Игорь Гнатюк — руководитель службы эксплуатации и ремонта ЗАО «Новый Стиль», Харьков; gnatyuk_i@nowystyl.com.ua |
Стремление созданных в 1995–2005 годах отечественных предприятий получить максимальную прибыль в короткие сроки — основная причина их нежелания тратить деньги на ремонт оборудования, а тем более вкладывать их в современные системы управления этим процессом. Оборудование позволяет в течение нескольких лет получать довольно высокую прибыль благодаря способности работать без вмешательства технического персонала. Это зачастую порождает желание руководства значительно сократить ремонтную службу, чтобы минимизировать издержки. И хотя пагубность подобной стратегии очевидна и теоретически всем ясно, в каком направлении необходимо двигаться, тем не менее на практике часто предпринимаются глубоко ошибочные действия.
Подходы к ремонту и обслуживанию
Анализируя затраты на различные системы ремонтов, важно помнить некоторые ключевые моменты. Во-первых, если на предприятии ремонтируют оборудование исключительно по факту поломки, не обновляют станочный парк, то затраты с течением времени нелинейно возрастают. Все большее число деталей, узлов, блоков вырабатывает ресурс, отказы одних вызывают ненормальную работу и повреждения других. Во-вторых, планово-предупредительные работы (ППР), особенно проводимые по календарю, давно считаются весьма затратными. В-третьих, самой прогрессивной системой признана система ремонтов по техническому состоянию, предполагающая постоянный мониторинг состояния оборудования и оперативное реагирование на его изменение.
Оптимальным видится сочетание календарного технического обслуживания (ТО) с ремонтами по состоянию, определяемому в том числе при проведении ТО. Важность технического обслуживания продиктована следующей статистикой: в 50% случаев преждевременный выход оборудования из строя связан с несвоевременным выполнением работ по ТО.
Окупаемость EAM-систем
Внимательный анализ ситуации, личный четырехлетний опыт работы с решением для управления состоянием основных фондов предприятия (Enterprise Asset Management, EAM) на базе системы IFS Applications позволяют сделать следующий вывод: в настоящее время переход на систему ремонтов по состоянию возможен только с помощью современных EAM-приложений. Они обеспечивают не только формирование правильной стратегии управления состоянием оборудования, но и ее практическую реализацию.
Где же и за счет чего появляется экономия ресурсов? По данным аналитической компании ARC Advisory Group, в 60% случаев затраты на инвестиции в EAM-системы окупаются за два года. Согласно исследованиям консалтинговой группы A.T. Kearney, изученные случаи их внедрения характеризовались получением следующих выгод:
• увеличение доли плановых ремонтов — 78%;
• сокращение складских запасов — 21%;
• сокращение времени ожидания запчастей — 29%;
• более выгодные цены на закупаемые ТМЦ — 18%.
Рассмотрим, за счет чего наблюдается приведенная выше положительная динамика некоторых показателей.
Сокращение складских запасов
Начнем с сокращения складских запасов. Об устойчивой тенденции их роста, влекущей за собой длительное (на годы!) замораживание значительных финансовых активов предприятий говорят и пишут многие.
EAM-система сводит до минимума неблагоприятное влияние человеческого фактора в отношении материально-технического обеспечения ТО и ремонтов. Этому способствует технология использования нарядов-заказов, созданных автоматически либо вручную. Система способна самостоятельно анализировать потребности, сравнить их с фактическим наличием ТМЦ на складах и выявить дефицит с учетом прогноза поступления и потребления. В итоге автоматически, без участия персонала система создает заявку снабжения только на позиции, по которым выявлен дефицит. В результате при правильной организации работы и соответствующих настройках системы персонал практически избавлен от необходимости формировать заявки. Подавляющее большинство ТМЦ закупается строго по потребности (без образования запаса). Кроме того, исключаются случайные ошибки, заявки «на глаз», исчезает почва для злоупотреблений.
В некоторых случаях не обойтись без создания заявок вручную, но их легко отличить от автоматически созданных. Специалист, визирующий заявки, видит это и определяет их дальнейшую судьбу.
По позициям, которые должны быть всегда в наличии, после согласования с руководством в системе могут быть настроены определенные параметры планирования, после чего автоматически будет поддерживаться утвержденное количество. В необходимых случаях устанавливается минимальная партия закупки, страховой запас и пр.
Конечно, могут предприниматься попытки заявлять в нарядах-заказах избыточное количество ТМЦ либо использовать наряды-заказы лишь для того, чтобы создать несанкционированный запас, но такие случаи несложно обнаружить. Выявленные факты необходимо квалифицировать как грубейшие нарушения, а виновников привлекать к строгой ответственности.
Снизить необоснованные закупки можно также после наведения порядка в справочнике ТМЦ. До внедрения EAM-решения справочники часто не отвечают требованию уникальности записей. Физически одинаковые ТМЦ могут присутствовать в них под различными кодами с различными единицами измерения. Например, масло может измеряться в литрах, килограммах, штуках (банок, бочек). Приведение ТМЦ к базовой единице измерений и последующая деактивация дублирующих позиций способны исключить закупку того, что имеется в достаточном количестве.
По статистике, до 20% от общего объема закупок запасных частей оседает на складах, становясь неликвидными запасами. Много это или мало? За пять лет такой работы может скопиться сумма, равная годовому бюджету ТО и ремонтов.
Накоплению неликвидов способствует обширная номенклатура запасных частей на крупном современном предприятии, насчитывающая десятки и даже сотни тысяч позиций, с одной стороны, и эпизодичность применения основной их массы — с другой. Если закупки делать каждый раз с небольшим запасом либо под вероятные, а не точно запланированные ремонты, то в итоге набегает приличная сумма. Анализ примерно 40 тыс. эпизодов использования запасных частей на нашем предприятии за три с половиной года показал, что не более 5% позиций применялись с определенной периодичностью, остальные 95% — нерегулярно.
Время ожидания запчастей
Сокращение времени ожидания запчастей является важным фактором снижения длительности простоев и повышения общей рентабельности предприятия. В EAM-приложении должна четко фиксироваться так называемая желаемая дата поставки, совпадающая, как правило, с датой начала работ по наряду-заказу. После визирования заявки снабжения либо создания заказа, когда визирование заявок не используется, эту дату изменить невозможно, как невозможно удалить заявку из системы. Любой перенос срока выполнения заказа снабжения и вынужденное изменение плановой даты наряда-заказа увеличивают интервал времени между первоначально установленной желаемой датой и измененной датой начала работ. При наличии EAM-приложения требуется всего несколько минут, чтобы за интересующий период определить не только номенклатуру ТМЦ, прибывших с опозданием, но и величину просрочки по каждой отдельной позиции. Легко выяснить ситуацию по еще не поступившим, но уже просроченным заявкам. Таким образом, техническая служба в состоянии предъявить отделу снабжения четкие претензии, основанные на цифрах и фактах. В свою очередь, снабжение, прорабатывая заявки, легко находит наряды-заказы, созданные без учета установленных сроков поставки, и заставляет перепланировать их с учетом этих сроков. В итоге весь процесс и состояние закупок становятся прозрачными, четко разграничивается ответственность сторон, руководство может предпринимать адекватные меры по нормализации ситуации.
Планирование и прозрачность — ключ к экономиии
Анализ статистических данных показал снижение закупочных цен в среднем на 18%. За счет чего? За счет снижения количества внезапных отказов оборудования и преобладания плановых работ. Отдел снабжения в этой ситуации заблаговременно размещает заказы у поставщиков. Он располагает временем, чтобы проработать большее число возможных вариантов, найти товар по минимальной цене. При хорошем планировании ремонтов расширяется их горизонт, закупки становятся более прогнозируемыми. Это позволяет говорить о предполагаемых объемах и заранее договариваться о скидках. Здесь нельзя не сказать о том, что EAM-решение, позволяя контролировать всем участникам процесса обеспечение организации ТО и ремонтов, делает его весьма прозрачным. Поэтому существенно снижает вероятность финансовых нарушений.
Автоматизация управления ТО и ремонтов позволяет минимум в два раза сократить количество сотрудников, занимающихся подготовкой различных отчетов. Приложение самостоятельно формирует их со скоростью, значительно превосходящей человеческие возможности. Кроме того, программа не ошибается.
Оценка эффективности оборудования
Большую пользу приносит присутствующая в EAM-системах возможность оценки общей эффективности оборудования. Можно определить в комплексе и по отдельности различные ее составляющие: техническую, технологическую и производственную.
Непременное условие получения достоверных отчетов — это полное и своевременное внесение в приложение текущей информации, пополняющей обширную базу данных. Отпадает необходимость ведения в ручном режиме традиционных книг ремонтов, их архивирования, хранения и пр. Персонал избавляется от значительной части «бумажной» работы.
Вряд ли есть возражения против того, что главная миссия отчетов состоит в систематическом информационном обеспечении руководства с целью выработки правильных и своевременных управленческих решений. Язык цифр и фактов является самым эффективным способом выявить тенденции — как положительные, так и негативные, опасные. Игнорирование точной и достоверной информации неизбежно приводит к ошибочным решениям. Значительное количество оборудования, его сложность, многообразие событий и пр. делают вероятность ошибки очень высокой, а применение EAM-систем как инструмента управления значительно увеличивает шанс этих ошибок избежать.
«Зеркалом» технической службы является все тот же наряд-заказ. Достаточно внимательно ознакомиться с информацией, содержащейся в паре-тройке нарядов-заказов, чтобы сформировать представление о состоянии оборудования, характере выполняемых работ, профессионализме исполнителей и уровне руководства службой. Если в нарядах-заказах четко зафиксированы дата и время начала и окончания работ, указана причина их проведения, технически грамотно описана и правильно установлена причина технического нарушения, подробно изложена суть проведенных работ, обосновано использование запасных частей и материалов, отображены трудозатраты, указаны конкретные исполнители, то это значит, что и руководители, и исполнители на своем месте, что не зря предприятие платит им деньги. Если преобладают наряды-заказы, в которых все перечисленное выше отсутствует, если доминируют аварийно-восстановительные ремонты, а значительная их часть происходит по вине персонала, это верный признак неблагополучной ситуации. Тогда требуется срочное вмешательство руководства для нормализации обстановки. Понятно, что о высокой прибыльности производства в этом случае говорить не приходится. Кроме того, ведение нарядов-заказов существенно уменьшает соблазн фиктивного использования ТМЦ, потому что запасные части перестают списываться по статьям с общими формулировками. Наряды-заказы позволяют оценить занятость ремонтного персонала, выявить его возможный избыток.
Анализ нарядов-заказов позволяет ответить еще на один вопрос: на самом ли деле выдерживается курс на внедрение самой экономически выгодной системы ремонтов (по состоянию) или происходит имитация такого перехода? Если наряды-заказы на техническое обслуживание предусматривают осмотры оборудования, если они максимально конкретизированы, если в них четко зафиксированы результаты, выявлены неисправности, определена степень износа деталей и узлов, значит, ТО выполняется не формально, а как положено. Если в программе преобладают наряды-заказы на ремонты, созданные по результатам проведения технического обслуживания, и горизонт планирования таких нарядов-заказов составляет хотя бы несколько месяцев, то техническая служба на правильном пути. В такой ситуации неплановых (аварийных) ремонтов будет все меньше и меньше. Экономический эффект не заставит себя долго ждать.
Запуск EAM-приложения в промышленную эксплуатацию позволяет уже в первый месяц наладить оперативный контроль за состоянием оборудования и работ. Требуется лишь скрупулезно отражать в системе все события, связанные с теми либо иными объектами. Руководитель любого ранга может видеть, сколько оборудования находится в простое, какие работы выполняются, что сделано и т. д. Становятся видимыми ранее скрытые от внешнего взгляда глубинные процессы. Это позволяет не просто знать ситуацию, но и управлять ею, не доводить ее до опасной черты.
Человеческий фактор
Во времена СССР существовал знаменитый лозунг «Кадры решают все!». Думаю, он актуален всегда. Квалифицированный управленец, впрочем как и любой толковый специалист, всегда был и будет «штучным» товаром. Экономический результат работы команды профессионалов всегда значителен, а потери от «творчества» дилетантов всегда огромны! И не зря говорят (прошу извинить за такую вольность), что дурак с инициативой — хуже диверсанта.
Кадровая проблема остро существует не только у нас, но и на Западе — в США, странах Западной Европы. Там тоже не обошлось без ошибок. Зачастую высшее руководство отдавало предпочтение менеджерам со стороны, обладателям эффектных резюме, но по прошествии времени оказывалось, что они были значительно слабее своих предшественников.
Как оценить продуктивность нового руководителя? Как долго можно верить его обещаниям? Как пронаблюдать его работу? Как не завести ситуацию в тупик? Ответ: с помощью оперативного контроля, который реально наладить, как уже было сказано, буквально в первые месяцы использования EAM-приложения. Другие программы не позволяют обеспечить эффективное оперативное управление состоянием оборудования и работ.
Благодаря прозрачности процессов (потому что все отслеживается программной системой) любому руководителю технической службы при увольнении очень сложно унести с собой тайну мастерства управления. Это существенно повышает живучесть предприятия и снижает риск финансовых потерь.
EAM-система заставляет растить собственные управленческие кадры. Являясь инструментом управления, она требует от руководителей умения пользоваться ею. Знание системы становится обязательным условием пребывания на той либо иной руководящей должности. Кандидат со стороны без такого опыта, без знания оборудования предприятия будет явно проигрывать сотруднику, успешно прошедшему ряд последовательных карьерных ступенек. Авторитет компании Toyota и ее приверженность традиции воспитания собственных кадров подтверждают правильность такого подхода.
Педантичное документирование в программе событий и работ позволяет в самом начале ее использования поставить точный диагноз оборудованию и ремонтным службам, определить точку отсчета. Чтобы облегчить оценку эффективности внедрения, важно четко зафиксировать исходную картину: преобладающие виды ремонтов, их количество, частоту, время простоя оборудования по различным причинам, потери от простоев, численность персонала, состояние складов, качество снабжения. Это необходимо для того, чтобы было с чем сравнивать промежуточные результаты. Тогда многие вопросы и сомнения по поводу отдачи от внедрения даже не возникнут!
Успешное внедрение современной EAM-системы обеспечивает работу различных отделов предприятия в едином информационном пространстве. Персоналу ремонтных служб нет нужды запрашивать информацию у работников склада, бухгалтеров, экономистов, снабженцев. Все, что имеет отношение к процессу ТО и ремонтов, доступно для просмотра. Все это позволяет обеспечить взаимодействие (взаимное действие для достижения общей цели), решать проблемы оперативно, работать как единый сбалансированный организм. Добившись таким образом более высокой производительности труда, мы увидим, что экономические результаты не заставят себя долго ждать.
Так стоит ли тянуть с внедрением? Стоит ли ждать лучших времен? Это, безусловно, решать руководителям предприятий. Но хотелось бы особо обратить их внимание на то, что меры могут быть приняты слишком поздно, когда затраты на ремонты достигают «запредельных» значений, грозящих потерей прибыльности производства. У предприятия в итоге может просто не оказаться денег на проект, да и ремонтная служба может к тому моменту быть полностью развалена, а оборудование «убито». Можно гордиться невиданным ранее объемом выпуска продукции, но за год-два довести станочный парк до состояния загнанной лошади.
Рассматривая внедрение EAM-приложений с точки зрения экономической целесообразности, подчеркнем, что речь идет о создании оптимальной системы ремонтов, обеспечивающей предприятию стабильную рентабельность. Очевидно, что такой подход допускает и внеплановые работы, и аварийные простои на приемлемом уровне.
Никто не скрывает, что принятие решения о внедрении еще не является гарантией автоматического достижения целей. Требуется готовность пройти этот сложный путь до конца. Здесь важна твердая воля ключевых руководителей, направленная на решительный слом сопротивления консервативного большинства. Истинное отношение руководства к проекту способно либо придать внедрению мощный ускоряющий импульс, либо существенно затормозить, а то и остановить его. Не стоит забывать и о том, что в большинстве случаев внешний исполнитель проекта не в состоянии длительное время опекать предприятие, компенсируя этим фактическое нежелание его руководства довести дело до конца. А дело того стоит, ведь речь идет об экономии миллионов в твердой валюте за год!
Вероятно, есть смысл изучить опыт предприятий, внедривших у себя подобные проекты и готовых поделиться своими наработками. Это может существенно облегчить путь к цели и сэкономить значительные силы и средства, а главное — время.