Компании уже не довольствуются отчетами на базе электронных таблиц, однако ввязываться в длительные дорогостоящие проекты многие из них не готовы — особенно это касается сегмента SMB. Облачные решения становятся для них вполне приемлемым вариантом.
В Gartner прогнозируют, что в 2013 году только 3% выручки BI-вендоров будет приходиться на облачные системы, несмотря на то что облачные предложения существуют у всех без исключения производителей систем бизнес-аналитики. Тем не менее рынок BI не должен остаться на обочине облачной индустрии.
Есть несколько основных направлений систем бизнес-аналитики, которые можно назвать облачными. Во-первых, это SaaS-предложения традиционных вендоров — например, SAP BusinessObjects или TIBCO Spotfire. Во-вторых, это изначально облачные платформы — на западных рынках широко известны Gooddata, Birst, Bime Wearecloud. Наконец, в каждой стране существует множество мелких локальных игроков, предлагающих аналитические инструменты узкой направленности по модели SaaS. Существуют и аналитические системы, встроенные в другие облачные предложения — например, в CRM-решения.
Кому утечки не страшны
«Необходимо четко представлять, что мы подразумеваем под облаком. Одно дело — публичные облака, и совсем другое — частные. С точки зрения систем бизнес-аналитики у них совершенно разные ниши и перспективы», — подчеркивает Георгий Нанеишвили, менеджер по работе с партнерами российского офиса QlikTech.
На рынке действует много компаний, которые предоставляют продукты для бизнес-аналитики как услугу, по SaaS-модели. Обычно это не «голые» платформы, а готовые вертикальные решения, позволяющие пользователям анализировать свои данные. Самым тонким с этой точки зрения моментом является безопасность доступа к данным: бизнес-анализ оперирует очень чувствительными для бизнеса данными. Зачастую ни собственники компании, ни служба безопасности не допустят даже теоретической возможности отправки подобных данных сторонней организации, да еще на сервер, где работают другие приложения. Более того, подобные действия могут быть запрещены законодательно. В России действуют ФЗ-152 «О персональных данных» и прочие положения для ряда организаций, особенно государственного и финансового секторов экономики.
Кто же потенциальные пользователи подобных SaaS-решений? На самом деле их огромное число. Много небольших и средних компаний отказываются от развертывания и дальнейшей технической поддержки собственной инфраструктуры и выбирают облачные решения — например, для ведения управленческого учета и формирования бухгалтерской отчетности, для учета взаимоотношений с клиентами. Для таких компаний утечка информации не является критичной. Они все равно зависят от сотрудников, которые имеют полный доступ к их информации. Более того, организовать взлом систем, находящихся на стороне SaaS-провайдера, гораздо сложнее, чем устроить в компанию своего человека или подкупить сотрудника.
Но на массовом рынке действуют и другие ограничения. Клиенту предоставляются преднастроенные аналитические отчеты и панели показателей, связанные со структурой данных используемого им учетного решения.
«Массовость противоположна индивидуализации — провайдеры решений не могут позволить себе кастомизировать формы для каждого заказчика», — говорит Нанеишвили. В лучшем случае речь идет о предоставлении инструмента, позволяющего корректировать внешний вид поставляемых по умолчанию отчетных форм и средств визуализации. Стоит отметить, что возможности современных систем по настройке аналитики очень широки и их вполне хватает не только для средних компаний. Но остается проблема с данными — скорее всего, анализировать придется только подготовленные выборки и те данные, которые уже находятся в облаке и именно в том решении, в котором ведется учет.
Еще один вариант работы SaaS-аналитики — готовые решения, основанные на данных поставляющей их компании. Ярким примером могут служить маркетинговые исследования. Многим компаниям хочется получить не просто файл или распечатку с отчетом о проведенном исследовании или презентацию с результатами — им нужен оперативный инструмент, который поможет найти ответ на вопрос в определенном аналитическом разрезе. В этом случае безопасность данных лежит целиком на провайдерах: они заинтересованы в том, чтобы результаты их работы не утекли в открытый доступ. Они подготавливают результаты исследования и предоставляют заказчику аналитические инструменты (как свои, так и решения на базе производителей аналитических платформ). Данный подход выгоден всем: клиентам, которые получают не просто данные, а готовый аналитический инструмент и могут купить его по подписке на определенное время, и поставщикам подобных решений, которые сами используют данные аналитические инструменты для проведения исследований.
Еще одно интересное поле для облачной аналитики — сам контент, содержащийся в публичных облаках. Многие компании хотят анализировать не только свои данные, но и осуществлять анализ доступной информации из множества открытых источников, отслеживать тенденции, анализировать пользовательские предпочтения, отзывы о компании и продуктах в социальных сетях. Один из ярких примеров подобного сотрудничества — участие компании QlikTech в проекте Google Cloud Platform.
Принципиально иные возможности предоставляют частные облака. Во-первых, передача критически важных бизнес-данных за периметр организации зачастую действительно невозможна. Во-вторых, многие клиенты уже ощутили преимущества использования облачных технологий. Они используют облака внутри своей организации или в коммерческом ЦОД — но внутри своей виртуальной сети. Зачастую серверы компаний, находящиеся в ЦОД провайдера, физически изолированы от остальных. Использование приложений для бизнес-аналитики при такой архитектуре практически не отличается от использования внутри компании. Однако, чтобы задействовать все преимущества облака, аналитические продукты не только должны обладать соответствующими возможностями (например, обеспечивать автоматический запуск резервного сервера при выключении основного и поддерживать работу с различными виртуальными машинами), но и быть правильно настроены.
Без затрат на инфраструктуру
Именно перспектива использовать аналитическую систему по SaaS-модели стала одним из ключевых факторов, убедивших руководство сети чайных магазинов «Унция» внедрить решение Digia Retail Analytics на платформе Microsoft. Снизилась нагрузка на бюджет, и появилась возможность быстро начать использовать BI-инструментарий.
Магазины сети работают в 44 городах России, а также на Украине, в Казахстане и Финляндии. Целями проекта, инициированного руководством компании, являлись оптимизация работы торговых точек и складов, увеличение оборачиваемости сети, снижение товарных запасов.
«С помощью выбранного решения мы получили доступ к весьма мощному инструменту, повышающему эффективность планирования, прогнозирования и выработки стратегических решений, — говорит Дмитрий Мурашов, финансовый директор «Унции». — При этом удалось избежать существенных затрат на оборудование и программное обеспечение».
Процесс интеграции существующей инфраструктуры с облачными технологиями занял около трех недель. Сотрудники компании активно используют все возможности системы: анализ ассортимента и товарооборота, финансовый анализ, анализ закупок и склада, ежедневных операций, эффективности маркетинговой деятельности.
Как подчеркивает Мурашов, особую ценность система имеет для кросс-продаж. В структуру торговой сети входят несколько магазинов-кафе, где клиенты могут попробовать разные сорта чая, а потом при желании их приобрести. Аналитические инструменты помогают сотрудникам компании лучше видеть взаимосвязи в продажах кафе и магазинов, предлагать оптимальные товарные позиции для меню, повышать продажи как в розничных отделах, так и в кафе.
В реальном времени
Еще одним фактором, позитивно влияющим на рынок облачной аналитики, стал прорыв в области технологий вычислений в оперативной памяти (in-memory). Провайдеры могут позволить себе создавать мощные комплексы, недоступные большинству компаний, что особенно актуально в свете Больших Данных.
Согласно прогнозам, облачная аналитика может быть востребована для принятия решений не столько на основе больших объемов, сколько на основе больших потоков данных. Акцент будет делаться на анализе данных в реальном времени — для быстрого принятия решений по результатам экспресс-анализа текущей ситуации.
«С учетом ситуации на рынке, когда заказчикам для достижения поставленных бизнес-задач необходимо в краткие сроки и за разумные деньги внедрять ИТ-решения, облачные сервисы в целом и облачная бизнес-аналитика становятся незаменимыми», — считает Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ. Для поставщиков крайне важно учитывать основные направления развития данного сегмента, а именно — непрерывно растущий спрос на мобильность, смещение акцентов в сторону облачных решений и, конечно же, постоянное развитие технологий обработки в оперативной памяти.
Например, SAP вложила огромные средства в разработку именно тех решений, которые помогают осуществлять анализ данных в реальном времени при помощи облачных технологий. Одним из наиболее громких событий последних месяцев стал запуск SAP HANA One Platform — облачного сервиса, функционирующего на платформе Amazon Web Services и доступного в AWS Marketplace. Развивать его планируется с помощью партнерской экосистемы: заключены контракты со множеством небольших компаний, разрабатывающих на платформе HANA собственные аналитические решения.
Как ожидают независимые аналитики, развитие облачных решений на платформе SAP HANA может радикально повлиять на рынок BI в целом.