Одной из областей, в которых внедрение ИТ способно стать не только очевидным и востребованным, но и дать ощутимый эффект, является медицина. Конечно, интегрированные системы доставки сервисов, учитывающие интересы как организаций, так и пациентов, могут принести огромную пользу. Однако такая трансформация услуг должна быть тщательно управляемой, чтобы обеспечить ее приятие как медиками, так и гражданами.
Нюанс заключается в том, что сами по себе ИТ не делают врачей более продуктивными. Как указывают многие участники исследования, проведенного PwC, внедрение информационных систем в медицинских учреждениях имеет два ключевых последствия: замедление работы медиков и удорожание стоимости услуг. Другое дело, что с использованием ИТ становится возможной реорганизация процессов в больницах. Тем самым действительно можно значительно увеличить эффективность работы персонала.
Кроме того, новые технологии пугают докторов — они просто боятся «выглядеть дураками». С этой точки зрения крайне важна честность. Не следует обещать, что внедрение систем будет быстрым и незаметным, но важно показать, что этот процесс полностью под контролем. Медикам важно видеть, как с возникающими проблемами справляются их коллеги. В среде врачей нужны продвинутые пользователи, способные делиться своим опытом.
Здравоохранение все активнее использует цифровые технологии, особенно с учетом того, что государства все больше внимания уделяют разработке законов и внедрению электронных медицинских записей. В то же время распространяются и технологии мобильной медицины, усиливая уже существующие системы и делая доступной информацию о предпочтениях пациентов, качестве сервиса и клинических исходах.
В целом речь идет о переходе от массовой медицины к индивидуальной. Это должно радикально отразиться на ее качестве; весь вопрос в том, чтобы удержать на приемлемом уровне стоимость услуг.
Мобильное лечение
Многие другие отрасли уже трансформировались под действием беспроводных технологий. До появления банкоматов клиенты были вынуждены посещать офисы банков, а до появления планшетов — покупать книги. Здравоохранение в силу своей консервативности подзадержалось, но движется в том же направлении. Например, пациенты могут контролировать свое давление с помощью беспроводных браслетов, а некоторые аспекты медицинских работ могут выполняться последовательно медсестрами, фармацевтами и терапевтами, причем для этого они вовсе не обязаны заходить в один кабинет.
Еще одним важным направлением становится обмен электронными документами между пациентами и докторами. Электронная почта не может обеспечить лечебные процессы, но она способна поддерживать связь. Пациенты все более склонны обращаться за лечебной информацией в Сеть, многие источники которой отнюдь не заслуживают доверия. Почта способна стать доверенным каналом с лечащим врачом, обеспечивающим хотя бы эмоциональную связь.
Мобильные технологии предоставляют мощный инструмент взаимодействия доктора с пациентом, а также медиков между собой. Они способны сильно изменить существующие практики.
Очевидно, лечение становится гораздо эффективнее, если не подходить к каждому случаю как к отдельному эпизоду. Если взаимодействие с пациентом превращается в непрерывный процесс, радикально меняются и подходы, и получаемые результаты. Именно поэтому крайне важно объединить современные методы лечения с современными технологиями.
Отдельным вопросом является построение успешной бизнес-модели мобильной медицины. Из-за ее отсутствия во многих странах наблюдается определенное разочарование относительно возможностей мобильной медицины. Необходимо сотрудничество нескольких сторон — телеком-провайдеров, страховых компаний и системных интеграторов. Объединение усилий этих компаний и согласование их интересов и приведет к приемлемой для всех бизнес-модели. Прогнозируется, что популярность подобных сервисов будет расти даже среди наименее обеспеченного населения.
Важную роль в развитии мобильной медицины должны сыграть и технологии 4G. При передаче медицинских данных по сетям мобильной связи требуется обеспечить высокую пропускную способность, надежность коммуникаций, а также целостность и конфиденциальность данных. Сети 3G удовлетворяют этим требованиям лишь частично. Технология LTE значительно расширяет возможности телемедицины. Например, она позволяет использовать с более высоким качеством такие приложения, как видео-конференц-связь между доктором и пациентом.
Требуется интеграция
Информационный ландшафт учреждений здравоохранения зачастую весьма богат, но системам катастрофически не хватает интеграции. Эта проблема актуальна даже в развитых странах. Задача ИТ-департаментов соответствующих министерств состоит в объединении данных из множества учетных систем. Поэтому крайне важно обеспечить единый стандарт данных и их качество. Интеграция и гармонизация систем дают возможность радикально экономить на ИТ, не говоря уже о принципиально ином качестве оказываемых услуг.
Из ключевых направлений, которым уделяется наибольшее внимание, можно выделить управление лечением, оборотом лекарств, а также взаимодействием с пациентами. В этих областях могут быть достигнуты значительные экономические эффекты в секторе как государственной, так и коммерческой медицины.