Когда увлечение сотрудников социальным сетями перестает быть «корпоративным злом» и начинает приносить пользу для бизнеса и какие изменения влечет за собой появление социальных инструментов в компании? Об этом и многом другом рассказывает Наталья Горина, директор по аналитике и консалтингу компании Market-Visio, эксклюзивного партнера Gartner.
Какие изменения ожидают корпоративную среду по мере проникновения в нее соцсетей?
По нашему прогнозу, к концу 2012 года аудитория социальных сетей будет насчитывать более миллиарда пользователей. Исследование 2009 года показало, что консерваторов, которые скептически смотрят на социальные инструменты, только четверть. Еще примерно столько же — это первопроходцы, готовые искать конкурентные преимущества в применении социальных технологий. Но пионеры в области корпоративного использования соцсетей зачастую не горят желанием продвигать свой опыт. В результате тем 50% компаний, которые не являются скептиками и присматриваются к опыту первопроходцев, не так просто найти свою ценность в применении ресурса социнструментов.
Как мы предполагаем, практически половина крупных компаний к 2015 году обзаведется внутренними социальными сетями. Этому способствует активное участие сотрудников в известных соцсетях, склонность к географической распределенности компаний и необходимость поддерживать связи между филиалами, офисами, а также с клиентами. К 2014 году социальные сервисы заменят электронную почту для 20% коммерческих пользователей, и эта тенденция уже наметилась. В течение ближайших пяти лет такой заметный сервис, как техподдержка пользователей первого уровня, будет заменен на средства интернет-сообщества, и это случится в более 40% случаев. Те компании, которые провели первые пробные проекты по созданию внутренних соцсетей, увеличат объемы инвестиций в эти проекты в 2012 году на 90%.
Сейчас сохраняется скорее скептическое отношение к соцсетям в корпоративной среде. Что должно произойти, чтобы это отношение изменилось?
Рост популярности соцсетей — это мировая тенденция, и ее не стоит оставлять без внимания. Это некая поведенческая особенность, продиктованная современными обстоятельствами, и чем раньше в это вникать, тем лучше, так как бороться с рисками и проблемами будет много сложнее, когда они достигнут некой критической массы. Например, уже сейчас аудитория Facebook выглядит, как целая страна. Виртуальное общение подростков занимает более 50% времени их общения друг с другом. По всей вероятности, точка зрения, что соцсети — это баловство и преимущественно средство коммуникации для молодежи, вскоре изменится. С приходом в компании молодого поколения появятся не только средства общения, но и обмен данными, навыками и получение знаний через соцсети. Придут пользователи, которые скажут, что они это уже используют и им нужен этот инструмент.
Соцсети, по всей вероятности, сильно изменят привычное поле деятельности ИТ-руководителя и спектр задач, которые приходится решать его подразделению. К чему именно он должен быть готов?
В ходе одного из исследований мы выяснили, что сотрудники обмениваются информацией по внутренней корпоративной сети чаще, чем встречаются в переговорных комнатах. Следовательно, между сотрудниками компании есть потоки информации и знаний, которыми ИТ-служба практически не управляет. Между тем, изучив эти потоки, которые передавались через некую внутреннюю социальную сеть, удалось выявить неформальных лидеров (тех, кто принимает правильные решения со стороны бизнеса) и тем самым правильно управлять персоналом и наращивать компетенции сотрудников компании.
Половина ключевых трендов 2011 года имеет то или иное отношение к использованию социальных инструментов для бизнеса, и эта направленность сохранит свою актуальность в ближайшее время. Управление знаниями в соцсетях требует обработки колоссального объема информации, для этого, в свою очередь, необходима онлайн-аналитика, которая дорогого стоит при работе компании на рынке. Если компании не будут принимать во внимание фактор воздействия на клиентов и партнеров со стороны виртуальной среды, то они будут терять контакт с партнерами и упускать новые возможности для развития бизнеса.