместитель генерального директора НПЦ «Интелком»; MTatarinov@intelcom.ru