Отношения между ИТ и бизнесом в значительной степени ориентируются на рыночные принципы: ИТ-служба изучает спрос со стороны бизнеса и развивает востребованные им возможности и услуги. Вот очередной пример спроса: как следует из недавнего отчета Ernst & Young, топ-менеджерам, отвечающим за операционную деятельность, приходится обрабатывать и реагировать на все большие объемы данных, выявляя новые тенденции и вырабатывая адекватные подходы к дальнейшему развитию бизнеса. 46% СОО отмечают, что анализ и прогнозирование являются одними из важнейших навыков в их работе. Что предлагают им CIO?
Константин Рыбаков, COO компании Simple, одного из ведущих импортеров и дистрибьюторов вина и элитных алкогольных напитков, по словам его коллеги Александра Тригубы, директора по ИТ этой компании, постоянно использует аналитические инструменты в своей деятельности. «В зону его ответственности входят несколько подразделений с разными KPI. Отслеживание основных бизнес-процессов требует постоянного мониторинга ключевых показателей», — поясняет Тригуба.
Потребность в дополнительной аналитической информации у Рыбакова возникает часто — до трех новых заявок на BI в неделю. В основном в них фигурируют мониторы KPI, оперативное отражение состояния товарного запаса, мониторинг финансовых показателей компании, а также текущий план-фактный анализ. Нередко возникают задачи, требующие обработки больших объемов данных. Рыбаков тщательно отслеживает контур товародвижения, так как специфика отрасли требует его детального анализа вплоть до ежедневной статистики по отдельным товарным позициям, хранящимся на складе. Объем таких данных, по оценкам Тригубы, огромен. Также нередки запросы на моделирование динамики KPI во времени с учетом текущих тенденций и тех изменений, что наблюдались в аналогичные периоды прошлых лет.
«В качестве BI-решения мы используем QlikView, — рассказывает Тригуба. — Каждое подразделение использует свой набор BI- приложений, функциональность аналитических методов зависит от особенностей бизнес-процессов подразделения. ИТ-департамент, в свою очередь, всегда готов помочь найти нестандартное и интересное решение».
В ряде компаний топ-менеджеры, отвечающие за оперативную деятельность, являются столь давними заказчиками функций BI, что практически все функции, которые им нужны, уже реализованы. Так, по словам Александра Соколовского, CTO компании Sberbank CIB (один из активов Сбербанка, созданный на базе приобретенной им компании «Тройка Диалог»), в его организации все механизмы и техническая платформа для построения всевозможной аналитики уже давно развернуты и успешно используются. «Бизнес-заказчики обращаются в основном за новыми отчетами или за новыми данными — информацией из других систем, которая не использовалась раньше при подготовке отчетности. По нашим наблюдениям, наиболее востребованы отчеты о финансовых показателях компании, — добавляет Соколовский. — У нас развернуто хранилище данных, на основе которого работает система отчетности на базе SAP BusinessObjects. ИТ-подразделение по просьбе наших бизнес-заказчиков подключает к хранилищу данных новые системы и готовит на основе консолидированных данных сложные отчеты. Более простые отчеты пользователи создают для себя сами, используя стандартные средства BI-системы».
Как видим, спрос на аналитическую информацию со стороны высших руководителей компаний есть, и, более того, в большинстве компаний он в ближайшие годы, скорее всего, будет расти. ИТ-руководителям определенно стоит воспользоваться этой тенденцией, стремясь удовлетворить спрос на BI со стороны потенциальных бизнес-заказчиков. Было бы странно упускать очередную возможность для развития отношений между ИТ и бизнесом.