Понять, какие облачные услуги лучше других отвечают вашим конкретным потребностям, и гарантировать совместимость новых облачных сервисов с уже имеющимися приложениями весьма непросто
И все же многие компании пытаются решить эту задачу. Опрос специалистов в области ИТ и безопасности, опубликованный в 2011 году компанией PricewaterhouseCoopers, показал, что 41% респондентов уже внедряют у себя облачные сервисы, большая часть которых соответствует модели SaaS.
Чтобы определиться с облачной стратегией, специалисты рекомендуют прежде всего оценить свои потребности и проанализировать, какие облачные платформы, продукты и поставщики могут помочь в решении стоящих перед вами задач. Ответьте на фундаментальные вопросы «почему?», «что?» и «как?», соответствующие вашей конкретной ситуации, придерживаясь процедуры из следующих трех этапов:
• сформулируйте свои потребности и цели;
• выработайте стратегию развития приложений;
• определите, какие задачи вам надо решить и какие трудности необходимо преодолеть в ходе их решения.
Выполнив все это, вы сможете лучше подготовиться к анализу имеющихся на рынке предложений.
Оцените потребности и цели
Зачем нужен переход в облако? Одной из главных причин может быть стремление к сокращению или замораживанию расходов.
«Основные трудности у ИТ-директора сегодня связаны с необходимостью поддерживать в актуальном состоянии ИТ-инфраструктуру, обслуживающую бизнес, — все эти коммутаторы, серверы, маршрутизаторы и системы хранения в ЦОД, — отметил Майк Лукас, ИТ-директор юридической компании Hogan Lovells. — Уже сейчас масштабы этой инфраструктуры достаточно велики, а стоимость ее поддержки продолжает расти. Вместе с тем есть возможность сделать все по-другому, особенно сейчас, когда поставщиков услуг становится все больше, а экономия, обусловленная ростом масштабов, начинает приносить желаемый эффект».
Компания Betty Mills, продающая через Интернет канцелярские принадлежности и уборочный инвентарь, подсчитав, что модернизация собственного ЦОД обойдется ей более чем в 100 тыс. долл., предпочла переход в облако. По словам ИТ-директора компании Влада Шалита, конфигурация, объединяющая более 20 серверов, загружена сейчас примерно на 60%. Оставшиеся мощности выполняют роль резерва на случай внезапного увеличения нагрузки.
Все приложения Linux были разработаны компанией своими силами, поэтому переход, который потребует переписывания части кода, будет осуществляться постепенно.
«Никакой спешки у нас нет, поскольку сейчас все работает хорошо и мы даже несколько опережаем план, — отметил Шалит. — Ожидается, что в ближайшие три-четыре месяца нам удастся внедрить в облаке ряд приложений, которые будут работать совместно с внутренними программами, а пользователи начнут осуществлять переход на новые средства».
Облачная модель оплаты по мере потребления выглядит весьма привлекательно, поскольку при должном контроле за количеством пользователей и характером обращений к облачным приложениям вам не придется оплачивать дополнительно ненужную инфраструктуру и персонал.
Быть может, нужна будет большая гибкость, с тем чтобы оперативно удовлетворять потребности бизнеса. Возможность быстрого достижения желаемой масштабируемости в облаке и разумная стоимость соответствующих услуг открывают перед компанией новые возможности динамичного обновления стратегических приложений. Облачные сервисы способствуют внедрению инноваций, обеспечивая быстрый доступ к ресурсам при проведении моделирования «что, если?» и проверке правильности предлагаемой концепции. Быстрота изменений обеспечивает стратегические преимущества буквально во всем, начиная от потоковых приложений и заканчивая внедрениями систем ERP, не требующих установки серверов.
Как уменьшить риск
Облачные сервисы помогут организациям небольшого и среднего масштаба повысить свою конкурентоспособность посредством получения доступа к механизмам снижения рисков, а также к надежным и устойчивым сервисам, которые в противном случае они просто не могли бы себе позволить и не имели возможности поддерживать.
«Поставщики управляемых услуг безопасности готовы проанализировать системные журналы и предотвратить несанкционированное проникновение или утечку данных, — пояснил Лукас. — Это очень ценные услуги, которые компания не смогла бы получить, опираясь только на собственные силы. У себя в Hogan Lovells мы активно пользуемся управляемыми услугами обеспечения безопасности в облаке. Электронная почта, например, фильтруется без нашего участия (никаких специальных систем и оборудования для этого мы у себя не держим). Таким образом, задачи глобальной борьбы со спамом и вирусами мы со своих плеч успешно переложили на плечи провайдера.
Стратегия выбора приложений
При разработке стратегии выбора приложений следует учитывать тип приложения или приложений, платформу и модель услуг.
Различия между стратегиями SaaS, PaaS и IaaS (программным обеспечением, платформой или инфраструктурой, которые предлагаются в качестве услуг) обусловлены желанием получить готовые приложения (SaaS) или ресурсы для разработки, которые, в свою очередь, подразделяются на PaaS и IaaS в зависимости от базовой инфраструктуры.
Что касается модели, то тип приложения наряду с необходимостью обеспечить конфиденциальность или соблюдение нормативных требований диктует выбор общедоступного, частного или гибридного облака. Частные облака, как правило, обходятся дороже общедоступных, но лучше подходят для разработки программ или выбора приложений, затрагивающих интеллектуальную собственность.
Модель SaaS
Для большинства организаций модель SaaS представляется хорошей отправной точкой. «Приложения поддерживают богатый набор функций, а первоначальные инвестиции наряду с капитальными и операционными затратами минимальны, — отметил Пол Бернс, аналитик исследовательской компании Neovise. — При использовании модели SaaS весь стек облака — инфраструктура, управление, установка и эксплуатация продукта — представляет собой единый пакет услуг. Модель SaaS является достаточно разносторонней. Она отражает все, что можно найти в сегодняшнем мире приложений».
«Пытаясь сократить затраты, организации выбирают обычно стандартные, широко распространенные приложения, обеспечивающие управление электронной почтой или документами», — подчеркнул Джеймс Стейтен, вице-президент и главный аналитик Forrester Research.
Стандартные облачные приложения
«Стандартные приложения, используемые различными предприятиями, ничем не отличаются друг от друга, — пояснил Стейтен. — К этой категории относятся, например, электронная почта и SharePoint. В некоторых организациях сюда же причисляют средства управления документами, а в других — нет. В каких-то компаниях стандартными считаются программы бухгалтерского учета и приложения управления персоналом. Сюда же относятся многие средства безопасности, особенно те, которые защищают границы предприятия».
Системы CRM и ERP также являются хорошими кандидатами на перенос в облако. Крупным компаниям это поможет повысить гибкость за счет замены или дополнения старых версий, развернутых в собственных ЦОД, а небольшие организации смогут укрепить свою конкурентоспособность в борьбе с более мощными соперниками.
В облачную модель хорошо вписываются программы, предъявляющие повышенные требования к пропускной способности, в том числе и стратегические приложения. Организация, которая периодически обращается к аналитическим средствам, требующим высокой пропускной способности (например, розничные сети, нуждающиеся в оперативном анализе сезонных пиков продаж), может перенести в облако свои приложения бизнес-анализа. Возможно использование как модели SaaS, так и своих собственных приложений, построенных на платформах IaaS или PaaS.
Один из примеров такого подхода продемонстрировала компания NetFlix. В отчете, опубликованном Forrester Research в 2011 году, описывалось использование компанией модели IaaS для поддержки трех важных сервисов: средств бизнес-анализа, позволяющих обрабатывать информацию о клиентах в режиме реального времени; потокового видео с изображением товаров, для которых характерно внезапное локальное изменение спроса, и приложений для перевода видео в форматы, поддерживаемые различными устройствами.
Проектирование в облаке
Разработчикам, использующим модели IaaS и PaaS, предлагаются ресурсы, которые упрощают и ускоряют доступ к информации, хранящейся на внутренних серверах компании, путем переноса ее в облако.
Компания Betty Mills, к примеру, использует платформу IaaS Amazon Web Services, у которой есть все необходимое для продолжения разработки приложений Linux. Эластичность облака обеспечивает высокую готовность системы, что так беспокоило ИТ-директора Шалита даже при наличии запаса резервных мощностей в собственном ЦОД компании.
«Мы стремимся добиться стопроцентной готовности, — пояснил Шалит. — Даже находясь на отдыхе в Мексике, я все равно продолжаю волноваться за наш ЦОД».
Компания Sony Computer Entertainment America использует модель IaaS для продвижения демонстрационных версий видеоигр. Группа специализируется на разработке видеоигр, которые запускаются только на приставках PlayStation. К одной игре одновременно могут обращаться несколько сотен игроков. С помощью средств OpenStack и Rackspace разработчики Sony перемещаются в частное облако, чтобы избежать нехватки ресурсов при дополнении демонстрационных версий новыми функциями.
По словам Моники Фрэйзер, директора глобальной хостинговой службы WWS Global Platform, затраты на частное облако вполне сопоставимы с затратами на собственный ЦОД. Выигрыш достигается за счет большей эластичности и доступности ресурсов. В противном случае разработчикам пришлось бы обращаться в ИТ-службу за выделением дополнительных ресурсов. Нагрузка на ИТ-группу тоже снижается. Исчезает необходимость поиска ресурсов для удовлетворения внезапных всплесков спроса, а самой ИТ-службе отводится более стратегическая роль, предусматривающая контроль за выполнением процедур и управление ресурсами частного облака.
Задачи, диктуемые облаком
Наряду с выбором наилучшей технологии для решения задач важным моментом при внедрении облачных сервисов является интеграция данных, технологических процедур и бизнес-процессов, а также самих облаков.
К примеру, сервисы SaaS вполне сравнимы со стандартными готовыми приложениями, но при этом нужно обеспечить их взаимодействие с другими имеющимися у вас программами.
«Конечно, уровень сложности здесь зависит от конкретного приложения, — признает Бернс. — Процесс переноса в облако электронной почты обычно протекает без затруднений. Лично я использую Microsoft Office 365 и хостинг электронной почты, а большинство людей в крупных компаниях подключены к серверу Exchange, и здесь наше поведение мало чем различается. Но если взять приложение CRM, предлагаемое на условиях SaaS, то сразу возникают дополнительные сложности, поскольку в системе хранятся клиентские данные и в какой-то момент их надо синхронизировать с данными вашей бухгалтерской системы. Приходится искать поставщика, поддерживающего по крайней мере основные функции интеграции».
В решении этих вопросов могут помочь системные интеграторы, а также растущее число инструментов интеграции, которые могут работать как в облаке, так и на территории клиента.
«Ситуация усложняется, если вы объединяете два или большее число облаков, поскольку в этом случае происходит экспоненциальный рост объемов данных, которыми необходимо обмениваться», — подчеркнул Горав Диллон, генеральный директор системного интегратора SnapLogic, возглавлявший ранее компанию Informatica.
Как слышно?
«Внедрение облачных сервисов можно сравнить с телефонной связью, — продолжил Диллон. — Когда два человека беседуют друг с другом, им нужно всего одно соединение, а когда их становится пятеро, число соединений увеличивается до 25. Чем интеллектуальнее эти внутренние соединения, тем лучше результат. Интеграция такого рода предусматривает использование не только интерфейсов API, но и бизнес-правил».
Важное значение для успеха имеет и уровень подготовки людей, которым предстоит работать с новыми приложениями.
«На обучение пользователей ИТ-служба, как правило, тратит меньше всего времени, но здесь-то и возникают основные трудности, — отметил Стейтен. — И ожидания бизнес-пользователей должны формироваться с учетом происходящих изменений. Возьмем простую вещь — перенос системы управления документами со своей территории в облако без изменения приложений или чего-то еще. Нужно, чтобы пользователи четко представляли себе, во что это выльется. Чем новая система будет отличаться от того, что они имеют сейчас? У службы технической поддержки сменится номер телефона? Там будут работать другие люди? Появятся ли при работе в облаке какие-то задержки? Все это необходимо прояснить заранее».
Эту точку зрения разделяет и Кен Мейл, управляющий директор и основатель компании TheInfoPro. В процессе изучения мотивов принятия решений в крупных североамериканских компаниях специалисты TheInfoPro выяснили, что главным сдерживающим фактором на пути реализации облачных проектов являются вопросы, связанные с изменением и обучением. На это указали 52% опрошенных. Следующее место по значимости занимает сложность реализации проектов (32%).
Благодаря совершенствованию функционала и росту уверенности пользователей, облака с каждым днем становятся для них все более дружественными и притягательными.
«Сегодня мы чувствуем себя гораздо увереннее, чем три года назад, — указал Шалит. — Сейчас все говорят об облаке, и на то есть причины. Давайте сравним облачные технологии с чем-нибудь простым и понятным, например с телевизором. Три года назад плазменный телевизор стоил 2 тыс. долл. Сегодня цена на него упала, а работает он в три раза лучше. То же самое происходит и с облачными технологиями — их качество повышается и одновременно растет доступность».
Jim Buchanan. 3 Tips for Using Cloud Services to Extend Your Data Center. CIO Magazine. February 27, 2012