Системные проблемы облаков

Системные проблемы облаков

Не более 5% ИТ-руководителей могут похвастаться тем, что им удалось перенести в облако хотя бы половину своих приложений. Однако согласно ожиданиям Cisco, к концу нынешнего года число таких компаний сильно возрастет — во всяком случае, о подобных планах говорят 20% опрошенных.

Главный вывод, напрашивающийся по результатам исследования, состоит в том, что без модернизации корпоративной сети перенести в облако большое количество приложений вряд ли возможно. 37% ИТ-директоров считают сеть самым важным элементом инфраструктуры, необходимым для успешного развертывания облачных технологий. На втором месте по значимости находится виртуализированный ЦОД, на третьем — соглашения с оператором связи о гарантированном качестве обслуживания.

Если бы респонденты могли перенести в облако лишь одно приложение, они выбрали бы приложения для хранения данных (25% опрошенных), ERP-приложения (20%), а также систему электронной почты (16%) и совместной работы (15%).

Большинство респондентов считает, что перенос приложений в облако займет менее полугода, причем миграция в частное облако потребует больше времени, чем переход в публичное.

Среди причин, побуждающих переходить в облако, ИТ-директора называют требования бизнеса к сокращению расходов, а также повышению производительности и гибкости. Многие опрошенные признали, что просто следуют общеотраслевой тенденции и копируют действия коллег из других компаний.

Между тем в J'son & Partners подчеркивают, что большинство российских компаний пока не готовы переходить на использование облачных сервисов. Об этом красноречиво говорят цифры: если отечественный рынок услуг ЦОД в целом составляет 9,8 млрд руб., то лишь 380 млн руб. из этой суммы приходится на «железные» облака — услуги IaaS. Для сравнения: вторичный хостинг — услуга по предоставлению виртуального сервера и обеспечению его круглосуточной работоспособности — аккумулирует в себе около 6 млрд руб.

Тем не менее аналитики признают, что сервисы IaaS становятся все более популярной услугой в России. В ближайшие три года темпы роста данного рынка составят 150–250% в год, а общий объем рынка приблизится к 3 млрд руб.

 

«Комплекс опасений относительно облаков, частично субъективного характера, отбрасывает нас в использовании облаков на несколько лет назад», — полагает Антон Пронин, руководитель отдела ИТ-сервисов компании «ТехноНиколь», уже несколько лет использующей различные SaaS- и IaaS-решения. Прежде чем опасаться облаков, следует измерить реальную безопасность своих ЦОД и серверных комнат, а также оценить качество внутренних сервисов. Во многих случаях сравнение будет не в пользу внутренних решений. Кроме того, реальную проблему представляют ИТ-специалисты, не желающие терять рабочее место и потому всячески дискредитирующие облачные системы.

«Проблемы облаков в России во многом носят системный характер», — продолжает Пронин. Недостаточное применение лучших практик в ИТ и низкий уровень внутренних процессов организаций предопределяют низкий спрос на облака. Провайдеры, в свою очередь, вынуждены поддерживать высокую цену на услуги, повышая их рентабельность. Это делает облачные услуги малопривлекательными даже для тех, кто в них заинтересован.

«Компании, мигрировавшей в облако, необходимы новые компетенции: теперь вы управляете не системами, а своим поставщиком», — отмечает Артем Плетнев, операционный директор по ИТ компании «Рольф». При этом преимущества, заявленные в теории, способны «выстрелить», но должны совпасть многие факторы.

В любом случае следует быть готовым к тому, что облака могут стать «источником зла», по крайней мере в глазах бизнеса. Многие из возникающих проблем будут связываться именно с ними.

«Гибкость в использовании сервисов IaaS весьма относительна: время выполнения заявки провайдером составляет пять рабочих дней», — делится Плетнев практикой работы в облаке HP. Разумеется, это и дешевле, и быстрее, чем традиционные сервисы, но у многих возникает вопрос, подходит ли такая гибкость под определение облака.

«Я не знаю, сколько серверов занимают системы, не забочусь об их поддержке — хотя и знаю, где территориально они находятся. Это явный признак облака», — говорит он.

Диаграмма 4
Диаграмма