Пришла пора бить тревогу, и не потому что руководители ИТ-служб недостаточно хорошо знают бизнес, а потому что руководители предприятий не имеют достаточной технической подготовки
Чуть ли не каждую неделю попадается статья, в которой говорится, что ИТ-директору нужен менталитет, скорее, бизнесмена, чем инженера. Довольно часты и заявления о том, что руководитель ИТ-службы должен говорить не на техническом языке,
а на языке бизнеса. Время от времени в адрес ИТ-директора раздаются призывы стать бизнес-лидером и прекратить концентрироваться на технологиях.
Встречались мне и предложения приглашать на должность ИТ-директора специалистов по маркетингу или финансам, поскольку технологии уже не играют сколько-нибудь важной роли. Я даже видел аналитические отчеты, в которых говорилось, что ИТ-директор больше вообще не нужен, потому что инфраструктура отдана на откуп поставщикам услуг аутсорсинга, а приложения, развернутые на территории предприятия, постепенно заменяются приложениями SaaS.
Исходя из такой точки зрения, можно было бы сказать, что технология как «технология сама по себе» больше не существует. Технологии настолько стандартизированы и приобрели потребительский вид, что ничем не отличаются от любой другой области бизнеса. Ими вполне может управлять человек, вообще не имеющий технического образования.
Главное обвинение в адрес технических специалистов, возглавляющих ИТ-службы, заключается в том, что они слишком много говорят о технологиях и не умеют общаться с генеральным директором на так называемом языке бизнеса. ИТ-руководители не в состоянии использовать язык бизнеса, а потому неинтересны генеральному директору (или того хуже — совершенно чужды ему), вследствие чего ИТ-директор выпадает из внутренней обоймы организации.
Аргумент один: ИТ-директор должен говорить в терминах бизнеса и перестать приводить генерального директора в замешательство своим техническим жаргоном. Только в этом случае он может быть принят в круг «избранных».
Представление об ИТ-директоре как о бизнес-лидере в корне неверно
Если говорить кратко, объяснение выдвигается следующее: ИТ-директор должен быть не техническим специалистом, а бизнес-лидером. Смысл понятен: ИТ-руководитель оставляет технические детали другим, а сам сосредоточивается на общей картине.
У такой позиции есть только одно слабое место. Она неверна. На самом деле она очень далека от истины.
Технические навыки в управлении ИТ сегодня важны как никогда — и это становится все очевиднее. В будущем ИТ-директору понадобятся глубокие технические знания. ИТ-руководитель даже со средними техническими знаниями не только не сможет отвечать предъявляемым к нему требованиям, но и будет представлять опасность для организации в целом.
Откровенно говоря, требование к ИТ-директору стать лидером бизнеса вообще не имеет смысла. Маркетинг, например, по мере смещения в Интернет и цифровую плоскость переживает радикальную трансформацию. Современная сложная аналитика схем переходов, A/B-тестирование, анализ больших данных и т. д. становятся базовыми компетенциями маркетинга. Думаете, генеральному директору нужен глава маркетинговой службы, не знающий в подробностях, как обращаться с этими маркетинговыми инструментами? Нужен ли маркетингу руководитель, умеющий говорить на языке бизнеса, но не понимающий деталей реализации маркетинговых программ? Конечно, нет.
Информационные технологии становятся все более сложными. Десять лет назад веб-сайт компании представлял собой главным образом витрину для отображения статического контента. Сегодняший веб-сайт — приложение для обработки транзакций и организации взаимодействия, он обязан выдерживать очень серьезную нагрузку. Веб-сайты интегрированы с внешними сервисами, которые предоставляют контент или данные и объединяются с собственными данными компании, создавая индивидуальное представление для каждого конкретного пользователя. Приложение может иметь интерфейсы API, позволяющие другим организациям интегрировать его со своими приложениями. Эти же самые интерфейсы служат для поддержки мобильного веб-сайта. Нагрузка на сайт может варьироваться в очень широких пределах в зависимости от сезона и конкретных бизнес-инициатив, стимулирующих привлечение посетителей.
Управление производительностью приложений представляет собой тонкую настройку множества элементов, от которых зависит время отклика. Каждый из этих элементов нужно держать под контролем для оценки общего состояния приложения. Функционал приложения необходимо адаптировать к изменению условий ведения бизнеса, установлению новых партнерских отношений и прочим корпоративным событиям, в том числе слияниям и приобретениям.
Сложность таких приложений сегодня на порядок выше, чем десять лет назад. В ходе обсуждений того, как эти приложения должны выглядеть с точки зрения корпоративной архитектуры, сломано немало копий, и трудно представить себе, как можно управлять столь сложной, динамичной и постоянно меняющейся средой, не имея необходимого багажа технических знаний.
Нельзя обсуждать технические вопросы, не обладая техническими знаниями
Ситуация сейчас такова, что новые сложные приложения имеют критически важное значение для всего бизнеса. В 2000 году сайт тоже имел важное значение, но если он не работал, компания продолжала функционировать. Сегодня же, если веб-приложения недоступны, бизнес замирает. На приложения теперь возложены базовые функции компании, и от успешного выполнения соответствующих операций зависит состояние всего бизнеса.
Вы полагаете, что ИТ-директор может эффективно работать без понимания ключевых элементов приложений такого рода? Без знания их слабых мест в условиях, когда сбой или снижение производительности может помешать пользователям решать стоящие перед ними задачи?
Противники этой точки зрения утверждают, что технология чересчур сложна и охватывает слишком много областей, для того чтобы один человек знал это все в деталях. Поэтому ИТ-директору предлагается заниматься другими делами, которых у него тоже предостаточно.
Это справедливо. Но важно, чтобы руководитель ИТ-службы обладал по-настоящему глубокими техническими знаниями и комфортно чувствовал себя при обсуждении возникающих технических вопросов. Люди, техническое развитие которых остановилось на уровне 1986 года или имеющие финансовое образование, не могут осуществлять руководство информационными технологиями.
Поверьте, огромная пропасть пролегает между теми, кто разбирается в технологиях и способен выступать в роли арбитра, когда возникают технические дискуссии, и теми, кто не имеет никакого технического образования и руководствуется совершенно другими критериями. Разница между ними — это разница между организацией, получающей от технологий выгоду и умеющей, если что-то идет не так, разобраться в вопросе и быстро исправить ситуацию, и организацией, принимающей неверные решения из-за использования слабых приложений с крайне ограниченными возможностями.
В условиях современной экономики генеральный директор обязан разбираться в технических вопросах
Откровенно говоря, требование говорить с генеральным директором на языке бизнеса не имеет никакого смысла. Действительность такова, что современный бизнес является технологическим бизнесом. И информационные технологии занимают в нем центральное место. А поскольку ИТ имеют важнейшее значение для успеха компании, генеральный директор должен понимать их. Как думаете, откажется ли генеральный директор компании General Motors обсуждать с начальником производства вопросы, связанные с цепочками поставок, из-за того что они носят специализированный технический характер? Почему же тогда считается нормой отказ генерального директора от обсуждения технических вопросов с руководителем ИТ-службы?
И теперь, я думаю, пора развернуть дискуссию в противоположном направлении. Бить тревогу надо не потому, что руководители ИТ-служб недостаточно хорошо знают бизнес, а потому что руководители предприятий не имеют достаточной технической подготовки.
Bernard Golden. CIOs Don't Need to Be Business Leaders. CIO Magazine. May 18, 2012