Иван Колпаков, заместитель генерального директора по качеству и организационному развитию компании «Нордавиа — региональные авиалинии».
Иван Колпаков, заместитель генерального директора по качеству и организационному развитию компании «Нордавиа — региональные авиалинии».

 О том, что менеджеры авиакомпаний вкладывают в понятие мобильности, какие возможности ИТ им реально требуются и как тенденции отрасли влияют на мобильный стиль управления, рассказывает Иван Колпаков, заместитель генерального директора по качеству и организационному развитию компании «Нордавиа — региональные авиалинии».

Как выглядят в вашей компании мобильный офис и мобильный стиль управления? И надо ли разделять эти понятия?

Топ-менеджеры очень ценят свое время, и оно действительно стоит дорого, поэтому необходимо обеспечить им удобный и надежный доступ к корпоративной информации и каким-то образом ее структурировать. На мой взгляд, лучшим средством для этого является бизнес-аналитика — с помощью BI системно учитывается все, вплоть до каждого агрегата и степени его износа. Учетно-финансовые системы обслуживают 55 командиров воздушных судов, 52 сотрудника в центре расчетов сверяют данные от поставщиков услуг, которые продают билеты. Летный состав авиакомпании должен получать актуальную информацию, где бы он ни находился.

Что такое мобильность бизнеса в авиации, хорошо демонстрирует следующий пример. Вы утром купили билет по одной цене, а вечером она уже другая. Для этого специалисты анализируют данные систем бронирования, строят прогнозы по загрузкам рейсов, продажам, ценам на билеты и оперируют данными в режиме реального времени. Примерно так работает управление доходами (Revenue Management). Современная авиакомпания без этого не может.

На мой взгляд, минимальный менеджерский ИТ-набор должен выглядеть следующим образом. Во-первых, электронная почта и коммуникационные решения вроде Skype или других средств для видеоконференций — в нашем бизнесе это неоценимая возможность. Поскольку деятельность менеджера — это прежде всего планирование и контроль за работой других людей, то после получения информации ее нужно преобразовать в задачи. Примерно 80% рабочего времени приходится тратить на встречи, поэтому необходим электронный календарь. Полезна также база знаний. Важно еще, что я могу увидеть не только ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к моему бизнес-направлению, — при необходимости я имею возможность взглянуть на то, что происходит в компании, под более широким углом. Например, мне не очень нужна информация о загрузке кресел в самолетах, это коммерческие данные, тем не менее я их тоже могу увидеть, если захочу. Считаю, что перечисленных возможностей для менеджера вполне достаточно.

 

Как особенности отрасли влияют на мобильный стиль работы рядовых сотрудников компании?

Авиабизнес — сложный регламентированный процесс. В кабину пилотов ничего нельзя принести и самостоятельно закрепить. Вы не сможете к приборной панели прикрепить iPad даже с помощью отдельного держателя, пользоваться им в полете запрещено. Чтобы изменить эти правила, потребуются долгие переговоры и согласования с авиапроизводителем и авиационными властями.

 

Расскажите на личном примере, насколько мобильным приходится быть современному высокопоставленному менеджеру?

Как правило, в понедельник с 9 до 10 утра я в Пулково, затем вылет в Архангельск, а на среду назначено совещание в Москве. В пятницу в 17:00 я должен прилететь из Архангельска в Санкт-Петербург. Для меня — обычный режим работы.

Во время своих поездок я не теряю связи с офисами и со своими сотрудниками. Все оперативные задания у меня на контроле, они наглядно отображаются в моей системе управления. По большому счету меня не беспокоит, когда конкретный сотрудник приходит на работу и когда уходит, — мне важно, чтобы задания были выполнены.

Не уверен, что абсолютно все способны поддерживать такой же мобильный образ жизни, каким сейчас живу я. Да это и не надо. Есть люди, которые в силу своего характера, иного образа жизни нацелены на «процессный» подход к работе, и им подобная мобильность только в тягость. Но есть другая категория сотрудников, они нацелены на «проектный» подход, то есть на получение конкретного результата, вот им, как мне кажется, более близок мобильный стиль работы.