Оптимизации затрат и развитию компании «Логистик плюс», обеспечивая ей конкурентные преимущества на рынке Украины, будут способствовать голосовые технологии
Складской рынок Украины, по мнению Сергея Ступака, руководителя складского комплекса «Логистик плюс», сегодня достаточно насыщен и активно развивается. В кризис строительство новых складских комплексов было приостановлено, ограничивались лишь завершением начатых проектов. Это привело к тому, что, хотя предложение площадей и превышает потребности арендаторов на данный момент, свободных площадей на рынке немного. Выживать в достаточно жестких условиях конкуренции компании «Логистик плюс», работающей на рынке Украины уже более 12 лет, позволяет достаточно высокий уровень автоматизации процессов складского управления, который обеспечивает совершенная WMS-система Logistics Vision Suite, внедренная в 2008 году с помощью специалистов компании ant Technologies.
Основа
Компания сегодня предоставляет услуги ответственного хранения, аренды склада и качественные 3PL-услуги в центральном регионе Украины: Киеве и Киевской области, Черкассах, Чернигове, Виннице, Житомире и области. Имеется химический склад (8000 кв. м) и склад продуктов питания (5600 кв. м). «Сегодня система позволяет нам оказывать клиентам довольно много разных услуг, в том числе формировать отчеты, вести учет, обеспечивать хранение с учетом серийных номеров (что важно для бытовой техники). Это и выделяет нас среди конкурентов, у которых такой возможности нет», — рассказывает Ступак. В группу компаний входит ряд крупнейших дистрибьюторов товаров FMCG, деловыми партнерами стали такие ведущие мировые производители, как Unilever, L’Oreal, SC Johnson, Beiersdorf, BIC, «Арнест», Reckitt Benckiser, GlaxoSmithKline.
Базовая WMS-система интегрирована с системами клиентов на разную глубину: позволяет автоматически закачивать их данные, выгружать и отправлять клиенту сервисный лист, а с некоторыми клиентами налажено автоматическое подтверждение заказа. «Например, в компании «Beiersdorf Украина» внедрено решение, которое дает возможность закачать их заявку в систему, а после ее выполнения (загрузки товара в машину и выставления в системе статуса расхода «выполнен») автоматически отправить подтверждение в их систему, реализованную на базе продуктов компании SAP. Только после этого в системе клиента формируется документ на отгрузку, автоматически посылается на принтер, установленный у нас на складе, документы распечатываются, вручаются водителю или экспедитору и машина отправляется», — описывает ситуацию Ступак. Таким же образом будет работать с сентября и компания «Unilever Украина».
Активное развитие новых видов торговли способствует привлечению клиентов, с которыми ранее не взаимодействовали. Например, сотрудничество с интернет-магазинами и обеспечение мелкоячеечного хранения потребуют внесения изменений в процессы и организацию работы складов. Планируется аренда склада в 30 тыс. кв. м. Такие преобразования невозможны без внедрения новых технологий, привлечения дополнительных ресурсов — финансовых и трудовых. Поэтому оптимизация деятельности и снижение издержек всегда актуальны.
«Применение технологии Pick By Voice обеспечивает экономию в 30% рабочего времени, а значит, можно либо использовать меньше человеческих ресурсов, либо теми же ресурсами обрабатывать больший объем», Сергей Ступак, руководитель складского комплекса «Логистик плюс» |
Операции
Оптимизируя складские операции, компания переняла опыт ведущих логистических компаний мира, удалось сократить как временные, так и человеческие ресурсы благодаря изменению контроля операции отбора. Прежде процесс был организован следующим образом: отобранный согласно заказу товар привозили в зону комплектации, где контролер перепроверял набор на предмет точности и качества, фактически перекладывая товар с палеты на палету. Теперь технология изменилась: весь суточный объем отбора (а склад работает непрерывно) делится на две смены, которые начинаются и заканчиваются в 8 часов (утра и вечера). Смена, принимающая склад, просчитывает только зону отбора — считает то, что осталось на складе. «Таким образом, склад пересчитывается всего четыре раза в сутки сдающей и принимающей сменами. Теперь контролер не стоит над каждым заказом — нам удалось сэкономить человеческие ресурсы на 35%, — отмечает Ступак. — А такой контроль необходим, так как никто не может гарантировать, что данные в системе точно соответствуют тому, что лежит в ячейках, — никогда нельзя исключать человеческий фактор. Как показывает практика, в смену допускается от двух до шести ошибок, а чем раньше ошибку заметили, тем меньше затем проблем». В отчетах WMS-системы указано, сколько коробов товара было упаковано на каждой палете, и при обнаружении расхождения по упаковочному листу палета разбирается, ошибка устраняется. Теперь пересчет, например, склада «Unilever Украина» (420 позиций в 700 ячейках) занимает около 40 минут, из которых половина времени уходит на исправление ошибок, а когда контролировали каждую палету, на каждого отборщика был еще один контролер.
«Из складских технологий нас также привлекает конвейерная система, когда все заказы на смену запускаются одной волной и исключается присутствие людей — они не ходят и не отбирают, а штабелер привозит палеты в зону комплектации, где человек перегружает все на конвейер, который самостоятельно автоматически распределяет товар по заказам. Но эта технология пока не внедрена и находится на стадии ТЭО — она довольно дорогая и окупается только при определенном уровне стоимости рабочей силы и если ассортиментный ряд короткий», — поясняет Ступак.
Голосовые технологии
Человеческий фактор — самое слабое звено в работе склада, и вполне понятно желание логистических компаний исключить его из процесса. Проблем с набором опытного персонала, по словам Ступака, компании Украины не испытывают. Есть, правда, некоторые затруднения в летний период, требуется в среднем неделя, чтобы подобрать группу в 5–6 человек с опытом работы в складских системах.
Поскольку полностью исключить людей из процесса работы склада невозможно, следующим шагом в развитии компании «Логистик плюс» стало использование технологии голосового подбора — Pick By Voice. Две компании на рынке Украины уже используют эту технологию, и одна — тестирует. Эта технология позволяет оптимизировать работу сотрудников. «Мы проанализировали работу склада, оценив время выполнения различных операций. Такие операции, как загрузка и выгрузка товара, уже максимально ускорены благодаря механизации. А в части подбора товара всегда есть что модифицировать: сначала работники ходили пешком, потом стали ездить на электротележках, но при этом продолжали тратить время на ввод информации в систему через терминал, — говорит Ступак. — Наш анализ показал, что на коробочный отбор уходит 45–60% от общего рабочего времени сотрудника. Чтобы ускорить этот процесс, мы и решили использовать голосовую технологию».
Пилотный проект по развертыванию системы управления голосом Voice-Directed Distribution компании Vocollect проводился 12–16 марта 2012 года с помощью специалистов компании ant Technologies. В ходе проекта настроили и интегрировали голосовое решение с WMS-системой Logistics Vision Suite, обучили специалистов, протестировали эффективность системы. «Это не был отвлеченный проект на тестовой площадке, это была полноценная работа в системе с применением новых технологий на действующем складе класса «А», площадью 8000 кв. м с 9 рабочими проходами длиной по 74 м каждый, 420 активными позициями в наборе и средним весом скомплектованной палеты 600 кг», — описывает ход проекта Ступак.
Работа персонала в компании, конечно, контролировалась, и существовали некоторые средние показатели выполнения операций, которые и были приняты в ходе тестирования за одну условную единицу. Если проанализировать работу отборщика, передвигающегося на электротележке, процесс отбора будет выглядеть следующим образом: подъехав на тележке к стеллажу, отборщик должен отсканировать ячейку/товар с помощью RF-терминала, положить терминал, чтобы освободить руки, отобрать нужное количество коробок, взять терминал, ввести данные об отборе, подтвердить отбор. Как выяснилось в ходе пилотного тестирования, именно эти ручные операции занимают 30% времени при операции отбора.
В результате тестирования разных способов отбора выявили, что при использовании RF-терминала и электротележки экономия времени на отбор по сравнению со средним по складам значением зависит от сложности задания на отбор и в сумме по рабочей смене составляет 11,11%. Дело в том, что не везде в компании используются электротележки и RF-терминалы. «Проверка заказов с использованием RF-терминалов занимает слишком много времени, и порой, например в мелкоштучной дистрибуции, выгоднее работать по листам отбора без сканера», — поясняет Ступак. Но использование технологии Pick By Voice в совокупности с электротележкой дает более впечатляющую экономию времени, которая также зависит от сложности задания на отбор, но в сумме по рабочей смене составляет 43,75% от расчетного времени и 29,99% от отбора «RF-терминал + электротележка».
«Пилотный проект по развертыванию системы Vocollect Voice обусловил решение использовать технологию Pick By Voice на нашем складе, — резюмирует результаты проекта Ступак. — Экономия в 30% рабочего времени означает, что можно либо использовать меньше человеческих ресурсов, либо при наличии тех же ресурсов обрабатывать больший объем. При голосовом отборе руки у работника всегда свободны — подъехав к ячейке, он называет проверочное число ячейки или артикул товара, система дает команду, сколько ящиков взять, сотрудник берет нужное количество, голосом подтверждает и отправляется далее. Мы выяснили, что после того как люди привыкнут к данной технологии, интервалы между командами системы можно будет сократить и экономить еще примерно 5% рабочего времени».
По оценкам компании, применение технологии управления голосом окупит расходы на внедрение системы уже через 9–10 месяцев работы. Пока голосовую технологию применяют при отборе товара, хотя в будущем будут стремиться к тому, чтобы автоматизировать с ее помощью и другие процессы.