Направления оптимизации: непаханое поле SAM
Согласно серии отчетов Gartner Predicts 2012, оптимизация стоимости ИТ-сервисов остается чрезвычайно актуальной для большинства ИТ-директоров. Увидев эффект от антикризисной оптимизации ИТ-бюджетов, руководство компаний не желает прекращать усилия в этом направлении. Но, разумеется, пожертвовать качеством предоставляемых услуг бизнес также не готов. Наоборот, ИТ-департаментам постоянно повышают планку.
Аналитики отмечают, что такое положение вещей, выражающееся в известной формуле more value for less spend, приведет к очередному витку внимания к проблеме управления ИТ-активами. Если с «железом» многие компании успели разобраться, то с управлением программными активами (software asset management, SAM) положение зачастую мало отличается от ситуации двух-трехлетней давности. Именно в оптимизации лицензионной стоимости и модели приобретения ПО, а также в сокращении затрат, связанных с аудитом и рисками, в Gartner видят наиболее перспективное направление дальнейшего развития.
Значимость методологии SAM признали и в IDC, выделив соответствующие продукты в отдельный рынок и начав его мониторинг. По оценкам компании, мировой рынок средств управления программными активами в 2011 году достиг 3,5 млрд долл.
В целом ситуация такова: более-менее оптимально ПО используется лишь в половине компаний, все остальные его либо недоиспользуют, либо используют избыточно, нарушая лицензионные соглашения.
Судя по достаточно слабой активности дискуссии, посвященной методам управления ПО, организованной порталом GlobalCIO совместно с газетой «Ведомости», в большинстве отечественных компаний до сих пор преобладает неформализованный подход, когда задачи решаются по мере их возникновения. Эта проблема характерна не только для России. Во всех регионах не уделяется достаточного внимания процессам управления ПО. В целом по миру уровень развития SAM по градации Microsoft определяется как «базовый» — либо управление не осуществляется вовсе, либо осуществляется спонтанно.
В лучшем же случае обычно компаниями используется собственный формализованный и централизованный подход к управлению лицензиями и ПО. Адаптация международных стандартов к правилам жизни в нашей стране компаниям просто необходима.
«Потребность в централизации процессов, связанных с приобретением ПО, должна ощущать любая компания, хоть как-то анализирующая свои издержки», — говорит Александр Балабанов, ИТ-директор компании «Май». Она обязательно обратит внимание на раздел бюджета, касающийся приобретения ПО, и постарается централизовать свои закупки, чтобы получить эффект от масштаба и упрощения администрирования данного процесса.
«К большому сожалению, текущее положение в части управления активами в нашей организации далеко от идеала», — продолжает Балабанов. Конечно, процесс приобретения и использования программ контролируется и отслеживается, но при этом нельзя сказать, что он жестко формализован. Причина банальна — приоритеты в реализации бизнес-проектов, поглощающих большинство ресурсов.
«На мой взгляд, к решению задачи управления ИТ-активами нужно подходить, руководствуясь необходимой достаточностью», — подчеркивает Константин Илларионов, директор по ИТ компании «Оками». С одной стороны, понятно, что используемое ПО должно быть лицензионным: законов никто не отменял. С другой стороны, формальный подход — лицензирование всего, что установлено либо заявлено пользователями, — приводит к необоснованным финансовым затратам. Следует четко понимать необходимость установки на конкретном рабочем месте той или иной программы. Часто бывает, что нужды в заявленном ПО либо нет совсем, либо его можно заменить бесплатными аналогами или системами с усеченным функционалом, без ущерба для функциональных обязанностей сотрудника.
«В любом случае, применяя стандартизированный и формализованный подход к использованию ПО внутри компании, получаем, во-первых, уменьшение стоимости владения, а во-вторых, повышение прозрачности и контроля используемого ПО», — констатирует Илларионов. Если данный подход продуман, то в результате не только снижаются риски при использовании и сопровождении ПО, но и повышается информационная безопасность.
«Особенно актуальным процесс управления программными активами становится при разнородности структуры их распространения в организации», — уверен Сергей Полторак, руководитель отдела ИТ группы компаний «Бовид». Поэтому формализовывать подход к управлению ПО необходимо, но без создания процесса ради процесса.
«С точки зрения поддержки и управления ПО очень помогают рекомендации ITIL в плане работы с изменениями, релизами и т. п. На моем опыте SAM реализовывался прописыванием внутренних регламентов и стандартов в рамках как бизнес-процессов, так и подразделений-заказчиков», — резюмирует Полторак.