Рынок высоких технологий
Рост с оглядкой на нестабильность
Как подсчитали в IDC, затраты на ИТ в России в 2011 году превысили 32,1 млрд долл. При этом основной объем рынка приходится на домашних пользователей, которые увеличили свои расходы на ПК, мобильные устройства и приложения.
В корпоративном секторе основной объем затрат на ИТ пришелся на предприятия транспортной, коммуникационной и энергетической отраслей. Темпы роста расходов на ИТ в ряде секторов экономики превышали 20%.
Ряд коммуникационных холдингов продолжил политику поглощения менее крупных компаний отрасли, что потребовало дополнительных инвестиций в интеграцию оборудования и приложений. Рост мобильного Интернета и стремление многих участников рынка развивать облачные услуги обусловили рост расходов на инфраструктурные и консалтинговые услуги.
В ближайшие пять лет IDC ожидает устойчивого роста затрат на ИТ в России. С 2012 по 2016 год эти затраты будут увеличиваться ежегодно в среднем на 8% и в 2016 году составят 47,3 млрд долл. Однако мировая экономическая нестабильность и ухудшающаяся демографическая ситуация в стране могут негативно повлиять и на российский рынок ИТ.
LTE «съедает» доходы операторов
В 2012 году в России появились первые коммерческие сети LTE, обеспечивающие наилучшие на сегодня характеристики передачи данных в мобильных сетях. Однако уже в будущем году в мире могут появиться первые сети, построенные по технологии LTE-Advanced, которые полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к сетям четвертого поколения. В Москве фрагмент такой сети уже построен.
Как подчеркивают в J'son & Partners Consulting, потребность мобильных пользователей в высоких скоростях передачи данных, резкий рост потребления мобильного трафика, «тяжелого» контента, появление новых видов мобильных устройств будут подталкивать операторов к внедрению LTE-Advanced как наиболее совершенной технологии мобильного доступа в среднесрочной перспективе. LTE-Advanced станет логическим эволюционным продолжением технологии LTE, которая показывает сегодня впечатляющую динамику.
В России существенным тормозом, сдерживающим развитие 4G, является дефицит частотного спектра. Кроме того, в стране отсутствуют такие механизмы, как технологическая нейтральность, распределение частотного спектра на аукционах, совместное использование активной инфраструктуры. Кроме того, недостаточно проработаны на законодательном уровне механизмы взаимодействия базового и виртуального оператора.
Несмотря на эти сложности, 9 октября Yota объявила о запуске технологии LTE-Advanced на фрагменте своей LTE-сети в Москве.
С появлением в 2013 году устройств, поддерживающих эту технологию, Россия может стать одним из пионеров в мире по внедрению коммерческих сетей LTE-Advanced. Прогнозируется, что к концу 2018 года абонентская база 4G в России может составить, в зависимости от обстоятельств, от 10 до 20 млн пользователей.
Основными задачами операторов 4G на ближайшие несколько лет станут взаимодействие со сторонними поставщиками и внедрение востребованных дополнительных услуг (Value-Added Services, VAS). Однако в России, по крайней мере в ближайшие два-три года, передача данных в сетях мобильной связи останется основной услугой, приносящей операторам львиную долю доходов. Рынок VAS на сетях LTE, а впоследствии и на сетях LTE-Advanced, будет ограниченным до тех пор, пока проникновение мобильных устройств и зона покрытия сетей не перешагнут определенный «критический порог».
Среди наиболее перспективных направлений, которые могут быть востребованы в 4G, выделяются мобильное ТВ и видео, мобильные онлайн-игры, мобильная телемедицина, а также мобильная коммерция.
Одна из проблем, которую предстоит решить операторам мобильной связи, — это внедрение голосовых услуг в сетях 4G и защита своих доходов, получаемых от базовых услуг. По оценкам Informa Telecom&Media, снижение доходов сотовых операторов Западной Европы от использования их абонентами сторонних IP-сервисов (например, Skype) уже в 2012 году достигнет 4%.
ИТ-бюджеты
«Цифровой» директор
12 лет назад доля расходов на ИТ вне ИТ-бюджета составляла не более 20%. Согласно прогнозам Gartner, к концу десятилетия это соотношение достигнет 90%. Главной причиной такой тенденции является информатизация многих направлений деятельности компаний.
Речь идет о процессах разработки продуктов, обслуживании клиентов, а также об организации новых, «цифровых», направлений бизнеса.
В результате бюджеты почти всех подразделений станут «ИТ-бюджетом в миниатюре».
Как результат изменений появится и новая должность — директор по цифровым технологиям, которая будет иметь мало общего с традиционным ИТ-руководителем. В его функции будет входить разработка стратегии бизнес-ориентированного использования ИТ-средств.
Техника безопасности
Отсутствие общих взглядов на безопасность обходится дорого
Вопросы безопасности являются для ИТ-директоров непрестанной головной болью. При этом проблема заключается не в новых угрозах, плохо защищенном ПО или даже новых регуляторных требованиях. Зачастую становится проблемой найти общий взгляд с руководителем собственной службы безопасности.
Как показали результаты исследования, проведенного PricewaterhouseCoopers, лишь в трети компаний политика безопасности полностью соответствует бизнес-целям, а еще 46% говорят о «частичном соответствии». Но если руководители служб информационной безопасности, а также бизнес- и ИТ-подразделений не имеют общих целей, невозможно создать цельную программу управления безопасностью и рисками.
Отсутствие общих взглядов на вопросы безопасности является одной из основных причин того, что финансирование этого направления редко когда бывает достаточным. Руководителям просто не удается договориться, какие из рисков наиболее значимы и требуют минимизации.
Треть опрошенных компаний измеряет эффективность инвестиций в безопасность с помощью различных экспертных оценок. Далее в числе наиболее популярных метрик следуют сокращение числа инцидентов и совокупная стоимость владения системой.
41 миллион на штрафы
Расходы российских компаний на урегулирование отношений с правообладателями в первом полугодии 2012 года выросли в четыре раза. Согласно подсчетам ассоциации BSA, компании, уличенные в незаконном использовании ПО, были вынуждены выплатить более 41 млн руб. В аналогичный период прошлого года эти выплаты составляли 10 млн руб.
Активное развитие получила практика «гражданских проверок», в рамках которых по решению арбитражного суда судебные приставы с участием специалистов и правообладателей в порядке исполнительного производства проводят осмотры компьютеров, используемых в компаниях, подозреваемых в нарушении авторских прав. Как подчеркивают в BSA, практика гражданских проверок показала себя как эффективный инструмент разрешения ситуаций, связанных с нарушением авторского права на программные продукты. О ее эффективности свидетельствуют не только суммы компенсаций, но и увеличившееся количество мировых соглашений с компаниями-правонарушителями. Российский бизнес демонстрирует готовность урегулировать претензии в досудебном порядке.
Управление
Спрос неравномерен
Утверждения о тотальном перегреве на рынке банковских ИТ-специалистов не в полной мере соответствуют действительности, как утверждают в Antal Russia. На самом деле спрос на ИТ-специалистов в банковской отрасли неравномерен. Повышенная активность в части подбора ИТ-персонала наблюдается только у тех игроков сектора, которые сейчас реализуют большое количество проектов и имеют серьезные планы по развитию ИТ. Наиболее востребованы руководители проектов и эксперты по бизнес-аналитике. Кроме того, ряд иностранных банков, которые планируют развитие на российском рынке (в основном в корпоративном секторе), нуждаются в инициативных и талантливых специалистах, чтобы построить ИТ-инфраструктуру с нуля. Наблюдается рост сегмента микрокредитования, и для развития большого количества стартапов в данной области также требуются специалисты.
Наиболее привлекательными с точки зрения трудоустройства для ИТ-специалистов в последнее время являются крупнейшие российские и иностранные банки, что обусловлено масштабами проектов и инвестициями, которые они направляют в развитие ИТ. Сегодня большинство соискателей стремится работать в интернациональной команде, общаться с заказчиками из разных стран. Многие хотят участвовать в проектах разработки информационных систем для инвестиционного банкинга.
Требования к кандидатам в первую очередь сводятся к тому, что они должны иметь опыт работы в данной индустрии. Особенно строго это условие применяется к специалистам по внедрению и поддержке бизнес-приложений. Для обеспечения эффективного функционирования систем, используемых в банковской сфере, им необходимо знание не только технологий, но и определенных бизнес-процессов.
На позиции ИТ-директоров банковские организации также рассматривают кандидатов только из аналогичных компаний, так как это очень узкая индустрия. Помимо опыта работы в данной области, кандидат должен понимать бизнес-процессы и обладать практическими навыками внедрения конкретных бизнес-приложений.
За повышенные требования работодатели готовы платить: заработные платы ИТ-директоров в банковском секторе выше, чем у их коллег в других индустриях, особенно это касается инвестиционного банковского сектора. ИТ-руководители небольших корпоративных банков, где штат ИТ-специалистов составляет менее пяти человек, получают от 200 тыс. руб. В крупных финансовых компаниях с ИТ-командой в несколько сотен человек их зарплата достигает 650 тыс. руб.
Бизнес и технологии
Изменить стереотипы
ИТ-директора рискуют потерять свое место в составе руководства, если не изменят подходы к работе, предупреждают в Ernst & Young.
Ключевая роль, которую ИТ продолжают играть в развитии практически всех сфер и отраслей бизнеса уже на протяжении 20 лет, свидетельствует о масштабах возможностей, упущенных руководителями ИТ-служб. Генеральным директорам порой требуется дополнительная движущая сила, стимул в лице специалиста, сочетающего в себе технические знания и бизнес-навыки. Однако лишь очень немногие ИТ-директора пользуются авторитетом полноправных членов руководящей элиты. Несмотря на их глубокие познания в технической сфере, они по-прежнему рассматриваются как специалисты службы поддержки, не обладающие профессиональной бизнес-компетенцией на должном уровне. Это ограничивает их шансы на участие в принятии стратегических решений.
Чтобы остаться востребованными в стремительно меняющейся технологической среде, руководители ИТ-служб должны отойти от привычных шаблонов и перестать рассматривать свои службы исключительно как центры сбора и обработки данных. Те же, кто этого не сделает, рискуют потерять еще больше очков в корпоративной иерархии или же вообще лишиться места в составе руководящего аппарата бизнеса.
Менее половины бизнес-руководителей считают, что ИТ-директорам удалось в последние несколько лет укрепить свои позиции в различных вопросах — от инноваций в сфере товаров и услуг до повышения оперативности бизнес-процессов. Примечательно, что 60% руководителей ИТ-служб уверены в том, что вносят существенный вклад в принятие обоснованных решений при разработке корпоративной стратегии, в то время как такого же мнения придерживаются лишь 35% их коллег из бизнес-руководства.
О низком уровне вовлеченности в управленческие процессы говорят 38% ИТ-директоров. Они отмечают нехватку поддержки со стороны высшего руководства. В большинстве случаев топ-менеджеры обсуждают с ИТ-директорами вопросы ИТ-бюджета, не затрагивая проблематику потенциальной роли ИТ в успехе бизнеса в целом. ИТ-руководители признают, что изменить укоренившееся однобокое представление об их службе будет непросто. Но именно это и необходимо для переоценки того места и роли, которые будут отведены ИТ-директору и всей ИТ-службе в структуре бизнеса в будущем.
Будущие ИТ-директора должны быть способны наглядно продемонстрировать, что их службы могут не просто выполнять функции поддержки, но быть активным источником инноваций. Одним из способов получить такое признание является участие ИТ-службы в сопровождении какого-либо крупного проекта, а результатом такого участия становится оптимизация работы всего бизнеса. Успех проекта послужит толчком к стремительному изменению стереотипов, как только бизнес-руководство распознает в директоре ИТ-службы специалиста, способного оптимизировать деятельность компании. Это произойдет еще быстрее, если изменения в операционной модели ведения бизнеса положительно скажутся на финансовых результатах.
Бесконтактные платежи
ABI Research прогнозирует на ближайшие годы резкое увеличение объема платежей, совершаемых при помощи мобильных телефонов и технологий связи ближнего радиуса действия (NFC). Хотя в 2012 году он составлял лишь 4 млрд долл., в 2016-м будет преодолен рубеж в 100 млрд, а в 2017 объем платежей вырастет до 191 млрд долл. Толчок росту даст конвергенция различных типов платежей — бесконтактных, личных и сетевых, обрабатывать которые будет один аппарат с поддержкой NFC. Это повлечет за собой конвергенцию множества рынков — от розничных продаж и билетов до средств контроля доступа.
Компания Apple не поддерживает технологию NFC, продвигая вместо нее собственную систему мобильных платежей Passbook. Однако аналитики ABI полагают, что уже скоро ей придется решать проблему поддержки NFC.
Первыми в конвергенцию войдут рынки билетов и транспортных услуг, считают аналитики. К 2017 году на 26% мобильных устройств с поддержкой NFC будет установлено приложение для бесконтактной оплаты билетов. Транспортные компании смогут предлагать дополнительные услуги: планировку маршрута, расписания, размещение рекламы и т. д. Впрочем, отмечают аналитики, бизнес-модели конвергенции еще не проработаны.
Борьба за онлайн-бюджет
Почти три четверти ИТ-директоров торговых компаний активно внедряют современные решения, направленные на интернет-торговлю. Во многом их деятельность можно описать как борьбу за ИТ-бюджет для повышения конкурентоспособности в области онлайн-продаж. Это особенно актуально в преддверии рождественских праздников. Что интересно, ИТ-руководители из других секторов также видят массу возможностей для оптимизации торговых компаний.
Половина опрошенных Vanson Bourne ИТ-директоров назвали розничную торговлю направлением, «наиболее нуждающимся в технологической революции». Кроме того, в число секторов, которым следует больше внимания уделять ИТ, вошли госсектор и тяжелая промышленность.
Активность торговых компаний в области ИТ весьма велика. Мобильные приложения для совершения покупок, виртуальные примерочные и использование социальных сетей для оказания влияния на принятие решений о покупке рассматриваются как ключевые средства для борьбы традиционных ретейлеров с конкурентами, специализирующимися на интернет-торговле. Им необходим мультиканальный подход для привлечения клиентов в свои заведения.