Исследование, проведенное KPMG в начале 2012 года, показало, что автомобильная индустрия продолжает стоять перед рядом проблем, в числе которых экология, растущая урбанизация и изменение поведения покупателей. Поэтому нужны новые подходы к разработке автомобильной продукции, вплоть до полного пересмотра концепции будущей мобильности человечества. Перечисленные проблемы ведут к общему последствию: развивающиеся и зрелые рынки начинают сливаться воедино. 75% опрошенных топ-менеджеров автопроизводителей признают эту тенденцию и полагают, что к 2025 году такое слияние уже завершится.
С учетом растущей важности экологичности автомобилей неудивительно, что большинство респондентов считают электромобили главным трендом в автомобильной промышленности. Кроме того, урбанизация требует адаптации автомобилей под специфические городские требования. Вот почему разработка урбанистических моделей обозначена как второй по значимости тренд.
Города борются с загрязнением и непомерным трафиком. Возможен вариант, при котором владеть автомобилями будет запрещено вовсе, либо собственные автомобили будут доступны не каждому. Развитие ситуации может пойти и дальше: несмотря на то что будут разрабатываться машины, отвечающие городским требованиям, далеко не все захотят владеть ими. Это приведет к созданию «умных» автомобильных сервисов, аналогичных облачным технологиям в ИТ. Чересчур фантастический вариант? Но ведь еще не так уж и давно мало кто мог представить, что вычислительные мощности организации могут находиться за сотни километров и контролироваться другой компанией.
Границы размываются
«Двухъярусный» вид мирового автомобильного рынка, когда в разных странах, в зависимости от уровня их развития, существуют принципиально разные требования к продукции, быстро уходит в прошлое. Подавляющее большинство респондентов ожидают, что в результате упомянутого слияния развитых и развивающихся рынков по крайней мере изменятся требования к качеству, безопасности и надежности. Кардинально поменяется и соотношение рыночных долей между автомобилями эконом- и премиум-класса.
Такое размывание границ имеет большое значение для производителей из развитых стран. С одной стороны, перед ними открывается широкий спектр возможностей, включая разработку и предоставление инновационных продуктов и сервисов. Однако они могут ожидать ужесточения конкуренции со стороны локальных поставщиков как в плане традиционных, так и новых продуктов. Более того, китайские производители — SAIC, Geely и BYD — не скрывают своих амбиций на мировом рынке; при этом их продукция становится все более конкурентоспособной. Эксперты полагают, что с годами они вполне могут завоевать признание на Западе, особенно в сегменте электромобилей.
Водитель онлайн
Как и прежде, экономичность остается самым важным фактором (76%), которому уделяют внимание покупатели при выборе автомобиля. Однако его значение за три последних года упало на 20%!
Если же говорить о прочих критериях, то лишь фактор «Длительное время службы» увеличил свой рейтинг по сравнению с прошлым годом. Остальные же (в том числе безопасность, внешний вид и комфорт) снизили свою значимость. Общая тенденция очевидна: покупатели становятся все менее уверенными в своих вкусах и предпочтениях. Критерии выбора автомобилей размываются точно так же, как и границы между рынками.
Одной из явно недооцениваемых производителями проблем является интеллектуальность машин, в том числе их интернет-возможности. Пользователи — и молодое поколение в особенности — ожидают видеть внутри автомобиля тот же самый набор сервисов, который они имеют дома или в офисе, включая музыку, доступ к интернет-сайтам, онлайн-общение, равно как и навигационную систему, интегрированную с сервисами контроля трафика. Автопроизводители не должны игнорировать широкий и пока явно недоиспользуемый потенциал повышения прибыли от включения в состав продуктов интернет-сервисов и прочих программных решений.
Концепция «подключенного» автомобиля, конечно же, находит отражение в планах разработчиков. Появляется все больше моделей, непрерывно взаимодействующих с реальным и виртуальным окружением. Эта тенденция должна только усилиться с выходом подобных технологий на массовый рынок, не в последнюю очередь из-за их позитивного влияния на безопасность.
Любопытно, что 40% руководителей компаний-производителей до сих пор видят себя в роли основных разработчиков включаемых в состав автомобилей электронных компонентов и программного обеспечения — несмотря на то что их вряд ли можно считать обладателями общепризнанных компетенций в этой области.