Рынок высоких технологий

Социальные сети вместо унифицированных коммуникаций

Рынок корпоративных решений для построения социальных сетей в течение ближайших лет будет демонстрировать сильный рост. Как утверждают в Forrester, этот рост спроса на социальные средства затмит потребность в более традиционных средствах коммуникаций и совместной работы. Согласно прогнозам аналитиков, расходы компаний на создание собственных социальных площадок будут ежегодно расти на 61% и к 2016 году достигнут 6,4 млрд долл.

Одновременно с этим начнет падать спрос на средства унифицированных коммуникаций, которые являются чисто рабочим инструментом и не дают возможности пользователям общаться вне своих рабочих групп.

Уже на протяжении многих лет компании инвестируют в средства, повышающие эффективность сотрудников: электронную почту, системы обмена сообщениями, видеосвязь и т. п. — однако ни одно из них в полной мере не оправдало ожидания. В Forrester верят, что новые поколения социального ПО способны в большей степени отвечать потребностям бизнеса.

Бесконтактные платежи

Мобильные устройства стали одним из важных элементов взаимодействия в сфере финансовых услуг. В Европе наблюдается широкое распространение сервисов мобильного банкинга и систем мобильных платежей; значительные возможности для долговременного роста предлагают технологии мобильных международных денежных переводов. Согласно прогнозам Frost & Sullivan, основными направлениями роста на рынке финансовых услуг в 2013 году станут системы бесконтактных платежей, технологии коммерческих мобильных платежей, облачные решения и средства бизнес-аналитики.

По данным аналитиков, в период до 2017 года среднегодовой темп роста европейского рынка бесконтактных карт будет составлять 29%. К 2018 году 38% мобильных телефонов, продающихся в Европе, будут оснащены технологией Near Field Communications (NFC), что расширит сферу применения NFC-решений. Использовать бесконтактные платежи станет проще и удобнее. Как и сенсорные экраны смартфонов, системы бесконтактных платежей будут иметь максимально простой интерфейс.

Уже в нынешнем году на рынке появится множество решений для коммерческих мобильных платежей, а в 2014–2015 годах их распространение продолжится. Объем транзакций, совершаемых через системы мобильных платежей на основе NFC, к 2015 году превысит 40%. Стремление участников этого рынка к сотрудничеству окажет позитивное влияние на развитие технологии NFC.

Кроме того, важной темой для ИТ-руководителей финансовых компаний станут социальные сети и бизнес-аналитика. Все больше и больше банков и финансовых институтов будут использовать социальные СМИ, для того чтобы лучше понять потребности своих клиентов и предложить им более релевантные продукты, услуги и цены.

LTE совместного использования

Как утверждают в J'son & Partners, совокупная сумма инвестиций 14 млрд долл. в российские сети LTE в течение 2013–2019 годов является верхней границей затрат на данную технологию в России. Существенного снижения капитальных расходов можно достичь путем применения различных схем и бизнес-моделей — совместного использования инфраструктуры операторами, более активного использования модели MVNO, «малых сот» и т. п.

Ближайшие несколько лет станут периодом масштабных инвестиций в развертывание LTE-сетей по всему миру. По прогнозам Infonetics Research, к 2015 году непосредственно на развертывание сетей 4G в мире будет направлено 17,5 млрд долл.

В течение этого периода рынок LTE-оборудования будет расти со среднегодовым темпом 59%, то есть станет самым быстрорастущим сегментом мобильной сетевой инфраструктуры.

Основными технологическими тенденциями развертывания сетей LTE является использование мультистандартного радиооборудования, уменьшение физических размеров и энергопотребления систем, разработка решений, адаптированных для совместного использования сетей разными операторами (Network Sharing), а также виртуализация сетевых ресурсов с использованием облачных технологий.

В случае реализации лицензионных требований по минимальному уровню инвестиций в LTE (оптимистический сценарий), Россия к 2016 году станет одним из мировых лидеров по данному показателю с долей не менее 5–7% от совокупных инвестиций в LTE в мире.

 

Техника безопасности

Доверие подорвано

За последние пять лет постоянные утечки данных подорвали уверенность общества в способности частных компаний и государственных структур защитить персональную информацию. Согласно результатам исследования, проведенного YouGov, половина респондентов заявили о снижении доверия к государственным и общественным организациям, а 44% — о падении доверия к частным компаниям.

Подчеркивая влияние фактов утечки информации на репутацию компаний, 77% опрошенных признались, что предпочтут покупать товары и услуги тех организаций, которые не сталкивались с потерей данных. Лишь 13% заявили, что для них это не имеет значения, отметив тем не менее потребность организаций в применении более эффективных мер защиты информации для снижения репутационного вреда от утечки данных.

Только в Великобритании число утечек важной информации приближается к 1 тыс. в год. Неудивительно, что общество теряет уверенность в способности организаций обеспечить безопасную работу с информацией. Результаты опроса показали, насколько важными факторами являются защита уязвимой информации и снижение риска ее попадания в чужие руки.

Хотя люди порой очень трепетно относятся к безопасности собственных персональных данных, значительная часть сотрудников регулярно подвергает риску корпоративные данные, пренебрегая мерами принятой в компании политики ИТ-безопасности или даже не зная о них. Сотрудники, время от времени работающие вне офиса, регулярно отправляют материалы на личные электронные адреса, чтобы иметь возможность работать удаленно. Кроме того, 40% постоянно проверяют электронную почту на персональных смартфонах или планшетах, 33% переносят рабочую информацию на USB-накопителях без шифрования. Четверть из них признались, что делают это вопреки политике информационной безопасности в их компании, а еще 23% не уверены, есть ли в компании такая политика.

Для решения проблемы необходимо объединить процессы обучения сотрудников и внедрения технологий защиты.

Не уверены, но используют

Корпорация Symantec опубликовала отчет на тему распространения облачных технологий в среде российского малого бизнеса. В ходе исследования было установлено, что большинство — 81% — сотрудников используют облака в рабочих целях. Несмотря на большую распространенность облачных технологий среди участников опроса, лишь четверть респондентов испытывают чувство уверенности, размещая информацию в облаке, говорится в отчете компании.

Эксперты Symantec уточняют, что многие работники российских малых предприятий используют популярные бесплатные облачные сервисы, а некоторые — профессиональные облачные бизнес-приложения.

В частности, 44% опрошенных используют облачные хранилища файлов, а 41% применяет размещенные в облаке приложения. Помимо этого, 20% респондентов задействуют в рабочих целях свой личный электронный почтовый ящик.

В числе главных причин перехода на облачные решения участники опроса выделили такие факторы, как снижение расходов по эксплуатации, повышение мобильности персонала, улучшенная защита данных (резерв­ное копирование и восстановление), повышение уровня информационной безопасности. В то же время они выразили свое беспокойство относительно защищенности данных, их неприкосновенности, а также отсутствия контроля, назвав эти факторы главными барьерами на пути использования облачных решений.

 

Управление

Кадровый резерв из СНГ

Как утверждают в кадровом центре «Юнити», «утечка мозгов» из СНГ может решить проблему нехватки ИТ-специалистов в России.

Сегодня только 15% работодателей готовы рассматривать кандидатов не из России. При этом, согласно прогнозам, к 2015 году совокупный дефицит ИТ-специалистов в России составит почти 320 тыс. человек. Банковский сектор, как один из самых требовательных к ИТ, ощутит это на себе в полной мере. Эксперты подчеркивают, что банки предъявляют завышенные требования к квалификации кандидатов, но редко готовы рассматривать соискателей из СНГ, хотя их профессиональный уровень не ниже, чем у россиян.

По мнению рекрутеров, многие работодатели необоснованно опасаются увеличения налогов и оформления многочисленных документов. Однако после принятия Федерального закона № 186-ФЗ от 11 июня 2011 года «О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» граждане Белоруссии и Казахстана, если они находятся в РФ на законных основаниях, трудоустраиваются на равных с россиянами правах.

Однако даже с учетом меньших затрат на оплату труда в работе с мигрантами есть специфика. Как минимум нужно будет затратить время на обучение специалистов особенностям российского законодательства, регулирующего деятельность банков. Кроме того, потребуются дополнительные расходы на аренду жилья и приобретение полиса медицинского страхования.Тем не менее соискатели из СНГ не избалованы большими деньгами и количеством предложений, они даже готовы первые полгода платить за себя налоги. При этом многие кандидаты, переезжающие из Минска и других городов Белоруссии, готовы работать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах страны, а их финансовые запросы как минимум на 30% ниже, чем у местных специалистов.

Нехватка ИТ-кадров в банках продолжит увеличиваться, и в выигрыше останутся те финансовые учреждения, которые пересмотрят свою кадровую политику в отношении граждан из СНГ.

 

Бизнес и технологии

Социальные сети пока неэффективны

К 2016 году половина крупных компаний обзаведется внутренними социальными сетями, и 30% из них будут считаться не менее важными для работы, чем электронная почта и телефон, прогнозируют в Gartner. Однако 80% проектов по внедрению в бизнесе социальных технологий до конца 2015 года не принесут ожидаемых результатов из-за отсутствия уверенного руководства, а также по причине чрезмерной ориентации на технологическую сторону проекта, считают аналитики.

Социальные сети, в отличие от, например, корпоративных ERP-систем, предполагают добровольное «втягивание» сотрудников в работу с ними. Для успеха социального проекта необходимо выполнить ряд условий — в том числе достичь критической массы пользователей и определить конкретные и осмысленные цели проекта, указывают аналитики. Большинство подобных проектов еще не достигло стадии зрелости, но компании уже начинают усваивать эти уроки. Тем же, кто только собирается внедрять социальные технологии, аналитики советуют осторожно выбирать пилотные проекты.

Тем временем на рынке корпоративных социальных средств происходят перемены. Многие независимые разработчики были поглощены (активным покупателем выступала IBM), а некоторые крупные компании (например, Oracle), создали свои социальные инструменты.

Корпоративная половина

Согласно итогам исследования, проведенного СоДИТ совместно с «АйТи», три четверти организаций видят в мобильных технологиях инструмент, повышающий продуктивность работы сотрудников. Почти половина респондентов отмечает их потенциал для оптимизации существующих бизнес-процессов и создания новых. В 2012 году менеджеры среднего звена были обеспечены корпоративными смартфонами уже в 27% организаций, а планшетами — лишь в 4%. Самую быстрорастущую категорию мобильных сотрудников составляют представители ИТ- и информационной сферы.

В 2013 году, отмечается в исследовании, наблюдается увеличение количества деловых пользователей смартфонов и планшетов. К концу 2013 года предоставлять доступ к корпоративным ресурсам со смартфонов и планшетов для широкого круга сотрудников планируют более половины организаций. Что касается использования мобильных решений, то наибольший рост в 2013 году ожидается в категориях систем мобильного доступа к ключевым показателям эффективности и документооборота. Но наиболее востребованными мобильными решениями остаются почтовые системы, интранет-порталы и системы доступа к файловым ресурсам.

Если раньше в качестве основного препятствия для эффективного использования мобильных устройств фигурировало их разнообразие, то в 2012 году таковым стала сложность согласования применения мобильных устройств со службой информационной безопасности.

Интересно, что мобильные устройства, с которых осуществляется доступ к корпоративным ресурсам, примерно поровну делятся на личные и корпоративные. При этом 65% компаний на сегодня еще не регламентируют доступ к корпоративным ресурсам в зависимости от принадлежности мобильных устройств.

Обозначившаяся в 2011 году тенденция роста доли устройств на платформе Android наблюдается и в 2012 году. Процент компаний, сотрудники которых используют планшеты Android, удвоился, продемонстрировав взлет с 23 до 47%.