Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД компании «Крок»; RZaedinov@croc.ru |
Разные классы задач экономически целесообразно решать в ЦОД разного уровня надежности, характеризуемого градацией Tier, предложенной Uptime Institute, и, соответственно, разной стоимости
Несмотря на то что до сих пор в качестве ключевых показателей рынка центров обработки данных используют объем площадей и количество стоек, эксперты сходятся во мнении, что развитие этого рынка будет определяться ростом доли ЦОД высокого уровня надежности, снижением недоверия клиентов к аутсорсинговой модели, а также интересом коммерческих ЦОД к сертификации по международным стандартам.
Международная организация Uptime Institute Professional Services разработала собственный стандарт надежности центров обработки данных — Tier. Проводя аудит, Uptime Institute выдает два типа сертификатов: первый — на проект ЦОД, то есть на документацию, а второй — на реализованный объект. Tier имеет четыре уровня: первый — наименее надежный, четвертый — самый надежный и самый дорогой в реализации. Неким компромиссом между ценой, качеством и надежностью является третий уровень. Различия между уровнями надежности касаются в основном степени резервирования инженерных систем и их параллельного обслуживания: холодоснабжения, электроснабжения, безопасности и пр. Главным показателем надежности ЦОД является среднее время его простоя в течение года: для Tier I оно составляет 28,8 часа, а для Tier IV — всего 0,4 часа. Поскольку за каждым Tier закреплены определенные технические параметры, можно быть уверенным, что ЦОД, прошедший сертификацию, соответствует им.
Классификация Uptime Institute Professional Services до сих пор является единственной, по которой можно сравнивать ЦОД и их владельцев как провайдеров аутсорсинговых услуг.
В аутсорсинге открытость и прозрачность крайне важны. Несмотря на наличие всех документов, упорядочивающих взаимоотношения заказчика и провайдера, аутсорсинг строится частично на доверии. А сертификация в таком случае означает, что провайдер открыл ЦОД для проверки аудиторами. Прохождение сертификации свидетельствует о том, что провайдер — целеустремленная компания с компетентной командой, в числе главных характеристик которой приверженность высокому качеству, упорство и настойчивость. Кроме того, это показатель того, что провайдер надолго пришел в данный бизнес, так как именно в этом случае есть смысл делать столь значительные инвестиции в сертификацию по международным стандартам.
Критерии стандартов Uptime Institute
Чтобы получить сертификат на соответствие Tier, нужно не просто сделать качественный проект — необходимо также доказать экспертам, что проект действительно соответствует критериям заявленного уровня. Учитывая это, можно утверждать, что наличие сертификата Tier свидетельствует и о техническом совершенстве решения, подтвержденном экспертами, и о международном уровне квалификации проектной команды.
К настоящему времени в России лишь единицы из более чем 130 центров обработки данных прошли сертификацию Uptime Institute. Правда, если говорить о Tier I, то сейчас в нашей стране сложно найти заказчика, который готов полностью отказаться от резервирования инженерных систем. Определенный уровень резервирования всегда применяется, поэтому Tier I фактически обеспечивается на деле, хотя такие ЦОД не проходят формальную процедуру Uptime Institute.
ЦОД, сертифицированных по Tier II, в России нет по причине того, что они не востребованы. ЦОД такого уровня подойдет компании, которая может построить множество ЦОД, разнесенных по стране для того, чтобы распределить в них системы и тем самым обезопасить себя от простоя одного конкретного объекта. Ситуация, скорее всего, изменится с массовым появлением в России облачных провайдеров. Такие компании заинтересованы в обеспечении постоянного доступа к облаку независимо от того, где размещаются данные. Поэтому если поставщик облачных услуг планирует строить многочисленные небольшие ЦОД по всей стране, то, скорее всего, это будут ЦОД Tier II. По этому пути идут все зарубежные облачные провайдеры (Google, Amazon), которые на самом деле «живут» в не очень надежных ЦОД, обеспечивая защиту от сбоев за счет большого количества площадок.
Также на сегодняшний день в России нет и, скорее всего, в ближайшее время не будет ЦОД, сертифицированных по самому высокому стандарту отказоустойчивости — Tier IV. Дело в том, что инвестиции, требующиеся для подобных проектов, неоправданно высоки. На данный момент оптимальный компромисс между стоимостью и надежностью — сертификация по Tier III.
По уровню Tier III Uptime Institute сертифицировал в России пока всего три проекта, два из которых реализованы специалистами «Крок»: ЦОД компании «МегаФон» в Самаре и аутсорсинговый ЦОД «Компрессор» компании «Крок», третий принадлежит компании DataSpace. Однако есть все предпосылки для увеличения количества ЦОД, сертифицированных по уровню Tier III, и вызваны они увеличивающимся спросом со стороны заказчиков. Безусловно, стоимость услуг провайдера возрастает в соответствии с уровнем сертификации его ЦОД. Однако многие компании не соглашаются размещать свои системы и данные в ЦОД ниже уровня Tier III. Это связано с тем, что системы, передаваемые на аутсорсинг, поддерживают ключевые для компании бизнес-процессы, поэтому именно надежность провайдера и его ЦОД является основополагающим критерием при выборе.
Какой ЦОД подойдет для вашего бизнеса?
При всей важности высокого уровня надежности и отказоустойчивости ЦОД для любого бизнеса необходимо учитывать, для решения каких основных задач будет использоваться ЦОД. Есть разные классы задач, которые экономически целесообразно решать в ЦОД разного уровня надежности и разной стоимости. Многие провайдеры стремятся к тому, чтобы даже в рамках одного ЦОД создавать сегменты с различным уровнем резервирования. Но, разумеется, строгими правилами сертификации Uptime Institute такой подход не предусмотрен.
Можно привести пример удобства такого распределения сегментов ЦОД для банковской отрасли. Одними из важнейших банковских систем являются системы онлайн-процессинга карточных операций. Банк несет ответственность перед международными платежными системами (VISA, MasterCard) в отношении устойчивости их работы и, соответственно, устойчивости процессинговых центров банка как составляющих этих систем. Поэтому целесообразно такие системы размещать в ЦОД высокого уровня надежности — вплоть до Tier IV. Есть системы, которые являются критическими для банка, но в случае их сбоя банковские филиалы могут без проблем функционировать в течение нескольких часов. Для таких систем можно выбрать уровень Tier III, допускающий 1,5 часа простоя в год. А существуют и такие системы, которые на периодической основе формируют определенную отчетность или аналитику, не являющуюся принципиально важной для текущей работы. Их логично было бы выносить в сегмент уровня Tier II или даже в отдельный ЦОД уровня Tier II.
Но есть и другой взгляд на данный вопрос. Многое зависит от степени зрелости прикладной системы, с которой работает компания. Если она сильно централизована, предполагает совместное существование больших вычислительных ресурсов, обслуживающих значительное количество пользователей, то размещать такую систему в ЦОД ниже уровня Tier III практически нереально. Если же представить, что прикладная система может работать в распределенном режиме, в разных ЦОД, которые взаимно резервируют друг друга, балансируют нагрузку и удалены друг от друга на значительное расстояние, то уровень каждого ЦОД может быть Tier II или даже Tier I. Благодаря высокой распределенности вычислений в такой сети компания ограждает себя от потери целого ЦОД. В области интернет-проектов, рассчитанных на розничного потребителя, это легко наблюдать на примерах «Яндекса» или Mail.ru.
Если наше ПО станет по-настоящему облачным, распределенным, это автоматически приведет к снижению требований к уровню надежности центра обработки данных. Пользователи начнут размещать свои данные в ЦОД уровня Tier II, но не в одном, а в нескольких.
Таким образом, можно утверждать, что действительно есть задачи, которые могут решать в ЦОД с повышенной (или, наоборот, пониженной) степенью отказоустойчивости. Но существует и подход, основанный на интеллектуальности программного обеспечения: за счет интеллектуального ПО можно снизить требования к ЦОД путем распределения вычислений.
Учитывая данные факторы, наиболее логичным и целесообразным для предприятий будет передача своих процессов на обработку аутсорсинговыми ЦОД, обладающими различными уровнями надежности Tier под различные задачи бизнеса.
Что касается дальнейшего развития рынка центров обработки данных в России, то в ближайшее время ожидается активное строительство объектов уровня Tier III. Когда оно пойдет на спад и компании станут задумываться о втором и третьем, может быть, четвертом ЦОД, начнут появляться центры уровня Tier II. Это будут две «волны», разнесенные во времени и не конкурирующие между собой.