Многие российские ИТ-руководители считают вполне нормальной практику, когда срок их работы на посту ИТ-директора или CIO в одной компании составляет два-три года, а нередко и меньше. Как показало исследование, проведенное CIO Magazine, в развитых странах средняя продолжительность работы ИТ-руководителя в одной компании — около пяти лет, причем и этот срок многие воспринимают как слишком короткий для реализации серьезных планов. Может, у нас в России и компании меньше, и проекты в них короче? Или дело в другом?
Евгений Чаркин, директор департамента ИТ госкорпорации «Росатом», считает, что трех — пяти лет достаточно, чтобы успеть оставить в компании добрую память о своей работе. По его наблюдениям, отдельный масштабный проект в российских организациях длится два-три года, программа, включающая множество проектов, может потребовать и пяти лет.
Ольга Мордкович, директор по ИТ компании «Tele2 Россия», уверена, что в зависимости от ситуации в организации ИТ-руководитель, привлеченный для ликвидации кризиса в ИТ-службе, трансформации ИТ или реализации важного проекта, вполне может показать впечатляющие результаты и за год-полтора. «Чтобы эти результаты были соответствующим образом оценены, надо, конечно, работать над управлением ожиданиями заказчиков проекта, обеспечением измеримости результатов и, не побоюсь этого слова, их «пиаром», — поясняет Мордкович. — Я знаю случаи, когда руководитель ИТ-службы, полностью выполнивший поставленную задачу в короткие сроки, тем не менее оставлял после ухода разочарованных нанимателей и неблагоприятное впечатление».
По ее мнению, основными факторами риска в длительных ИТ-проектах являются, скорее, изменения в бизнесе, а не смена ИТ-руководителей: «Потеря финансирования или релевантности, принципиальное изменение технологий или требований к проекту, а также другие причины, не имеющие отношения к руководству ИТ-подразделением, зачастую оказывают более сильное негативное влияние, чем уход CIO».
Долгой работе ИТ-руководителя на одном месте способствуют его умение выстроить отношения с коллегами и добиться доверия высшего руководства, а также, естественно, персональные качества, отмечает Чаркин. Мордкович добавляет: «Долгая работа ИТ-руководителя на одном месте возможна в том случае, если он разделяет ценности компании и добивается профессиональных успехов в своей области. Важными факторами являются также грамотно выстроенная система мотивации персонала и динамично развивающийся бизнес организации. Это позволяет менеджеру поддерживать интерес к своей работе и развиваться профессионально, не меняя работодателя».
На выстраивание продуктивных отношений с топ-менеджментом потребуется время. По опыту Чаркина, на выстраивание хороших отношений CIO с работодателем нужно не более года, затем наступает период продуктивной работы. «Важно помнить, что работа по выстраиванию отношений никогда не останавливается, — отмечает Мордкович. — Невозможно или во всяком случае очень сложно создать в организации политический капитал и потом всю жизнь «жить на проценты». С другой стороны, добившись высокой репутации среди топ-менеджеров, на нее можно и нужно опираться при общении с новыми менеджерами управленческой команды. Это актуально, поскольку, например, в телекоммуникационной отрасли в России топ-менеджмент компаний, как правило, высокомобилен».
Может ли частая смена ИТ-руководителем своего места работы свидетельствовать о том, что он снова и снова повторяет свои ошибки? «Если ИТ-директор меняет компании, работая на одном месте менее двух лет, то, вероятно, это может свидетельствовать о том, что он наступает на одни и те же грабли», — говорит Чаркин. «В начале карьеры частая смена места работы для ИТ-специалистов — нормальное явление, — поясняет Мордкович. — Если работу часто меняет ИТ-руководитель, это может свидетельствовать как о его неумении выстраивать долгосрочную карьеру в одном месте, так и о нежелании это делать. Впрочем, есть особая категория ИТ-руководителей, не задерживающихся подолгу у одного работодателя, — это кризис-менеджеры, способные «перезапустить» ИТ-службу в компании. Они тоже нужны. Правда, на мой взгляд, частые переходы с места на место лишают их большого удовольствия — видеть плоды своего труда».
Очень похоже, что частая смена работы — признак «молодости» ИТ-руководителя как профессионального менеджера. По мере накопления опыта по выстраиванию человеческих отношений у него появляется возможность дольше оставаться на одном месте и добиваться больших успехов. Таким образом, масштаб достижений, исчисляемый многими годами развития в одной организации, может свидетельствовать о зрелости CIO.