Облачные вычисления продолжают оставаться в числе основных тенденций, вместе с тем, изначально весьма оптимистичные, ожидания относительно них за последний год сменились на значительно более сдержанные: предприятия перестали воспринимать облака как ключ к решению всех накопившихся проблем или как платформу, на которую следует переходить в срочном порядке, отказываясь при этом от имеющейся ИТ-инфрастуктуры. Фрэнк Дженс, старший вице-президент и главный аналитик IDC, считает, что облака, как бы то ни было, будут все более востребованными, а ожидания относительно их преимуществ и возможностей — более адекватными.
Похоже, в последнее время оптимизм корпоративных заказчиков относительно перспектив стал гораздо более сдержанным. Не кажется ли вам, что интерес к облакам ослабевает?
Я так не считаю. Мы видим, что предприятия вкладывают значительные средства в облачные технологии. Если сравнить количество денег, вложенных в облачные сервисы и в традиционные продукты ИТ, то общая доля облаков окажется не очень большой — порядка 15%. Но инвестиции как в частные, так и в публичные облака растут на 20–25% в год. В долгосрочной перспективе, думаю, публичные облака займут более сильные позиции, чем частные. Я не наблюдаю разочарования облачными практиками. Я знаю, что многие не удовлетворены как раз традиционными ИТ.
Другое дело, что ожидания от облаков порой могут быть завышенными. Если клиент рассчитывает, что облако будет в несколько раз дешевле традиционной архитектуры, то он, скорее всего, испытает разочарование, когда обнаружит, что заплатил поставщику облачных услуг столько же денег. Но умный CIO увидит, что расходы сократились, так как он все равно потратит меньше средств на своих сотрудников. Не очень умный ИТ-руководитель этого не сможет оценить, он, конечно же, будет недоволен, но, мне кажется, причина этого — в недостаточном количестве знаний, компетенций и умения управлять ожиданиями.
Некоторые считают, что поскольку адаптация в облаках происходит быстро, то они смогут легко переходить от одного вендора к другому, тем самым снижая зависимость от одного поставщика услуг. Но это абсурдно — облако создает такую же сильную зависимость между поставщиком и потребителем, как и традиционные ИТ.
Продажи облачных услуг часто идут через бизнес-руководителей, которых, видимо, проще убедить в эффективности облаков. Какие при этом есть преимущества и недостатки?
Вендоры добиваются успеха, продавая облачные услуги первому лицу компании, скорее всего, потому что именно бизнес, а не CIO, способен максимально быстро увидеть отдачу от облаков. Если вам нужен какой-то сервис, способный дать новые возможности вашему бизнесу, и если кто-то может вам такой сервис быстро организовать, то приобретение этого сервиса становится вашим дополнительным конкурентным преимуществом.
Проблема заключается в том, что в компаниях, безусловно, сохраняется своя ИТ-архитектура. Из-за того что к ней подключаются облака, она становится еще более фрагментированной, а значит, увеличивается сложность управления ИТ. Как мне кажется, поэтому CIO так тяжело воспринимают облака. Кроме того, им приходится решать все вопросы, связанные с обеспечением требований регулирующих органов, поскольку CIO наряду с другими топ-менеджерами несут за это совместную ответственность. Если CIO не принимал участия в приобретении облаков, то ему будет сложнее правильно организовать интеграцию облаков с существующей ИТ-инфраструктурой, информационную безопасность и пр. Считаю, что CIO должен возглавить процесс перехода к облакам и ясно понять для себя, при каких условиях он сможет сказать «да» облакам.
Какие задачи облачной интеграции сейчас стоят на первом месте?
Ожидания сторонников облаков сводятся к тому, что ИТ-подразделения будут избавлены от сложного и длительного процесса интеграции собственных ИТ-систем. Если вы ждете, что, подключившись к облаку, вы нажмете кнопку и все интегрируется само собой, то сильно разочаруетесь. Тем не менее облака несколько упростят интеграцию, поскольку в облаках не нужно ничего сильно кастомизировать. Облака пропагандируют идеологию стандартизации и простоты, следовательно, это более удобная среда для интеграции, чем та, которая есть сейчас на любом более или менее крупном предприятии (ИТ-ландшафт каждого такого предприятия сегодня практически уникален). Но одним нажатием кнопки задачи интеграции удастся решать еще очень нескоро, для этого предстоит много поработать.