Потребности крупных риэлторов в ИТ сформировались лет семь-восемь назад, когда стало ясно, что добиться успеха на массовом рынке уже невозможно, если не наладить учет операций и не организовать четкую работу с клиентами. Правильно выбранные и внедренные информационные системы не только окупаются, но и помогают получить конкурентные преимущества. Об ИТ-проектах в риэлторском бизнесе рассказывает Андрей Кройтор, директор департамента загородной недвижимости компании «Инком-Недвижимость».

 

Каков круг потребностей вашей компании в ИТ? Как они отражены в развернутых у вас решениях?

Десять лет назад, когда мы только выходили на рынок загородной недвижимости, все, чем мы пользовались, — таблицы Microsoft Excel. Сейчас наши потребности в ИТ заметно выросли. У нас полностью автоматизирован процесс бюджетирования, все виды финансового учета, имеется система хранения истории всех отношений с клиентами. Конечная цель внедрения всех этих решений — конечно же, получение прибыли и дополнительных конкурентных преимуществ.

Примерно года три назад силами наших программистов разрабатывался новый программный продукт. Как раз тогда мы с нашим ИТ-директором попытались оценить, какую долю составляют ИТ-услуги в прибыли компании. Было сложно придумать некий «градусник», которым можно было бы измерять результат. Я сейчас не помню в деталях механизм оценки, который мы применили, но он был очень приземленный — учитывал то, что в нашем бизнесе приводит к прибыли: количество заявок и звонков. Этот показатель влияет на количество просмотров объектов и в результате переходит в количество сделок. Мы теряли колоссальное количество заявок и звонков — чтобы его увеличить, нам необходим был учетный ИТ-продукт. Когда мы научились их учитывать, то смогли понять, где у нас пробел. В результате ожидаемые расчетные 10% роста прибыли фактически подтвердились. По нашим оценкам, благодаря этому проекту она увеличилась на 7–10%. В нашем бизнесе это колоссальная цифра.

 

Какие задачи ваш ИТ-департамент решал за последнее время и что еще ему предстоит сделать?

Последняя задача, которую мы совсем недавно решали с ИТ-службой, — это ИТ-поддержка бюджетирования нашей рекламной деятельности. Во-первых, требовалось сделать процесс более понятным и прозрачным для всех участников, а во-вторых, надо было передать его на более низкий уровень исполнения. Дело в том, что этот процесс исходит от объекта — например, некоего дома, выставленного на продажу. Но таких домов у нас только в загородном подразделении более 16 тыс. Нам в любой момент времени необходимо видеть стоимость рекламы, знать, где уже забронированы места под нее, а где еще есть свободные ресурсы. Нельзя сказать, что прежде у нас не было никакого ИТ-инструмента, но он был сложен и не обеспечивал необходимой прозрачности. Сейчас надеемся, что это приведет к сокращению затрат.

На мой взгляд, мы успешны на рынке именно потому, что быстрее, чем конкуренты, стараемся реагировать на вызовы рынка и потребности клиентов. С точки зрения ИТ мы должны дать продавцам возможность оценить объект с использованием базы данных, в которой продавец может сравнить свое предложение с аналогами. Покупатель подбирает себе товар, ориентируясь на географию объекта и цену. Сделав для себя выборку предложений, он связывается с агентством, после чего начинается просмотр вариантов. Процесс заключения сделки занимает около двух месяцев.

Очень надеемся, что вскоре мы сможем предоставить нашим клиентам возможность в реальном времени контролировать, что происходит с их документами, в какой стадии находится сделка. На мой взгляд, это могло бы стать еще одним конкурентным преимуществом.

 

Каким образом руководство компании взаимодействует с ИТ-службой?

В нашем окружении есть люди, которые являются «переводчиками» с языка бизнеса на язык ИТ. Их мало, но без их помощи нам приходилось бы тратить очень много времени на проведение встреч, переписку и уточнения.

Практически во всех решениях мы используем собственные разработки. Они обходятся недешево, но такой подход позволяет нам оперативно решать уникальные задачи. Недостаток в том, что мы зависим от программистов. Если они решают задачи оперативно и грамотно, то преимуществ у этого подхода, я считаю, все же больше.