Движение по сети бизнес-процессов организации куда сложнее дорожного движения. Не существует общепринятых «знаков процессного движения», и непредвиденных ситуаций здесь значительно больше. Вся надежда — на бизнес-аналитику и грамотную визуализацию данных.
«Аналитика — путь к успеху и экономическому росту, — отметил в своем обращении к участникам прошедшей конференции SAS Forum Russia Джеймс Гуднайт, главный исполнительный директор компании SAS. — Она помогает реагировать быстрее и с большей точностью».
Очевидно, что любая аналитика, независимо от того, какие объемы данных лежат в ее основе, едва ли будет воспринята без грамотной визуализации ее результатов. Однако достаточно посетить мероприятия отечественных участников ИТ-рынка, чтобы убедиться, что эта область ими еще мало освоена. Потоки невразумительных слайдов, насыщенных числовыми и графическими данными, свидетельствуют в большинстве случаев о синдроме «нестерпимого желания продемонстрировать свои знания», как говорил Джин Желязны.
Способность найти адекватное данным изображение — критический фактор успеха в управлении бизнес-процессами. Его значимость зависит от требуемой скорости реакции на изменения условий работы организации. Для неспешного рынка, возможно, наилучшим способом организации числовых результатов анализа будет разумно организованная таблица. Однако когда на принятие решения отводятся минуты, на первый план выходят различные графики и диаграммы — они играют роль «знаков процессного движения», которые должны уберечь организацию от аварии.
С технологической точки зрения бизнес-пользователи достаточно обеспечены необходимым инструментом. Получила широкое распространение интерактивная графика, она помогает быстро разобраться в ситуации и принять решение. Активно используется анимация. Средств много, однако гарантирует ли их наличие прозрачность ситуации на участке быстрого маневра?
К сожалению, визуализация — та область деятельности, где результат во многом определяется методологией. Ее трудно формализовать, отдать на откуп машине.
Самообслуживание в анализе данных становится все более популярным, и бизнес-пользователи нередко впадают в ступор от богатства ассортимента изобразительных средств. Методологически они также редко подкованы. Это как раз тот случай, когда «много» не всегда означает «хорошо». Другой крайностью является навязывание пользователю изобразительных средств, хотя их выбор должен быть определен множеством качественных факторов — в частности, четкой формулировкой идеи, которую необходимо донести до пользователя.
Конечно, удобство в использовании того или иного инструмента во многом является продуктом воспитания, а также культурной среды пользователя. Широко известные упражнения компании Microsoft в области развития интерфейса своего пакета офисных приложений долгое время создавали проблемы в работе даже сотрудникам самой компании. Но потом многие привыкли и стали работать даже эффективнее прежнего. Однако в области визуализации данных, когда решение часто формируется на интуитивном уровне в результате целостного восприятия графического образа, а не только и даже не столько его числового содержания, необходимо обратить самое пристальное внимание на такую область знаний, как инфографика. Сегодня доступны работы многих специалистов в этой области — Джина Желязны, Эдвада Тафти и др. Применение ее достижений во многом определяет успех не только пользователей аналитических приложений, но и тех, кого можно отнести к чистым потребителям аналитики, несмотря на то что они принимают критически важные решения. Именно им в первую очередь необходимы «знаки процессного движения».