В связи с ростом конкуренции со стороны зарубежных транспортно-логистических компаний перед российскими стоят задачи поддержания конкурентоспособности на должном уровне, обеспечения клиентам высокого уровня сервиса, оптимизации процессов и затрат. Это заставляет компании сектора автоматизировать основную производственную деятельность, уделять особое внимание технологиям взаимодействия с клиентами, вести инфраструктурные проекты, увеличивая надежность и сокращая затраты.
Рынок
Сектор транспортно-логистических услуг, по мнению экспертов, продолжает расти, в некоторых сегментах идет перераспределение собственности. При этом конкуренция непрерывно ужесточается. За январь – сентябрь 2012 года грузооборот транспорта, по предварительным данным Росстата, вырос на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, в том числе железнодорожного — на 5,4%, автомобильного — на 9,2%, воздушного — на 2,6%. Согласно данным Федерального агентства речного и морского транспорта, грузооборот морских портов России вырос на 5,2%, внутреннего водного транспорта — на 14,3%, но пассажирооборот снизился почти на 8%. Благодаря открытию новых регулярных направлений, приходу новых авиаперевозчиков, росту количества рейсов на существующих направлениях, международный пассажирооборот воздушного транспорта вырос на 23%, а внутренний — на 8,4%.
Таким образом, российский рынок транспортно-логистических услуг продолжает расти, несмотря на все более явное снижение активности в Европе. Эксперты отмечают, что зарубежные компании сегодня ищут партнеров в России, и присутствие иностранных инвесторов на рынке растет — например, по оценкам экспертов, их доля в затратах на приобретение складской недвижимости составила более трети. Но, оценивая ситуацию в целом, эксперты полагают, что вступление страны в ВТО пока не повлияло на расстановку сил, так как крупнейшие зарубежные транспортно-логистические компании уже давно работают в нашей стране.
Существенную роль в увеличении скорости развития транспортно-логистических услуг в России играют регионы, и именно к ним сегодня приковано внимание государства и всех компаний рынка. Основными барьерами на пути развития являются несовершенство таможенного регулирования и технологические ограничения инфраструктуры, в частности дефицит качественных складских помещений. По оценкам аналитиков, в 2012 году спрос на складскую недвижимость превышает предложение и найти подходящее складское помещение под требования компании по-прежнему сложно. В первом полугодии 2012 года объем сделок аренды и покупки превысил показатель за аналогичный период прошлого года на 20%, а в третьем квартале доля приобретенных площадей в общей структуре поглощения складов составила 19% (в 2008 году — 6%).
Более активному развитию регионов должны способствовать правительственные инициативы — например, «Транспортная стратегия России на период до 2030 года». Комитет по логистике, созданный в 2012 году при Торгово-промышленной палате РФ, должен решить проблемы, связанные с предыдущим хаотичным развитием терминально-складской сети в России. Предполагается создать индустриально-логистические кластеры, развивать логистические коридоры Восток — Запад с выходом на Берлин и Париж и Север — Юг, развивать альтернативные маршруты между Европой и Азией — сухопутный через Россию и морской через Северный морской путь.
Транспорт
В развитии терминально-складских комплексов активно участвует холдинг «РЖД», находящийся в процессе реформирования и перехода к региональным корпоративным центрам управления (РКЦУ), при котором совершенствуется их взаимодействие с морскими портами. РЖД активно инвестируют в инфраструктуру — комплексную реконструкцию и строительство железнодорожных путей, станций и транспортных узлов. Ожидается реконструкция Байкало-Амурской магистрали — увеличение к 2020 году пропускной способности БАМа с нынешних 20 млн до 50 млн тонн грузов в год. Проект по настройке AutoCAD Civil 3D для специфических требований российской железнодорожной отрасли позволяет оптимизировать процесс развития и ремонта железнодорожных линий с помощью технологии информационного моделирования зданий и объектов инфраструктуры (BIM). В целях минимизации порожнего пробега и дальнейшего увеличения объема сдвоенных операций, оптимизации расходов на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава объединяются вагонные парки ПГК и НТК. Это позволит в дальнейшем развивать персонифицированные услуги грузоперевозки с учетом потребностей ключевых клиентов.
Компания «РЖД» построит на территории Москвы 63 транспортно-пересадочных узла, ориентированных на железнодорожные станции и станции метрополитена. Такие точки пересечения пассажиропотока будут предусматривать отдельные закрытые зоны стоянок для автомобилей лицензированных таксомоторных компаний, входящих в программу «Карта «Вокзалы России»».
Темпы развития автотранспортной сети сегодня не отвечают темпам роста автомобильного парка, росту объема перевозок, нагрузке на ось автотранспортных средств, интенсивности движения. Удельный вес перевозок автотранспортом в последние годы растет, что отчасти объясняется отсутствием других подъездных путей к 80% производственных, транспортно-логистических структур, населенных пунктов страны. По оценкам экспертов, в удовлетворительном состоянии сейчас находится лишь около 39% российских дорог, при этом ежегодно ремонтируется в полтора раза меньше дорог, чем это необходимо. К 2014 году планируется достичь доли протяженности федеральных трасс, соответствующих нормативным требованиям, в размере 52,63%, к 2017 году — 85%. Чтобы решить проблему качества дорог, в России создают платные трассы. При этом правительство уверяет, что абсолютно все участки платных дорог в России получат бесплатные пути объезда. Первая такая дорога — участок трассы «Дон» — уже запущена в эксплуатацию.
Еще в 2010 году Росавтодор начал формировать банк данных, основанный на трехмерной модели федеральных автодорог, для экономии ресурсов и обеспечения быстрого доступа к массиву технической информации о любой точке любой федеральной автодороги: поперечный профиль, конструкция, автобусные павильоны, дорожные знаки, ремонты и т. п. Вся разрабатываемая проектная документация в электронном виде в 3D-модели заносится в геоинформационную систему. Сегодня система охватывает трассу М-1 (Москва – Минск), часть сети «Сибирь», М-10 (Москва – Санкт-Петербург). Недавно начали включение в ГИС всех дорог Центрального региона России.
Выживание и ИТ
2012 год для российского рынка логистических услуг характеризуется высокой ценовой конкуренцией и увеличением инвестиций в его инфраструктуру — не только в дороги, складские объекты, причалы и контейнерные терминалы, но и в информационные технологии. ИТ-развитие стимулировали клиенты компаний. Поэтому одним из основных условий выживания на рынке сегодня является стоимость услуги и ее качество. По мнению экспертов, лидером будет тот, чьи затраты меньше, и компании ищут все новые способы одновременно повысить эффективность и качество работы и снизить затраты.
Чтобы предоставлять клиентам конкурентные услуги, компаниям, по мнению экспертов, необходима автоматизация основной производственной деятельности, оптимизация основных бизнес-процессов. На снижение затрат направлены сегодня все процессы автоматизации и механизации складской деятельности. Наличие современной WMS-системы или соответствующего модуля ERP-системы и их интеграция с ERP-системами клиентов сегодня считаются необходимым условием успешного существования складских комплексов. Систему LEAD WMS компании LogistiX внедрил поставщик чешской посуды из стекла, фарфора и хрусталя компания «Богемия Люкс Посуда», что позволило повысить производительность склада на 30%, снизить число ошибок почти вдвое.
Повысить эффективность работы логистическим компаниям позволяет расширение функционала существующих систем. Все большую популярность набирает функционал управления трудовыми ресурсами. Например, транспортно-экспедиционная компания «АэроТрансКарго», работающая на рынке международных грузоперевозок, в 2009 году автоматизировала основные бизнес-процессы с помощью продуктов «1С:Управление автотранспортом» и «1С:Бухгалтерия», внедрила «1С:Зарплата и управление персоналом 8», что способствовало комплексному решению задач, связанных с расчетом заработной платы и реализацией кадровой политики.
Повысить отдачу от вложенных ресурсов логистические комплексы стремятся с помощью мобильных терминалов, считывающих штрихкоды, голосового пикинга (отбора) и пикинга, основанного на технологии RFID, сокращения количества операций за счет управления воротами, двором, графиками погрузки и разгрузки транспорта. Еще одна тенденция — рост спроса на системы управления транспортом и транспортной логистикой. С помощью ГИС-систем компании контролируют как движение транспорта, так и расход топлива. Их внедрение дает сокращение пробега примерно на 20%, затрат — на 10%, точное представление о нахождении груза и сроках доставки. Навигационным оборудованием будет оснащен весь автотранспорт «Почты России» — дополнительно будет поставлено 4 тыс. телематических терминалов для автотранспорта и 500 — для почтовых вагонов (с 2010 года уже 10 тыс. автомашин оснащено терминалами ГЛОНАСС/GPS). Московская логистическая компания «ТрансМаш», перевозящая дорогостоящие грузы, смогла повысить безопасность перевозок и сократить топливные затраты на 60% после внедрения системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта и контроля расхода топлива Omnicomm. Для оформления ДТП по европротоколу станет обязательной установка системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и видеорегистраторов, а пока разрабатывается механизм регистрации фактов и реконструкции обстоятельств ДТП с использованием ЭРА-ГЛОНАСС (система должна начать действовать по всей России в декабре 2013 года).
CRM-технологии и поддерживающие их системы — еще один аспект, который, по мнению экспертов, сегодня требует внимания компаний сектора. Рынок грузоперевозок очень плотен, и без правильно выстроенной технологии привлечения и удержания клиентов можно остаться вообще без них.
В связи с проникновением Интернета в повседневную жизнь становится весьма важной проблема борьбы с электронным мошенничеством и защита интересов компании и клиентов от подобных угроз. Компания «ВипТрейд», организующая перевозки импортных и экспортных грузов, пресекла с помощью контура информационной безопасности SearchInform попытки хищения денежных средств, а также свела к минимуму угрозу утечек информации из баз данных клиентов и поставщиков.
Эффективность и управление рисками
Руководители компаний транспортно-логистического сектора крайне озабочены перспективами своих организаций.
Диаграмма |
Конечно, главной проблемой становится экономическое окружение, в котором приходится работать. Кроме того, они пытаются обеспечить развитие бизнеса, что крайне непросто в нынешних условиях, и оптимизировать процессы. Большую головную боль доставляют и последствия глобализации — локальные проблемы оказывают значительное влияние на глобальные цепочки поставок. Еще одной проблемой является дефицит квалифицированных специалистов в отрасли.
Фокус на сильных сторонах. Как отмечают аналитики Pricewaterhouse Coopers, в целом можно признать, что руководители компаний ожидают наступления крайне тяжелых времен. Лишь 12% из них еще надеются на какое-либо улучшение в обозримом будущем состояния мировой экономики. Такой негативный настрой сдерживает развитие компаний и в целом влияет на их готовность к инвестициям. Они ориентируются на ключевые для себя сегменты существующих рынков и проявляют активность именно в тех сферах, где имеют сильные компетенции. Большинство опрошенных компаний заявляют, что именно такое поведение в нынешних условиях способно обеспечить им рост.
Сокращение издержек и повышение эффективности. В 78% компаний начаты и продолжаются программы сокращения издержек. 69% руководителей планируют продолжить их и в будущем году. Кроме того, две трети компаний пытаются инвестировать в инновационные решения для большей эффективности процессов. При этом ключевое внимание будет обращено на топливную эффективность — это один из наиболее крупных источников экономии, особенно с учетом неопределенности с ценами на энергоносители. Ярким примером такой активности становятся массово осуществляемые проекты построения системы мониторинга транспортного парка.
Рост интереса к сделкам по слияниям и поглощениям. Только 14% компаний в течение последнего года были вовлечены в международные проекты по слияниям и поглощениям. Однако в будущем году число таких компаний удвоится. Стратегические альянсы и совместные предприятия приобретают особую популярность и доказывают свою эффективность. Разумеется, подобные инициативы не имеют смысла без адекватных средств консолидации бизнеса.
Глобальный эффект локальных катаклизмов. Например, 42% транспортных компаний признали, что они ощутили прямой финансовый эффект от землетрясения и аварии на АЭС в Японии в 2011 году; такой же процент компаний страдают от нестабильности в зоне евро. Риски, связанные с человеческим фактором, тоже растут. Реализация программ по управлению рисками становится все более актуальной в повестке дня крупных логистических компаний.
Нужны кадры. Мало кто из руководства транспортных компаний планирует увеличивать штат, однако кадровый дефицит является крайне больным вопросом. Большинство руководителей утверждают, что со временем ситуация только ухудшается. Нехватка квалифицированных кадров зачастую непосредственно влияет на финансовый результат: 21% компаний заявили, что именно этот фактор не позволил им достичь запланированных результатов; 27% компаний уверены, что им необходимы новые, талантливые специалисты, для того чтобы реализовать стратегию компании в ближайшие годы.
Экспресс-доставка и ИТ
Наиболее быстро сегодня растет спрос на почтово-логистические услуги. При этом требования к качеству услуг экспресс-перевозчиков ужесточаются, конкуренция между ними усиливается. Количество посылок (в основном с товарами дистанционной торговли), поступающих в Россию, растет, по оценкам «Почты России», более чем на 60% в год. Чтобы упростить их таможенное оформление и сократить сроки доставки, «Почта России» и Федеральная таможенная служба планируют создать автоматизированную систему для обмена информацией о зарубежных посылках.
Эксперты DHL также отмечают необыкновенный рост этого сектора в России на фоне снижения затрат в Европе, что обусловлено развитием бизнеса в регионах. «В этом году значительно увеличилось количество доставляемых нами грузов, идущих из зарубежных интернет-магазинов, таких как Amazon. В ответ мы расширили список событий, по которым клиент может получать информацию удобным ему способом (SMS, факс, E-mail, голосовое сообщение, звонок оператора и т. д.), — рассказывает Геннадий Столяров, ИТ-директор DHL в СНГ и странах Восточной Европы. — Это привело к увеличению нагрузки на инфраструктуру и к ее изменению. В целом мы наблюдаем повышенный спрос на улучшение и повсеместное внедрение вспомогательных ИТ-сервисов, направленных на взаимодействие с клиентом».
Некоторые запросы трансформировались в новые типы услуг — например, банкам в этом году DHL стала предлагать возможность получения паспортных данных получателя банковских карт и других документов, интересующих банк, в режиме реального времени. «В среде повышенной конкуренции растут требования к ИТ-департаменту по скорости внедрения новых сервисов. Поэтому в нынешнем году мы стали обращать больше внимания на облачные вычисления», — рассказывает о решениях Столяров. Но их внедрение тормозит недостаточная гибкость предоставляемых провайдерами услуг и проблема защиты информации.
В компании рассматривают возможность использования облаков для информационных систем, разрабатывающихся для клиентов. Количество пользователей средств электронной коммерции DHL в 2012 году увеличилось на 12%, что потребовало от компании выпуска рекордного за последние 10 лет числа обновлений программных приложений, внедрения ряда новых возможностей. Например, портал MyDHL позволяет клиенту, единожды зарегистрировавшись, получить доступ к целому набору средств по управлению его грузами, от вызова курьера до формирования специальных отчетов.
Управление ИТ-активами — важная составляющая инфраструктуры, которая позволяет получить полную и достоверную информацию о составе ресурсов и максимально эффективно их использовать. Поэтому в 2011 году в компании внедрили систему управления лицензиями (Software Asset Management, SAM), которая позволяет оптимизировать и планировать расходы на программное обеспечение, а также повышает правовую безопасность. В 2012 году перешли на новую систему для автоматизации процессов службы поддержки и управления ИТ-услугами, которая построена на ITILv3, реализована в облачных технологиях и легко подстраивается под нужды ИТ.
Еще одна тенденция, отразившаяся и на компании DHL, — переход к аутсорсингу инфраструктуры. Реализован проект по передаче на аутсорсинг телекоммуникационной инфраструктуры. Планируется замена устаревших серверов либо на новые, либо с переходом в облака, что обеспечит более точный учет ИТ-ресурсов для бизнес-задач (внутренний биллинг). Российские и зарубежные эксперты отмечают рост интереса к облачным технологиям и решениям SaaS.
ИТ-перспективы
Эксперты полагают, что с вступлением в ВТО перспективы есть только у мультимодальных сетей, использующих различные виды транспорта, с подключением к железной дороге, а остальным операторам в недалеком будущем придется работать с иностранными сетями, продав полностью или частично свой бизнес иностранному партнеру. В выигрыше окажутся крупные логистические компании, предлагающие клиентам гибкие, комплексные решения. Предпринимаемые меры по развитию транспортной инфраструктуры и вступление в ВТО увеличат транзитные потоки через Россию. Но, по мнению большинства экспертов, это мало повлияет на объемы ИТ-инвестиций компаний сектора, в первую очередь потому, что в силу сложившейся на рынке ситуации компании пока не могут себе позволить их наращивать. Но и их снижения не предвидится, так как необходимо поддерживать конкурентоспособность на должном уровне, обеспечивать клиентам высокий уровень сервиса.