Снижение динамики роста рынка телекома в России, спрогнозированное аналитиками PMR на 2011 год, подтверждается. Это связано не столько с «посткризисной анемией», сколько со сменой телеком-парадигм (а заодно и собственников некоторых крупных и средних компаний). Этап активного роста абонентской базы операторов «большой тройки» закончился. Меняется сама бизнес-модель рынка: если раньше ключевыми для бизнеса операторов были голосовые услуги, то сейчас на смену голосу как движителю роста все больше приходят услуги передачи данных.
Некоторое оживление рынка в первом полугодии 2011 года произошло в основном за счет увеличения числа направлений новых сервисов и IP-телефонии. Большая часть российского рынка телекома традиционно приходится на выручку сотовых операторов и операторов фиксированной связи, но в последние годы наметилось замедление роста данного сегмента. В 2010 году прибыль операторов увеличилась на 10%, и ожидается дальнейшее снижение темпов роста. В 2011 году продолжила развиваться IP-телефония. Крупнейшие операторы связи активно внедряют новые сервисы как для малого бизнеса (офисная АТС, IP-телефония, видео-конференц-связь), так и для потребительского рынка. В этом сегменте рост рынка ожидается примерно на 40%. Тем не менее новые направления пока не дают большого прироста на фоне показателей рынка телекома в целом.
Лидеры рынка намерены и далее наращивать активы рынка широкополосного доступа, несмотря на высокий уровень проникновения таких услуг в крупных городах. Каждый из них возлагает надежду на регионы с низким проникновением Интернета.
Впрочем малых и средних операторов изменения на рынке, а особенно его консолидация, только радуют. Представители «большой тройки» скупили многих альтернативных операторов, а на базе Ростелекома формируется «национальный чемпион». По некоторым оценкам, укрупнение рынка дает больше возможностей для роста оставшимся компаниям.
Еще один фактор, замедляющий рост рынка телекома, — «синдром бережливости», влияющий на деятельность компании и принятие решений ее руководством. Влияние кризиса проявляется не в сокращении бюджетов компаний, как это было непосредственно во время кризиса, а в более осторожном подходе компаний к выбору новых проектов для реализации. Подобное поведение сдерживает инвестиции телекоммуникационных компаний в инновационные продукты, что сказывается на росте рынка. Более того, этот эффект может сохраниться достаточно длительное время.
Фактически компании не экономят лишь на персонале (по крайней мере они всячески отрицают подобные предположения). Среди популярных вариантов экономии — реорганизация внутренних процессов и принципов принятия финансовых решений, оптимизация социальных пакетов, а также подключение сервисов SaaS.
Заметно и желание бизнеса сэкономить на дорогом телеком-оборудовании. Однако рыночные условия подталкивают компании осваивать новые технологии, а для этого нужна модернизация инфраструктуры. Возможно, в будущем году рынок окончательно придет в себя после кризиса и начнется новая волна роста рынка оборудования и программных продуктов — в первую очередь именно за счет интереса к новым технологиям IP-телефонии. Вместе с тем сильно сократится рост рынка операторов сотовой и фиксированной связи.
Если говорить о негативных тенденциях, то эксперты прежде всего отмечают падение в сегменте услуг фиксированной передачи голоса и данных, тогда как сегмент мобильной голосовой связи останется на прежнем уровне. Наибольшее падение — примерно на 3% за год — ожидается в сегменте услуг фиксированной передачи голоса.
Другим важным фактором является продолжающееся падение тарифов и размывание разницы между ценами в столице и регионах. Прогнозируемого замещения фиксированных сетей мобильными пока не происходит. Нишевые проекты (например, виртуальные сотовые операторы) пока еще находят свою аудиторию, а некоторые из них (например, конвергентные сети) даже начинают расти.
Важную роль в самочувствии рынка может сыграть растущее участие госсектора в реализации новых технологий — например, построении системы межведомственного электронного взаимодействия.
Еще одним направлением, наконец-то появившимся на рынке, являются инфраструктурные партнерства, позволяющие оптимизировать издержки и повысить эффективность инвестиций. Любопытно, что в них иногда принимают участие даже «заклятые друзья». В 2011 году операторы «большой тройки» анонсировали совместный проект по оснащению сотовой связью трассы «Амур», подразумевающий размещение своего оборудования на башнях конкурентов. Кроме того, они объявили о своей готовности совместно работать над форматом перехода к LTE в России.