Российский авторынок растет, спрос на новые автомобили влечет рост спроса на автозапчасти, все больше российских активов переходит под управление зарубежных компаний. Чтобы поддерживать конкурентоспособность после вступления в ВТО, требуется эффективно управлять ИТ-активами, модернизировать всю инфраструктуру, в том числе и ИТ-системы.

2011 год, по мнению представителей компаний-производителей автотранспорта, дилеров и сервисных компаний, стал важным для развития российского автомобильного рынка. Согласно данным Росстата, производство легковых автомобилей превысило докризисные показатели: сказались восстановление спроса и инвестиции в отрасль. Объем продаж вырос почти на 40% и приблизился к предкризисным значениям. Эксперты полагают, что такая динамика обусловлена реализацией отложенного спроса, восстановлением покупательной способности, ростом рынка кредитования, а также государственной поддержкой. Поэтому рынок становится все более привлекательным для иностранных игроков. Похожая ситуация и на рынке грузового транспорта. Объем продаж новых грузовых автомобилей в 2011 году увеличился на 35% по сравнению с 2010 годом в основном за счет отечественных марок (ГАЗ, КамАЗ и др.) при росте объема производства на 30%.

Изменения в сегменте розничных продаж, по мнению экспертов, связаны с ростом операционной эффективности и экспансией дилеров в регионы, в основном за счет покупки действовавших компаний. «В 2012 году основная деятельность компании будет сосредоточена на развитии продаж автомобилей с пробегом и сегмента b2b. Частью стратегии является накопление прибыли, чтобы во время нестабильной ситуации на рынке выгодно приобрести действующие автоцентры у собственников, испытывающих финансовые затруднения», — рассказывает о перспективах Сергей Савицкий, генеральный директор «Атлант-М». Действительно, после вступления России в ВТО и снижения импортных пошлин на автомобили в ближайшее время может ощутимо снизиться спрос на продукцию отечественных производителей и значительно увеличиться импорт автомобилей, особенно подержанных.

Иностранные производители высоко оценивают перспективы российского рынка автомобилей. Свои заводы в последние два-три года открыли производители как легкового, так и грузового транспорта. В России уже работают заводы Scania и Volvo Trucks, MAN планирует запустить новый завод по производству грузовых автомобилей в Санкт-Петербурге в 2012 году. В 2011 году открылось совместное предприятие Daimler и КамАЗа («Мерседес-Бенц Тракс Восток»). Всего в 2011 году создано пять альянсов с иностранными автогигантами.

В 2012 году рост сектора несколько замедлился. По данным Росстата, за январь — июль 2012 года производство грузовых автомобилей выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года всего на 2,2%, легковых авто — на 17,5% (в июле выпущено на 10% меньше, чем в июне). По другим оценкам, российский авторынок вырос на 14%, причем совокупный объем продаж в первом полугодии превысил докризисные показатели. Лидером авторынка стал АвтоВАЗ, но его продажи продолжают падать после завершения программы утилизации, и эксперты полагают, что рост можно будет наблюдать, только когда в массовое производство поступят автомобили на платформе Renault (ожидается переход контроля над АвтоВАЗом в руки Renault-Nissan). На второе место по объему продаж вышла Renault, благодаря развитию локального производства и успеху нового внедорожника Duster. За ними следуют Chevrolet и Kia. Замыкает пятерку лидеров Hyundai, увеличившая реализацию на 21%. По прогнозам, объем продаж в 2012 году составит 2,8 млн автомобилей.

В Нижнем Новгороде готовятся к контрактной сборке автомобилей в сотрудничестве с концернами Volkswagen, General Motors и Daimler. Чистая прибыль Ульяновского автозавода за полгода выросла почти в шесть раз. Об увеличении доходности бизнеса отчитался и КамАЗ. Положение же российских производителей продолжает ухудшаться: первое полугодие концерны АвтоВАЗ и ГАЗ отработали в убыток. До 2020 года АвтоВАЗ инвестирует 180 млрд руб. в пять основных направлений: расширение модельного ряда автомобилей, развитие производственных мощностей, производство двигателей, модернизацию процессов и в ИТ.

Привлекательным для иностран­цев остается рынок компонентов, который составляет примерно треть рынка автомобилестроения. Он традиционно подразделяется на первичный (компоненты, используемые для производства машин) и вторичный (запасные части). Сегодня постепенно увеличивается доля первичного рынка, в том числе за счет зарубежных производителей, особенного легкового транспорта. Но зарубежные игроки предпочитают строить свои заводы, так как, по их мнению, российские производители запчастей не очень зрелые и поставляют большой процент брака. Например, Toyota планирует инвестировать около 100 млн долл. в создание на российском сборочном заводе производства штампованных кузовных деталей и пластиковых элементов. Это несмотря на то, что согласно новым условиям промсборки иностранные автокомпании должны увеличить уровень локализации производства до 60%, а это должно стимулировать модернизацию существующих производственных мощностей.

Компании, работающие на российском рынке автомобильной дистрибуции, находятся в условиях жесткой конкуренции, все возрастающих требований клиентов и должны изыскивать новые возможности для удержания и усиления собственных позиций на рынке. «2011 год показал, насколько отрасль нестабильна и плохо прогнозируема. Начался год с очень консервативных взглядов на развитие рынка, но в конце года все больше и больше начали звучать оптимистические прогнозы. В условиях неопределенности, жесткой конкуренции, главенства на рынке покупателя, а не продавца, модель развития розничного автомобильного бизнеса будет трансформироваться по образу успешно зарекомендовавшей себя на более развитых рынках. А именно — больше внимания будет уделяться удержанию клиента на стадии постпродажного обслуживания и ряда других услуг, где дилер сможет заработать и расширить свою клиентскую базу. Сейчас 65% дохода идет от сервисного обслуживания, и эта доля будет расти, несмотря на растущую динамику продаж новых автомобилей. Перспективы прибыльности бизнеса будут зависеть от постпродажного обслуживания и развития практики trade-in, — считает Артем Плетнев, директор по операционной деятельности ИТ группы компаний «Рольф».

Инновации

На российской действительности пока не отражаются общемировые тенденции перехода к использованию энергосберегающих автомобилей и компактных транспортных средств. Ожидается, что в ближайшие восемь лет 25 крупнейших мировых автопроизводителей выпустят на рынок более 150 моделей компактных транспортных средств. Еще одна новинка, которая имеет все шансы в скором будущем стать реальностью, — полностью самодостаточный робомобиль от компании Google, тестирование которого активно ведется.

К 2020 году, по оценкам экспертов рынка, каждый пятый автомобиль в мире станет гибридным, а каждый десятый — будет работать на электричестве, для чего в первую очередь потребуется обеспечить необходимую инфраструктуру. Хотя автолюбители не спешат пересесть на электромобили, их с каждым годом становится все больше. В конце прошлого года в России официально стартовали продажи серийных электрокаров Mitsubishi i-MiEV, а в 2012 году заработали первые зарядные электростанции. Препятствует распространению электромобилей, помимо высокой цены, низкий заряд аккумулятора (которого иногда едва хватает на 150–200 км пути). Решить эту проблему планирует компания IBM, запустив вместе с партнерами Asahi Kasei и Central Glass проект под названием Battery 500 Project, результатом которого станет новое поколение аккумуляторов для электромобилей, позволяющих преодолевать расстояния до 500 миль на одном заряде.

В этом аккумуляторе будет задействована литий-воздушная система сохранения заряда, то есть основным «топливом» станет кислород, который всегда можно получить прямо из атмосферы.

Бизнес-инкубатор по направлению «Электрический транспорт» в сотрудничестве с фондом «Сколково» планирует развивать АвтоВАЗ. В целом его вложения в разработку автомобилей составят 5,6 млрд руб. В ближайшие пять лет компания планирует инвестировать 2,7 млрд руб. в развитие цифровых технологий, в том числе процессов виртуальной оценки инжиниринговых решений в разработке конструкции автомобилей.

Модернизация ИТ

По мере роста продаж автомобилей растет и потребность в модернизации инфраструктуры, эффективном управлении ИТ-активами. На ИТ-активность в первую очередь влияет состояние рынка новых автомобилей. Падение продаж в 2009 году привело к максимальному сокращению расходов и прекращению инвестиций в развитие и ИТ-модернизацию. «С ростом рынка в 2011–2012 годах компании начали возобновлять отложенные проекты по внедрению различных ИТ-решений, что повлияло на рост отрасли ИТ-услуг для автобизнеса», — считает Александр Опариенко, директор «АтлантКонсалт», ИТ-подразделения компании «Атлант-М». Есть несколько драйверов такого роста. За три кризисных года сложился значительный отложенный спрос на обновление существующих корпоративных систем.

В 2011 году стартовали отложенные ранее проекты, заказчики приступили к модернизации отслужившего свой срок оборудования, начали или возобновили внедрение новых информационных систем. Кроме того, компании активно присматриваются к облачным решениям и технологиям, мобильным решениям.

«Все большая зависимость бизнеса от ИТ заставляет работать над повышением качества инфраструктуры, систем и их обслуживания. Это достигается либо внедрением новых технологий, либо пересмотром ИТ-процессов и максимально полным вовлечением ИТ-сотрудников в производственные процессы, — считает Плетнев. — Сегодня как никогда актуальны вопросы унификации и стандартизации систем, потому что от этого напрямую зависят затраты на их обслуживание и доработку».

На нижнем уровне и не только

Создание новой инфраструктуры и модернизация старой обычно связаны с перспективой обновления бизнес-приложений и взаимодействия между ними в рамках единой системы. В рамках ИТ-стратегии, включающей обеспечение автоматизированного обмена данными между бизнес-приложениями и переход к новой системе по управлению поставками запчастей и ремонтом, новую инфраструктуру построила компания «Авилон», одна из крупных автомобильных компаний России.

Вместо строительства собственной инфраструктуры в рамках широкой программы информатизации

КамАЗ переходит к модели IaaS, задействуя возможности ИТ-парка в Казани. Модернизировать управление производством на базе SAP for Automotive на КамАЗе начали еще в 2008 году, и продолжают сегодня. В частности, в декабре 2011 года КамАЗ подписал корпоративное лицензионное соглашение с компанией SAP, которое регламентирует длительные отношения между компаниями. АвтоВаз задумывается о внедрении современных ИТ-решений: 230 млн руб. пойдут на инновации в ИТ.

Реализованы проекты по переводу критических систем на облачные технологии в группе компаний «Рольф». «Это позволило не только сократить капиталовложения, но и существенно повысить отказоустойчивость и производительность наших систем», — рассказывает Плетнев. Активно идет реализация проекта по унификации систем управления предприятием.

Клиентоориентированность

Потребности производителей и продавцов несколько различаются. Производство ориентировано на сокращение издержек и выпуск продукции под заказ, формируемый на основе требований конечных потребителей, для чего необходим набор систем — SCADA, MES, ERP, PLM. На внедрение и модернизацию этих систем сегодня нацелено большинство производителей. Одна из основных задач дилерских центров — управление взаимоотношениями с клиентами, и основной упор они делают на развитие соответствующих систем, расширение средств удержания клиентов (программы лояльности) и информированности клиентов.

Для решения этих задач, например, дилерские центры Volvo и Kia компании «БЦР Моторс» внедряют систему «1С:CRM Корп» на платформе «1С:Предприятие 8.2», которая должна способствовать более качественному управлению продажами. Уже удалось обеспечить рост продаж и услуг автосалонов на 40%, а количество потерянных клиентов свести практически к нулю. Компания «Рольф» прорабатывает вопросы модернизации технологий связи и повышения мобильности сотрудников, внедрения новых технологий в контакт-центрах.

Работа на будущее

Неопределенная экономическая ситуация заставляет и продавцов, и производителей все больше внимания уделять инструментам бизнес-анализа. «Компаниям необходимо развивать решения для аналитики и выстраивать системы показателей, которые позволяют принимать быстрые и правильные решения по текущей ситуации, — считает Плетнев. — Работа с информацией выходит на первый план.

В ожидании следующих волн кризиса очень опасно полагаться на кажущийся рост рынка и нейтральные прогнозы, сейчас самое время выстроить правильную стратегию на случай негативного развития событий». Чтобы достичь стратегических целей, повысить управляемость по ключевым показателям, холдинг «Атлант-М» внедрил инструмент для разработки и реализации оптимальной стратегии развития — BI-решение на основе QlikView.

Для оптимизации бизнес-процессов компании сектора автоматизируют документооборот, особо уделяя внимание организации юридически значимого ЭДО. Летом 2012 года Kia Motors запустил в опытную эксплуатацию систему для обмена юридически значимыми документами «Диадок» с конфигурацией «Альфа-Авто: Автосалон + Автосервис + Автозапчасти», которая будет интегрирована с учетной системой «1С».

Еще одна задача, которая в скором времени встанет перед производителями автомобилей, — защита бортовых систем (от диагностических до средств дистанционного запуска двигателя) от хакерского взлома. Над защитой в той или иной мере сегодня работают только в Ford и в Toyota, хотя опасности подвержены все машины, особенно оснащенные спутниковыми коммуникационными системами.

ИТ-задач перед компаниями стоит много, но их реализация, по признанию экспертов, будет существенно зависеть от ситуации в отрасли, «виражей» экономики.