Инерционное движение по нарастающей, наблюдавшееся после кризиса 2008–2009 годов, завершается, и эксперты полагают, что 2013 год станет для машиностроения одним из самых трудных после кризиса. Показатели начала 2013 года отчасти это подтверждают. 2012 год в основном порадовал машиностроителей своими результатами: производство различного вида машин и оборудования, по данным Росстата, выросло на 9–40% по сравнению с 2011 годом, за исключением механического оборудования и некоторого оборудования специального назначения, выпуск которых упал на 11–15%. Индекс промышленного производства по итогам 2012 года составил 106,8% к 2011 году. В январе 2013 года рост производства в целом по машиностроению составил по сравнению с январем 2012 года всего 1,4%. При этом общей негативной динамики удалось избежать только за счет роста производства бытовой техники и легковых автомобилей. Изменилась и структура импорта: импорт легковых автомобилей в Россию в январе 2013 года снизился на 15% по сравнению с январем 2012 года, импорт грузовых — на 40%. Число легковых автомобилей, экспортированных РФ за январь 2013 года, выросло на 22,4%, грузовых — снизилось на 28,6%. Несмотря на радужные перспективы легкового автопрома, в целом по машиностроительной отрасли, по мнению экспертов, ситуация может ухудшиться: ожидается, что рост производства составит не более 5% за год, без перспектив улучшения в ближайшем будущем.

Одной из причин торможения эксперты называют вступление страны в ВТО, от которого больше всех пострадало сельскохозяйственное машиностроение. По данным Росстата и предприятий, выпускающих тракторную, сельскохозяйственную, коммунальную, лесозаготовительную и дорожно-строительную технику, в январе 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, произошло существенное снижение объемов производства (в среднем оно составило 24,9%) и прослеживается устойчивое отставание объемов отгрузки от производства — товарные запасы выросли на 67,4%. Большая часть неотгруженной техники приходится на зерно-, кормоуборочные комбайны и прицепную сельскохозяйственную технику (60,5%) и тракторы (32,4%). Отрицательную тенденцию продаж российской сельхозтехники представители отрасли расценивают как критическую ситуацию. Поэтому странами Таможенного союза — Россией, Казахстаном, Беларусью — было принято решение ввести с 25 февраля 2013 года предварительную специальную защитную пошлину на зерноуборочные комбайны и модули зерноуборочных комбайнов в размере 27,5% от таможенной стоимости. Предварительная пошлина будет действовать до 5 июля 2013 года включительно, пока не будет принято решение об установлении окончательной защитной меры. По мнению экспертов, из-за роста импорта при отсутствии единых механизмов государственной поддержки сохранить собственные производства будет крайне сложно.

Инициативы сверху

Чтобы поддержать производителей, государство реализует массу программ по стимулированию подотраслей. В конце 2012 года была утверждена программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», на период до 2020 года предусматривающая финансирование в объеме 3513,7 млрд рублей. Объем финансирования из федерального бюджета в 2013, 2014 и 2015 годах составит соответственно 55,5 млрд руб., 51,5 млрд руб. и 35,1 млрд руб. Средства будут вкладываться в развитие автомобилестроения; модернизацию основных фондов машиностроительных предприятий, повышение их энергоэффективности; в инновации и стандартизацию (уровень гармонизации национальных стандартов с международными в 2015 году составит 48%, в 2020 году — 56,5%). Утверждена государственная программа «Развитие судостроения на 2013–2030 годы», которая предусматривает выделение более 605 млрд руб. на разработку новых технологий, обновление производственных фондов на 72%, увеличение объема выпуска гражданской продукции в 3,2 раза по отношению к 2011 году. Программа «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» с финансированием в 2,1 трлн руб. направлена на оптимизацию системы управления отраслью, повышение качества и надежности ракетно-космической техники, обеспечение обороноспособности и безопасности, а также увеличение доли России на мировом рынке, в том числе ракетно-космической техники с 10% сегодняшних до 16% (доля США — около 60%). Сегодня, согласно официальным данным, на долю России приходится 1–1,7% наземной аппаратуры приема космической информации, 7% производства космических аппаратов, 10% производства ракетно-космической техники, 30% средств обеспечения пусковых услуг в мире. И пока возможности российской космической промышленности не соответствуют новым требованиям государства и мирового космического рынка.

Свой вклад в рост производства в машиностроении в 2012 году внесли предприятия оборонного комплекса, стимулируемые государством. Гособоронзаказ способствовал росту производства ОПК в среднем по России на 2–8%, но есть и исключения: например, предприятия оборонки Свердловской области в 2012 году произвели продукции почти на 129% больше уровня 2011 года. Существенные средства предприятия оборонной промышленности начали вкладывать и в НИОКР. Реализация госпрограммы по развитию оборонного комплекса страны позволяет предприятиям перейти от точечной реконструкции к комплексным закупкам современного оборудования, внедрению новых технологий. По гособоронзаказу строятся корабли, наземная и авиатехника, но, несмотря на активные закупки новой авиационной техники, проведение ремонтных и восстановительных работ, обеспечить ее исправность на уровне не ниже 80% пока не удается. В 2012 году был принят ряд законопроектов в сфере авиапрома, направленных на поддержку предприятий отрасли и организаций, осуществляющих лизинг авиационной техники, а также на привлечение инвесторов. На реализацию всех заданий проектом гособоронзаказа-2013 предусмотрено свыше 1 трлн руб.

Льготы, предоставляемые государством, способствуют активному развитию особых экономических зон промышленно-производственного типа. Например, общий объем инвестиций в зону «Тольятти» на конец 2012 года превысил 12 млрд руб. и количество резидентов выросло до 11 компаний, причем работа новых резидентов будет синхронизирована с работой АвтоВАЗа. Индустриальный парк планируется создать и в Новоуральске. Современный станкостроительный кластер создается на Дону, с общим объемом инвестиций более 808 млн руб. в сборку металлообрабатывающих станков для автомобильной, авиационной, энергетической, судостроительной, инструментальной промышленности, что должно способствовать восстановлению станкостроения, но пока доля импорта существенно превосходит объемы внутренних поставок.

В целом по особым экономическим зонам в 2012 году на 46% вырос объем произведенной продукции в денежном выражении, свои средства вложили 326 инвесторов, в том числе 57 компаний из 21 страны мира; запущено 5 новых заводов в зонах «Липецк» и «Алабуга».

Степень инновационности

Одним из этапов модернизации предприятий отрасли является их информатизация. Эксперты отмечают, что уровень ее существенно зависит от размера компаний и склонности руководства к инновациям. Николай Ускоев, заместитель генерального директора, технический директор НПЦ «Интелком», подчеркивает, что, за исключением флагманов отраслей машиностроения, информатизация средних и мелких предприятий, которые функционируют сами по себе, находится еще на довольно низком уровне. «В частности, это объясняется тем, что финансируется информатизация по остаточному принципу, а руководители предприятий — производственники до мозга костей — только в последние годы стали понимать, что информационные системы — это тоже основные средства предприятия, от эффективности использования которых благополучие предприятия в условиях рынка зависит в такой же мере, как от станков, а значит, и ИТ-инфраструктура должна постоянно развиваться и иметь свой бюджет», — говорит он. Ускоев также отмечает, что сегодня еще встречаются «старорежимные» предприятия: они провели первичную информатизацию 15–20 лет назад, и их ИТ-ресурсы не соответствуют требованиям современных систем управления, для функционирования которых нужны отказоустойчивые высокопроизводительные серверные комплексы стоимостью от нескольких миллионов рублей.

Предприятия, нацеленные на модернизацию, активно обновляют свой сетевой и аппаратный комплекс. «Авиастар-СП» завершило комплексный проект по созданию масштабируемого ЦОД, а также проект по модернизации ядра локальной вычислительной сети авиастроительного завода в двух ключевых корпусах, где сосредоточен центр вычислительной сети. В «НПО машиностроения» построены структурированные кабельные системы в корпусах предприятия, системы бесперебойного электропитания узлов связи и коммуникационных центров, а также корпоративная сеть передачи данных. «Уралвагонзавод» построил сеть на основе коммутационного оборудования Cisco Systems и кабельных систем Nexans. Она поддерживает работу бизнес-приложений и сервисов; VoIP; видеоконференции; объединяет распределенные цеха и административно-бытовые корпуса, обеспечивая экономическую эффективность путем интеграции нескольких разрозненных сетей.

Цепочки поставок как стратегический актив

Николай Смирнов

Операционное управление в условиях чрезмерной неопределенности рынка и спроса — это новая реальность для менеджеров по управлению цепочками поставок. Макроэкономические циклы приобрели неконтролируемый характер. Они поставили под вопрос надежность сквозных поставок и сделали проблематичным планирование спроса, и в машиностроительной отрасли это находит весьма яркое отражение.

Как подчеркивают аналитики PwC, создается впечатление, что лояльность в сотрудничестве между компаниями, долгосрочное планирование и предсказуемость заказов стали пережитками прошлого. В то же время заказчики ужесточают требования в отношении продолжительности производственного цикла и заявляют о необходимости идеального выполнения заказов. Это повышает требования к цепочкам поставок, не отменяя потребности в сокращении затрат.

Максимальное повышение гибкости цепочек поставок и управление их многочисленными конфигурациями стали новыми целями для руководителей машиностроительных компаний. Вместе с тем радиочастотная идентификация (RFID) и другие цифровые технологии переводят отрасли на новый уровень прозрачности и автоматизации процессов. Такие технологии дают возможность многочисленным участникам, вовлеченным в цепочку поставок, свободно взаимодействовать друг с другом. Но даже имея подобные инновации, позволяющие повысить эффективность, приходится сталкиваться с серьезными сложностями.

Гибкость и прозрачность

В PwC выделяют несколько наиболее удачных практик, используемых лидерами отрасли машиностроения.

Как показало проведенное исследование, предприятия, рассматривающие цепочки поставок как стратегический актив, работают на 70% результативнее конкурентов. Как ни удивительно, только 45% организаций считают цепочки поставок своим стратегическим активом и лишь 9% придерживаются мнения, что цепочка поставок помогает им превосходить конкурентов. Между тем эффективность цепочки поставок измерима и влияет на другие показатели, во многом определяя успехи (или неудачи) компании в целом.

Лидеры отрасли не только выполняют свои обязательства своевременно и в полном объеме, но и демонстрируют исключительно высокий коэффициент оборачиваемости складских запасов. Он почти в четыре раза выше, чем у наименее успешных компаний. Это свидетельствует о более высоком уровне эффективности и удовлетворенности клиентов, без наращивания оборотного капитала.

Кроме того, наиболее успешные компании используют внешний подряд для производства и доставки, но сохраняют глобальный контроль над основными стратегическими функциями. Нормой является передача подрядчикам около 60% складской и логистической деятельности и почти 50% работ по производству и сборке. При этом предприятия сохраняют за собой ключевые стратегические функции, такие как продажи и планирование деятельности, стратегические закупки и НИОКР, выполняяя их самостоятельно. Они также централизованно управляют большинством ключевых стратегических функций, координируя более трех четвертей производственной и логистической деятельности на региональном уровне. Дислоцирование производства и дистрибуции в регионах позволяет им более чутко реагировать на потребности местных клиентов и облегчает работу с ними.

Наконец, лидеры вкладывают существенные средства в конкурентную дифференциацию возможностей своих цепочек поставок. Большинство предприятий уже реализовали базовые потребности в управлении цепочками поставок. Однако наиболее успешные компании идут дальше, внедряя интегрированное планирование спроса и предложения в режиме реального времени, эффективное управление взаимодействием с поставщиками и партнерами. Во многом этим обусловлен рост интереса к технологиям нового поколения.

Существующий набор инновационных технологий, используемых в цепочках поставок, включает радиочастотную идентификацию (RFID), инструменты для обеспечения прозрачности поставок, а также технологии, позволяющие облегчить автоматизацию процессов и повысить операционную эффективность. Многие компании пока не используют преимуществ всех этих возможностей. Но ситуация изменится: более половины предприятий отмечают, что внедряют или планируют внедрить новые инструменты для повышения прозрачности и автоматизации процессов.

Оптимизация

Помимо пришедшего понимания необходимости информатизации и оптимизации бизнес-процессов, внедрение систем сегодня подстегивают требования по снижению себестоимости продукции, ускорению процессов. Одно из наиболее востребованных направлений развития — автоматизация процессов проектирования, которая дает сокращение и сроков, и затрат. Внедрению систем САПР, созданию архивов проект­ной документации в 2012 году уделяли внимание как гиганты промышленности, так и небольшие предприятия. Систему Ansys (конечно-элементного анализа) внедрили в ЦНИИ «Буревестник», AutoCAD Inventor Professional Suite — в компании «Меридиан», «КОМПАС-3D» пришелся к месту в компаниях «Электрощит», АвтоВАЗ и «Оптосенс», а производитель «Маруся Моторс» (MaRussia Motors) внедрил продукт CATIA V6. Autodesk Inventor теперь используется при проектировании тягового двигателя для пригородных поездов ŠKODA RegioPanter.

Автоматизацию сдерживают не только проблемы с финансированием. В числе факторов влияния эксперты называют опасения за судьбу проектов, непростое положение предприятий отрасли, а также консервативность и нежелание менять привычные для отечественных предприятий управленческие и производственные процессы, не соответствующие общепринятым стандартам, заложенным в системы. Но частные предприятия уже в основном готовы перестраивать свои процессы под правильную методологию, а не автоматизировать существующие неоптимальные процессы. «Сегодня убеждать, что предприятию нужна информационная система, уже никого не требуется, но объяснять, что необходимо проектировать в комплексе взаимоувязанные ERP-, PDM-, MES- и другие системы, которые затем можно внедрять и поэтапно, иногда еще приходится», — считает Ускоев. На флагманских предприятиях отрасли часть систем уже внедрена, но практика показывает, что ERP-проекты и их развитие по-прежнему актуальны. На «Уралвагонзаводе» идет очередная волна внедрения системы SAP ERP. Внедрил эту систему и Калужский турбинный завод. Внедрением систем ERP и их модулей на базе продуктов «1С» в 2012 году занимались «Северная верфь», Судостроительный завод, «Газхолодтехника», «Электробалт», «Автомеханический завод», «Трансмашхолдинг», «Таврида Электрик Урал», Карпинский электромашиностроительный завод, Казанский вертолетный завод. Решения «1С» теперь поддерживают бизнес совместного предприятия «КАМАЗ» и компании CNH. Среди пользовавшихся спросом систем — Oracle E-Business Suite, внедренная

ГКНПЦ им. Хруничева; Microsoft Dynamics AX, «Галактика ERP», «Парус» и др. Концерн «Тракторные заводы» переходит на использование информационной системы «Парус» по модели «внутреннего SaaS», обеспечив предприятиям группы централизованный доступ к единой базе данных «ПАРУС 8» холдинга.

Проекты по внедрению системы управления производственными процессами на базе инновационного продукта корпорации «Галактика» — системы «Галактика АММ» реализуют НЦЛСК «Астрофизика», «Уралтрансмаш», «Московский Прожекторный Завод».

MES-систему MCIS внедрили «Урал Боинг Мануфэктуринг» и Воронежское авиастроительное общество ВАСО. Комплексные информационные системы внедряют также Балтийский, Астраханский судоремонтный и Невский cудостроительный-cудоремонтный заводы. За последний год АСУ «Первой грузовой компании» научилась управлять ремонтами вагонов, была усовершенствована система расчета с клиентами, «Управленческий учет деталей вагонов» стал частью подсистемы «Управление ремонтами вагонного парка».

Константин Татаренков, директор центра информационных технологий и связи ОАО
«Самое простое — «нарисовать» функционал, прописать процессы, настроить систему. Но сложно заставить ее работать», Константин Татаренков, директор центра информационных технологий и связи ОАО «Уралтрансмаш»

Еще одно направление оптимизации — внедрение систем и модулей PDM, которые крайне необходимы предприятиям, испытывающим серьезные проблемы из-за разрозненности информации, хранящейся в различных системах и справочниках НСИ. Эти проекты тесно связаны с внедрением ERP-систем. Реализует проект создания PDM-системы по выпускаемой продукции на базе продуктов компании «Интермех» с интеграцией с ERP-системой группа «Гидромашсервис». Кроме того, группа автоматизировала сбор информации, консолидации и трансформации по МСФО на базе Oracle Hyperion Planning. Эта задача стоит перед всеми крупными компаниями, особую важность приобретают вопросы оптимизации системы управления группой компаний и эффективности системы бюджетного управления. Поэтому холдинг «Вертолеты России» (Ростехнологии), объединяющий все вертолетостроительные предприятия России, развивает систему бюджетного контроля на базе Oracle Hyperion Planning.

Эксперты полагают, что обслуживание ИТ-систем в скором времени предприятия начнут передавать на сторону, хотя пока в машиностроении ИТ-аутсорсинг встречается довольно редко. Это объясняется тем, что большинство предприятий работают сегодня на оборонную промышленность и, содержа ИТ самостоятельно, стремятся таким образом обезопасить производство, хотя часть уже осознала, что это экономически невыгодно. Необходимость защиты систем и информации сегодня осознается всеми компаниями. Завершено построение системы безопасной передачи конфиденциальной информации между филиалами Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» на базе StoneGate FW/VPN. Защититься от внешних угроз и промышленного шпионажа «Воткинский завод», который обеспечивает «ракетный щит» страны и является участником международного проекта по созданию Большого адронного коллайдера, планирует с помощью решения ESET NOD32 Business Edition.

ИТ-ожидания

Финансирование по остаточному принципу не дает большинству средних и малых предприятий внедрять тяжелые системы, но все же эксперты отмечают рост числа проектов, реализуемых предприятиями сектора, в том числе в относительно новых для российского рынка направлениях. По их мнению, необходимое условие благополучия предприятия сегодня — это эффективность производства и качество выпускаемой продукции. Одним из мощных информационных инструментов является использование технологий и средств автоматической идентификации изделий на всех этапах их жизненного цикла. В частности, это двумерное штриховое кодирование, позволяющее отслеживать движение изделий и комплектующих в процессе производства и эксплуатации, поддерживать процесс обеспечения качества и борьбы с контрафактом, который стал бичом современного производства. За рубежом давно оценили преимущества двумерных кодов. У нас же это направление только-только начинает развиваться.

В ближайшем будущем, считают эксперты, востребованы машиностроительными предприятиями будут PDM-системы и САПР, MES-системы и управление затратами, будут решаться задачи управления производством, логистикой и персоналом, бизнес-анализа. О полноценном использовании мобильных и портальных технологий на предприятиях машиностроения пока говорить рано, хотя концерн «Тракторные заводы» уже использует систему электронного документооборота CompanyMedia на планшетах iPad. Автоматизация взаимодействия с клиентами и партнерами, включая социальные сети, может обеспечить, по мнению некоторых экспертов, наибольшие конкурентные преимущества.

Некоторые эксперты полагают, что количество комплексных проектов, охватывающих все этапы жизненного цикла изделия от проектирования до продажи, будет достаточно ограниченным: слишком мало предприятий, организационно, ресурсно и технологически готовых к таким проектам. При этом объем инвестиций будет существенно зависеть от финансово-экономической ситуации в стране.