Александр Михайлов, независимый консультант по управлению ИТ; editor@info-strategy.ru |
Как правило, при разработке стратегий, в том числе и по ИТ, говорят, что все проекты должны соответствовать «долгосрочным целям», а также «видению и миссии». Попробуем рассмотреть, зачем это нужно.
Существует много определений видения и миссии бизнеса. Они различаются деталями. Между тем ни учебников, ни общего мнения, объединяющего различные точки зрения на эту тему, нет. В формулировках ИТ-стратегий некоторых компаний есть «видение», но нет «миссии» и наоборот.
В русском языке тоже нет устойчивой формулировки, чем различаются видение и миссия. Поэтому далее определения видения и миссии ИТ предлагаются по аналогии с видением и миссией бизнеса (на эту тему см. Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 928 с.).
Видение ИТ — это представление желаемого и потенциально достижимого будущего состояния ИТ. Оно дополняет видение бизнеса. Миссия ИТ описывает, каким образом ИТ-служба собирается достичь желаемого состояния, сформулированного в видении ИТ. Миссия ИТ поддерживает видение и миссию компании, а также объясняет специфику данной ИТ-службы. В миссии могут быть указаны пользователи ИТ и предоставляемые услуги, отношение к централизации/децентрализации, аутсорсингу/инсорсингу, инновационность ИТ-службы.
Под стратегическими целями ИТ будем понимать долгосрочные (на год и более) цели ИТ, поддерживающие стратегические цели бизнеса. Для упрощения видение и миссия ИТ приводятся вместе.
Влияние бизнеса на видение, миссию, стратегические цели ИТ
ИТ-служба является одним из множества подразделений предприятия. При планировании развития ИТ-поддержки бизнеса и самой ИТ-службы необходимо выяснить (и согласовать!), чего же хочет от ИТ не только высшее руководство организации, но и руководство всех основных функциональных подразделений.
Далее, для упрощения, уточним, что термин «бизнес» будет включать в себя все функциональные подразделения (кроме ИТ). В соответствии с лучшими практиками видение и миссия бизнеса определяют видение и миссию ИТ, а стратегические цели бизнеса определяют стратегические цели ИТ. Более корректно говорить про «согласование» (alignment) стратегических целей, а также видения и миссии ИТ с видением, миссией и целями бизнеса. В некоторых случаях ИТ могут активно влиять на бизнес. Кроме того, стратегия бизнеса определяет ИТ-стратегию.
Целесообразно учесть следующие объективные факторы влияния бизнеса на ИТ: планируемые изменения стратегии бизнеса, например переход к территориальной экспансии или же сокращение затрат; покупку или продажу некоторых бизнесов; исторически сложившуюся долю прибыли, идущую на финансирование ИТ, и ее отношение к среднеотраслевому уровню и уровню у ближайших конкурентов; изменение требований по информационной безопасности и массу других факторов.
Стоит отметить и субъективные факторы, чье влияние может быть не менее сильным, чем влияние объективных факторов: сложившиеся взаимоотношения ИТ- и бизнес-менеджеров; число дорогостоящих ошибок, которые (как считают другие менеджеры) совершила ИТ-служба за последние годы; личная неприязнь менеджеров и т. д.
На нового ИТ-руководителя субъективные факторы могут влиять существенно меньше, чем на ИТ-руководителя с большим стажем работы на данном предприятии.
Источники информации для видения, миссии и стратегических целей ИТ
Помимо влияния бизнеса при разработке видения, миссии и стратегических целей ИТ целесообразно учитывать специфику внешней среды, наличие внутренних возможностей, амбиции и квалификацию руководителей бизнеса и ИТ.
Рассмотрим эти факторы более подробно.
Специфика внешней среды
Прежде всего это рыночные условия — рост рынков предъявляет совсем другие требования к ИТ, чем кризис.
Важны также тенденции развития ИТ — рост аутсорсинга, тренд к централизации ИТ, возможности продаж через Интернет и др.
Необходимо учитывать отраслевую специфику. Например, для предприятий добывающей промышленности требования к ИТ и, как правило, сложность и стоимость ИТ могут в разы отличаться от аналогичных факторов для банков и телекоммуникационных компаний.
В первую очередь надо сравнивать свою ИТ-службу с ближайшими конкурентами. Если директор вашей компании узнает, что у конкурентов успешно (как ему доложили) внедрен SAP, вам придется объяснять, что «1С» гораздо дешевле. И хорошо, если удастся вспомнить, что два года назад вам не дали денег на внедрение Axapta.
Желательно наладить обмен информацией с поставщиками, задействовав информационные системы класса SCM.
Не следует забывать о требованиях законодательства и регулирующих организаций. Для примера можно привести закон о персональных данных, который потребовал от некоторых ИТ-служб существенных изменений в приложениях.
Анализ внутренних возможностей
Необходимо провести анализ уже имеющихся приложений и инфраструктуры, а также оргструктуры ИТ-службы, численности и квалификации персонала.
При использовании аутсорсинга следует проанализировать целесообразность увеличения или уменьшения его доли.
Также необходимо понять, насколько централизованы данные, приложения, инфраструктура и управление ИТ.
Амбиции и квалификация руководителей бизнеса и ИТ
В российской практике это очень важная составляющая для определения миссии, видения и долгосрочных целей!
Например, есть руководители, склонные к необоснованным внедрениям сложных систем и технологий. Это может быть ИТ-руководитель, генеральный и финансовый директор. Столкнувшись с массой проблем и не завершив внедрение одной технологии, такие руководители быстро переходят к другой новой и дорогостоящей «игрушке».
Однако есть и позитивные примеры. Автору статьи удалось добиться того, что ИТ-служба из центра затрат превратилась в источник прибыли и новых возможностей для других подразделений компании.
Типовые стратегические цели ИТ
Анализ многих ИТ-стратегий показал, что более половины стратегических целей ИТ являются в них общими. Это внедрение новых и повышение качества имеющихся ИТ-услуг; повышение устойчивости (надежности) работы; повышение безопасности данных; повышение прозрачности работы; повышение качества управления; централизация и стандартизация ИТ; использование открытых стандартов; сокращение затрат.
Примеры видения, миссии, стратегических целей ИТ
Рассмотрим примеры формулировок видения, миссии и стратегических целей ИТ-департамента (для удобства восприятия видение и миссия объединены).
ИТ-служба является партнером бизнеса и дает новые конкурентные преимущества.
Она ориентирована на разработку и поддержку передовых решений, обеспечивающих более высокую эффективность и прозрачность бизнеса благодаря повышению производительности труда сотрудников и снижению административных издержек.
Это будет достигнуто путем:
• автоматизации новых направлений бизнеса;
• повышения качества;
• обеспечения предоставления ИТ-услуг;
• обеспечения надежной работы ИТ;
• повышения внутренней эффективности ИТ-службы и оптимизации затрат на ИТ.
Вот еще пример формулировки стратегических целей ИТ исходя из имеющихся целей бизнеса.
Такие стратегические цели бизнеса, как «быстрое реагирование на изменение ситуации на рынке», «централизация компании» и др., позволяют сформулировать требования к ИТ — «интеграция информационных систем между собой», «быстрое внедрение новых ИТ-сервисов» и т. д.
В свою очередь, требования к ИТ порождают такие стратегические ИТ-цели, как «повышение качества ИТ-услуг», «внедрение новых ИТ-услуг» и др. Отсюда возникают цели на отдельные периоды — например, «внедрение интегрированной информационной системы управления предприятием в 2012–2013 годах».
Рекомендуемое количество стратегических целей ИТ — от семи до пятнадцати, большее число вряд ли останется в памяти руководителей и сотрудников.
Конечно, для того чтобы адекватно спроецировать стратегические цели бизнеса на цели ИТ, необходимо глубоко понимать как бизнес-стратегию, так и специфику организации.
Разработку конкретных проектов для каждой цели обычно осуществляют в рамках ИТ-стратегии или плана работ на следующий год. Например, для стратегической цели «Повышение качества ИТ-сервисов» будут уместны следующие проекты: доработка и согласование с пользователями каталога ИТ-сервисов; доработка и согласование с пользователями «Соглашения об уровне обслуживания» на предоставление ИТ-сервисов; автоматизация элементов каталога сервисов и «Соглашения об уровне обслуживания»; обучение персонала по поддержке ИТ на курсах ITIL v3 Foundation.
Для каждого ИТ-проекта надо указать планируемое время его выполнения и связи с другими проектами.