Источник привлекательности социальных сетей кроется в первую очередь в возможности установления «слабых» связей между участниками, когда они могут организовать общение, игнорируя различные социальные условности и ограничения, в том числе групповые стереотипы и правила, социальные разграничения, служебную иерархию и т. д. В этих условиях, во-первых, любая информация распространяется чрезвычайно быстро, поскольку ей не приходится преодолевать интуитивное отторжение, возникающее при личном общении, к тому же доверие к мнениям и советам участников сети существенно выше, ну и, во-вторых, значительно упрощается самовыражение.
Все это не могло не привлечь внимание бизнеса: деловая активность в социальных сетях возрастает, хотя по-прежнему сложно оценить ее пользу и эффективность. Как результат, полностью подчинить общественные социальные сети интересам бизнеса не удается, что подталкивает руководителей компаний и организаций анализировать потенциальные возможности этого инструмента. В этом плане большие перспективы таят в себе корпоративные социальные сети — об этом напомнил Юрий Федосеев, генеральный директор компании DaOffice, выступивший на конференции CNews, посвященной ИТ-решениям для розницы.
С точки зрения Федосеева, интерес к корпоративным социальным сетям может быть высок в компаниях, которым свойственны территориальная разрозненность, быстрый рост корпоративной сети, текучесть линейного персонала (примерами таких организаций являются розничные сети, банки, страховые компании). Перечисленные проблемы порождают нехватку квалифицированных, а иногда хотя бы каких-то сотрудников в точках продаж. Оптимизация внутренних коммуникаций, которая достигается за счет внедрения корпоративных социальных сетей, способствует распространению корпоративной культуры внутри этих организаций, формированию единого коллектива, разделяющего ценности компании, приверженного ее целям и сплоченного одной стратегией. Также социальные сети облегчают адаптацию и обучение новых сотрудников, благодаря чему они быстрее начинают приносить компании пользу. Наконец, соцсети помогают находить нужную мотивацию и удерживать сотрудников, снижая текучесть кадров, в обучение которых были вложены средства компании.
В ходе проекта DaOffice в розничной сети МТС была создана корпоративная социальная сеть, которая позволила быстрее распространять накопленный опыт, облегчить решение рабочих моментов и быстрее доводить инновационные предложения до сведения руководства. «Социальная сеть показала себя как эффективный инструмент управления крупной компанией», — отметил Андрей Кленин, генеральный директор розничной сети МТС.
По мнению Федосеева, ориентация на использование корпоративных социальных сетей наверняка отразится на ИТ-инфраструктуре компании. Корпоративные приложения (ERP, CRM, HR и т. д.) должны быть интегрированы с социальной сетью, и доступ к ним должен осуществляться из соцсети — это позволит в полной мере реализовать ее возможности и благодаря этому добиться серьезных конкурентных преимуществ. Поскольку эта возможность востребована, можно предположить, что уже скоро она будет реализована в продуктах ведущих вендоров корпоративного ПО.
Напомним, что одной из первых в мировой практике стала использовать внутреннюю социальную сеть Cisco Systems. В ней предусмотрен доступ к различным информационным ресурсам и реализованы различные способы коммуникации внутри компании, что особенно удобно сотрудникам из разных стран. В этой социальной сети имеются внутренние корпоративные блоги, обучающие материалы, видеосвязь, энциклопедии и другие элементы социальных сетей. Другим известным проектом является проект People Connect компании Procter&Gamble. С помощью этой сети компания, представленная в более чем 160 странах мира, смогла решить одну из наиболее актуальных проблем – организацию обмена опытом между географически удаленными командами.
Не так давно косметическая компания Faberlic построила в России социальную сеть для консультантов, работа которых во многом обеспечивает доход компании. Она тесно интегрирована с информационными ресурсами компании. В частности, есть возможность, находясь в соцсети, получать отчеты из корпоративной системы и использовать маркетинговую энциклопедию Faberlic. Еще один интересный пример — tele2sales.ru, разработанная для дилеров социальная сеть международного оператора мобильной связи TELE2, которая, в частности, позволяет реализовать систему бонусов.