РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Взгляд извне: Россия выходит из депрессии
Российский ИТ-рынок начинает выходить из депрессии, как считают эксперты польской аналитической компании PMR. Их прогнозы на 2011 год весьма оптимистичны и говорят о годовом росте на 20%.
В PMR отмечают, что, несмотря на рост в рублевом измерении, фактический объем ИТ-рынка за 2010 год практически не изменился. Он по-прежнему на 1,1 млрд евро меньше докризисного максимума, составлявшего 14 млрд евро. Главной предпосылкой роста является стабилизация ситуации и большая уверенность компаний в своем будущем. При этом рост коснется всех сегментов рынка. Другим важным движителем роста станут запущенные инициативы по информатизации государственных учреждений.
Российский ИТ-рынок по-прежнему остается корпоративным: 50% всех ИТ-инвестиций приходится на крупные компании. Сегмент SMB, в период кризиса радикально урезавший все инвестиции, лишь во второй половине 2010 года начал пересмотр своих планов. Таким образом, период «отложенного спроса» в России только начинается.
Бюджеты осваивают, не дожидаясь выборов
По данным IDC, во II квартале 2011 года в России было продано почти 34 тыс. серверов стандартной архитектуры. Это на 8% больше, чем кварталом ранее, и соответствует годовому росту на 25%. Выручка производителей достигла 141 млн долл.
Несколько масштабных проектов стали причиной впечатляющего роста в сегменте «тяжелых» серверов. Во II квартале 2011 года было реализовано оборудования на 81,5 млн долл., что на 80% больше, чем в предыдущем квартале. По сравнению со II кварталом 2010 года рост составил 45%. Целому ряду крупных заказчиков было поставлено большое число мэйнфреймов IBM и систем HP Superdome 2.
Международные игроки заметно укрепили свои позиции. Особенно удачным II квартал оказался для IBM. По объему совокупной выручки от поставок серверов на эту компанию пришлось более трети российского рынка. Суммарно HP и IBM контролируют без малого 80% серверного рынка России в денежном выражении.
Как подчеркивают аналитики, на российский серверный рынок в настоящее время оказывают влияние два противонаправленных, но чрезвычайно важных фактора. С одной стороны, во многих отраслях платежеспособный спрос на серверные решения близок к насыщению, с другой — ряд крупных заказчиков стремится как можно более оперативно освоить ИТ-бюджеты до того момента, как наступит период неопределенности, связанный с выборами.
Потенциал для роста
По оценкам IDC, объем отечественного рынка услуг в области информационной безопасности в 2010 году составил 312 млн долл. Высокий спрос на услуги по безопасности был прежде всего обусловлен стремлением компаний обеспечить соответствие положениям закона о персональных данных, касающимся защиты информационных систем. Кроме того, спрос стимулировали вышедшие стандарты: стандарт Банка России по информационной безопасности и международный стандарт безопасности платежных систем (PCI DSS). Наиболее активными пользователями услуг стали крупные компании финансового сектора, телекоммуникационные операторы, а также государственные организации. Ведущие поставщики — «Астерос», «Инфосистемы Джет», «Информзащита», «Крок» и Leta — контролировали более 30% рынка.
Как отмечают аналитики, рынок услуг по информационной безопасности обладает значительным потенциалом для дальнейшего роста. В прогнозируемый пятилетний период российский рынок будет ежегодно расти в среднем на 27%.Основным фактором его развития будет стремление компаний соответствовать различным регуляционным требованиям и стандартам. Надежное обеспечение защиты персональных и финансовых данных становится одним из основных аспектов успешного ведения бизнеса и сохранения деловой репутации.
«Облачный» рынок поднимают США
К 2015 году объем рынка облачных технологий вырастет втрое, как прогнозируют в IDC. При этом инвестиции в облака составят почти половину всех ИТ-инвестиций.
По мнению аналитиков, в 2015 году рынок облачных решений достигнет 73 млрд долл. Он охватит значительную часть всех основных сегментов ИТ: приложения и их разработку, системное ПО, хранение данных, а также вычислительные средства. Это объясняется тем, что облачные услуги взаимосвязаны, их развитие ускоряет другие передовые технологии, в том числе мобильные решения, беспроводные сети и анализ данных. Прогнозируется, что в ближайшие четыре года больше всего средств в облачные услуги инвестируют в США — около половины прибыли от облачных технологий придется на американский ИТ-рынок.
Рынок консолидируется
ReDeal Group в рамках проекта Mergers.ru / «Слияния и Поглощения в России» провела обзор сделок по приобретению контроля над компаниями, работающими в отрасли ИТ, за 2010–2011 год. За это время на отечественном рынке было осуществлено 40 сделок общей стоимостью 912 млн долл. При этом средняя цена сделки составила 20,3 млн долл., но одна из них имела стоимость более 100 млн долл.
Как отмечают аналитики, 69% стоимостного и 33% количественного объема рынка занимают сделки в форме участия (менее блокирующего пакета акций); 76% стоимостного и 55% количественного объема рынка носят круговой характер (фонды или диверсификация); 15% от количественного и 46% от стоимостного объема рынка составляют приобретения российских компаний иностранными.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Безопасность: от периметра к «внутренностям»
Как подсчитали в IDC, объем российского рынка программных систем обеспечения информационной безопасности в 2010 году достиг 229 млн долл. Это соответствует ежегодному приросту на 30%. Около 60% рынка контролируют пять компаний: «Лаборатория Касперского», Symantec, Microsoft, Dr.Web и ESET. Кроме того, среди поставщиков специализированного ПО аналитики выделяют компании IBM, «Информзащита», InfoWatch, Check Point и ArcSight.
В корпоративном сегменте замедлился рост спроса на решения защиты внешнего периметра — антивирусы, сетевые экраны, решения защиты для почтовых и веб-серверов. Вместо этого отечественные компании обратили более пристальное внимание на управление идентификацией и доступом, управление инфраструктурой, а также на защиту от утечек данных. Основными потребителями программных решений по безопасности в этом сегменте, как обычно, были банки, государственные организации, а также телеком-операторы. Кроме того, подготовка компаний к выполнению положений закона о персональных данных обеспечила стабильный спрос на сертифицированные решения.
Объем средств, полученных от предоставления облачных услуг в области безопасности, в прошлом году был незначительным. В основном это были услуги по защите почтовых сервисов. По прогнозам IDC, в ближайшие пять лет российский рынок программных систем безопасности будет ежегодно расти в среднем на 18%.
Доверие и запреты
Стремясь оградить компании от нежелательного ПО, системные администраторы многих компаний ограничивают права пользователей на самостоятельную установку приложений. Как показал опрос, проведенный компанией Bit9, специализирующейся на информационной безопасности, 51% организаций разрешает скачивание и установку ПО, а 49% — нет.
Ограничение административных прав является наиболее популярным методом контроля за использованием недозволенного ПО. Однако данный способ отнюдь не единственный. В половине компаний полагаются на добропорядочность пользователей, доводя при этом до них политику использования программных средств.
В 74% компаний, конечно же, существует утвержденный список программных продуктов, использование которых официально разрешено. Еще 23% настроены гораздо жестче и разрешают использовать лишь централизованно устанавливаемое ПО.
БИЗНЕС И ТЕХНОЛОГИИ
Банки ищут ключ к клиентам
Опрос руководителей маркетинговых подразделений ведущих европейских банков, проведенный европейской ассоциацией Efma, показал, что 41% респондентов в течение ближайшего года намерены взять на вооружение стратегию, характерную для розничной торговли. Большинство из них уверено, что анализ и поведенческая сегментация клиентов, успешно применяемые при организации розничных продаж, сыграют важную роль в обеспечении должной конкурентоспособности банка. Высокую оценку, в частности, получили рекомендации и прочая информация, предоставляемые клиентам на сайте Amazon на основе ранее сделанных ими покупок. Аналогичной стратегии сегментации придерживается и компания Best Buy. Инструмент Genius, встроенный в программное обеспечение Apple iTunes, предлагает клиентам новую музыку на основе анализа истории их приобретений и существующих библиотек. BMW советует пользователям своего сайта воспользоваться автоматическим конфигуратором. Новые модели предполагают активное использование цифровых каналов и социальных сетей, с помощью которых банки надеются привлечь новых и удержать недостаточно лояльных клиентов.
Аналитика для CRM
CRM-системы многих компаний уже накопили терабайты полезной информации о клиентах. Ее использование может быть еще более эффективным за счет интеграции CRM с системами предсказательной аналитики. Как отмечают в Forrester, ключевой возможностью является совершенствование личного взаимодействия менеджеров с клиентами на основе анализа данных в режиме реального времени. Формирование целевых предложений напрямую отразится на дополнительных продажах. Интеграция аналитических систем с CRM — это ответ вендоров на постоянно растущие требования заказчиков к системам взаимодействия с клиентами. Некоторые из них будут предлагать новые решения, встраивая аналитические инструменты в существующие продукты. Другие будут продвигать такую аналитику как дополнение к CRM-системам. Оба подхода имеют право на существование: первый ориентирован на замену устаревших решений, а второй — на защиту уже совершенных инвестиций в ИТ.
Покоряя петабайты
Исследование, проведенное специалистами The Data Warehousing Institute, показывает, что в коммерческих компаниях всех размеров все чаще начинают использовать сложные методы анализа больших объемов данных — сотен терабайтов и даже нескольких петабайтов, зачастую состоящих из неструктурированных записей. Более трети опрошенных заявили, что уже занимаются анализом больших объемов данных — в основном для задач бизнес-аналитики, предсказательной аналитики, статистического анализа и извлечения знаний. Среди сценариев использования анализа быстрее всего растет доля визуализации данных. Все больше компаний занимается построением сложных визуальных представлений накопленных данных.
Развитие технологий и падение стоимости компьютеров и систем хранения данных позволяют анализировать накопленные в компаниях за годы архивы данных, извлекая из них информацию, о которой раньше и не подозревали. Проблемой, однако, остается дефицит специалистов по анализу больших объемов данных — об этом заявило свыше 45% опрошенных.
Аналитики Ventana Research говорят о растущей важности одной из технологий, применяемых для анализа сверхбольших объемов данных. По их сведениям, организации все шире используют систему Apache Hadoop для распределенной обработки, однако она не заменяет традиционные технологии, а применяется наряду с ними. Достоинство Hadoop — способность разбивать очень большие наборы данных на малые блоки, распределяемые по кластеру на основе стандартного оборудования для ускоренной обработки. Компании Facebook, Amazon, eBay и Yahoo, первыми начавшие пользоваться ею, применяют эту технологию для анализа петабайтов неструктурированных данных, с которыми реляционные СУБД просто не смогли бы справиться. Как утверждают аналитики, все больше предприятий используют Hadoop для аналогичных целей. В большинстве из них система анализирует огромные объемы сгенерированной компьютерами информации — протоколов работы систем, поисковых результатов и контента социальных сетей. При этом в 66% организаций Hadoop выполняет ранее недоступные функции анализа. Гораздо реже она используется для анализа традиционных структурированных данных — транзакций, сведений о клиентах, данных о звонках. Для этих случаев обычно по-прежнему применяются реляционные СУБД.