РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Растет и будет расти
В 2011 году объем мирового рынка корпоративного ПО должен превысить 267 млрд долл. По оценкам Gartner, это почти на 10% больше показателя 2010 года. Как прогнозируют аналитики, расходы компаний на инфраструктурное ПО составят 153 млрд долл. Наибольшим спросом будут пользоваться операционные системы и СУБД.
Объем инвестиций в различные виды бизнес-приложений в нынешнем году возрастет до 114 млрд долл. Системы ERP, являющиеся наиболее тяжеловесной категорией приложений, в 2011 году обеспечат выручку в размере 23 млрд долл., а продажи офисных программ составят 16 млрд долл. В будущем году рынок продолжит свой рост, а его объем ожидается на уровне 288 млрд долл.
Четыре сегмента безопасности
В 2010 году мировой рынок решений по обеспечению информационной безопасности достиг 16,5 млрд долл. По оценкам Gartner, рост составил 12%.
Как подчеркивают аналитики, производителей средств безопасности можно разделить на четыре группы. К первой относятся крупные вендоры (Symantec, McAfee), они имеют сильные позиции как на корпоративном, так и на потребительском рынке. Вторую группу составляют компании, которые ориентированы на корпоративный сектор и предоставляют широкий спектр решений, но для которых разработка систем защиты является лишь частью их бизнеса — Trend Micro, IBM, EMC, Cisco. К третьей группе относятся «профессионалы» в сфере безопасности, полностью концентрирующиеся на этих решениях — «Лаборатория Касперского», ESET, Websense. Они в большей степени ориентируются на определенный сегмент рынка, в котором уже имеют достаточно сильные позиции. Наконец, четвертая группа включает нишевых игроков — небольшие компании, ориентированные на один или два сегмента рынка.
Лидерами рынка систем защиты информации в 2010 году стали Symantec, McAfee и Trend Micro. Однако наибольших успехов на рынке безопасности в прошлом году добилась EMC, чья выручка выросла на 26%.
Компаниям нужна интеграция
По данным IDC, рынок интеграционного ПО и систем управления бизнес-процессами в 2010 году вырос на 9% и достиг 16 млрд долл. Средства BPM продолжают увеличивать свою долю в ИТ-бюджетах компаний. Даже в крупных и относительно зрелых сегментах рынка наблюдается значительный рост. Самым крупным вендором на рынке является IBM, причем ее доля вдвое больше, чем у занимающей второе место Oracle. На третье место вышли решения Microsoft, чей рост в рамках данного рынка составил 20%. Еще больший рост показывают нишевые игроки.
УПРАВЛЕНИЕ
Элита среди консультантов
Исследовательский центр Superjob.ru представил обзор заработных плат по позиции «консультант по внедрению SAP». В компетенцию таких специалистов входит полный цикл работ по интеграции данного ПО в бизнес-процессы компании. В ходе предпроектного этапа работы проводится обследование предприятия, анализ и моделирование бизнес-процессов. Затем консультанты приступают к проектированию информационной системы, постановке заданий программистам, написанию технических спецификаций, настройке и тестированию ПО. Кроме того, должностные обязанности данных специалистов включают разработку проектной документации, обучение пользователей, сопровождение и поддержку эксплуатации системы. Средний заработок, предлагаемый московскими работодателями консультантам по внедрению SAP, составляет 95 тыс. руб. В Санкт-Петербурге такие специалисты получают около 80 тыс. руб., в Челябинске — 50 тыс. руб., а в Омске — 45 тыс. руб.
Претендовать на должность консультанта по внедрению SAP могут соискатели с законченным или неполным высшим образованием, имеющие навыки анализа и моделирования бизнес-процессов с помощью средств MS Visio и ARIS. Кандидаты должны демонстрировать хорошее знание соответствующих предметных областей, процедур и сценариев тестирования приложений, иметь опыт разработки технических заданий. Начинающие консультанты по внедрению SAP должны владеть английским языком на уровне, достаточном для чтения технической документации. Зарплатные предложения для специалистов, не имеющих опыта работы, в столице составляют от 60 до 70 тыс. руб.
Более высокие оклады работодатели готовы предложить претендентам, имеющим опыт участия в проектах внедрения SAP и навыки сопровождения одного из модулей этой системы. Вход в следующий зарплатный диапазон открыт соискателям, не менее года отработавшим с несколькими модулями SAP, имеющим опыт успешного внедрения данной системы и навыки проведения конфигурационных изменений функциональных модулей. Максимальный заработок сертифицированных консультантов с опытом внедрения и сопровождения SAP более трех лет в Москве составляет 180 тыс. руб.
ИТ-БЮДЖЕТЫ
Удаленная работа дорожает
У ИТ-департаментов возникают проблемы с поддержкой мобильных сотрудников. Как показало исследование, проведенное Vanson Bourne, 27% ИТ-директоров признают, что их мобильные сотрудники испытывают проблемы с производительностью сети при удаленном доступе, а еще 11% говорят о проблемах при удаленной работе с приложениями. Проблемы с производительностью заставляют инвестировать все больше времени и средств в поддержку удаленных сотрудников. 46% респондентов говорят о значительном росте затрат на управление этой категорией пользователей. По оценке некоторых ИТ-директоров, их департамент тратит половину времени на поддержку удаленных сотрудников.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Кто ответит за инцидент?
Как заявляют в SearchInform, 63% предприятий Санкт-Петербурга угрожает утечка конфиденциальной информации в результате инсайдерской деятельности сотрудников. По результатам проведенного опроса, только четверть руководителей предприятий доверяют обеспечение информационной безопасности специальному отделу. В свою очередь, 41% опрошенных признались, что возлагают ответственность на ИТ-отдел, который, по сути, должен обеспечивать функционирование ИТ-инфраструктуры, а не ее безопасность. 8% начальников и вовсе полагаются на свои личные силы, а почти в 3% случаев за безопасностью на информационном фронте никто не следит.
Что же делается на предприятиях во избежание потери важных данных? В ряде организаций проводится инструктаж сотрудников для разъяснения политик безопасности, но при этом не установлена система DLP. Среди каналов передачи данных, которые контролируются в компаниях, преобладают электронная почта и Интернет. Возможно, именно благодаря чрезмерной доверчивости, 43% компаний Санкт-Петербурга уже сталкивались с утечкой конфиденциальной информации.
БИЗНЕС И ТЕХНОЛОГИИ
Куй стратегию, не дожидаясь бизнеса
Специалистам по ИТ необходимо опережать запросы бизнеса. Больше нельзя дожидаться, пока бизнес-подразделения предприятия выработают свою стратегию, чтобы затем на ее основе строить стратегию в области ИТ, считает руководитель направления корпоративной архитектуры и дирекции информационных служб аналитической фирмы Forrester Research Шэрин Ливер.
Опрос Forrester показал, что 35% руководителей бизнеса уже не полагаются на ИТ-службы в вопросах инноваций, а 65% располагают бюджетами на покупку средств ИТ без участия самой ИТ-службы. Чаще всего в обход ИТ-служб работали маркетинговые отделы, и поэтому начальников именно этих подразделений аналитики Forrester спросили о причинах. Как выяснилось, наибольшее значение придается скорости, а ИТ-службам ее не хватает. Другими важными факторами оказались наличие в продаже готовых решений для бизнеса и повысившаяся техническая грамотность руководителей.
Покупатель с планшетом
Растущая роль мобильных устройств в жизни потребителей требует от компаний дополнительных усилий по переработке своих интернет-сайтов. Как утверждают в Forrester, мобильные посетители сайтов постепенно начинают вытеснять традиционных. Все большее количество людей получают информацию о продуктах и услугах, а также совершают покупки с помощью смартфонов, планшетов и даже телевизоров, подключенных к Интернету. Разумеется, эта проблема больше всего беспокоит службы маркетинга. ИТ, в свою очередь, являются главной страдающей стороной — на их плечи ложится поддержка огромного количества технологий. Например, совершенно неясно, что должно иметь больший приоритет — разработка мобильных версий сайтов или специализированных приложений для мобильных устройств.
Как показывает практика, наибольших успехов в освоении мобильных технологий достигают компании из сферы розничной торговли и туризма. Более консервативные организации — например, банки — явно не успевают за потребностями клиентов.
Роль консьюмеризации
В результате тенденции к консьюмеризации технологий, когда пользователи приносят на работу собственные устройства и даже подключаются к облачным системам по своему выбору, кардинально меняется роль ИТ-департамента предприятия. По мнению аналитиков IDC, в компаниях растет «теневой сектор ИТ», из-за чего увеличиваются риски безопасности и угрозы данным. Иногда ИТ-департамент действует слишком медленно. Тем не менее консьюмеризация создает колоссальные возможности в областях снижения начальных расходов на устройства, способствует инновациям и повышает продуктивность.
По данным IDC, менее 20% компаний располагают необходимым программным обеспечением и навыками управления персональными устройствами. Как считают аналитики, компаниям нужно быть готовыми к тому, что цикл жизни приложений на смартфонах и планшетниках составит всего 6–12 месяцев, в отличие от персональных компьютеров, на которых приложения использовались по 3–5 лет.
Облачные тренинги
За последние два года количество компаний, использующих в своей работе облачные сервисы, увеличилось почти на 50%. В ходе исследования, проведенного компанией Avanade, 74% респондентов заявили, что их компания в том или ином виде уже применяет облачные сервисы. Более того, в 64% компаний проводится обучение сотрудников работе с облачными решениями. Лишь 20% компаний до сих пор обходятся без облачных сервисов. Такое положение они объясняют тем, что все необходимые сервисы благополучно обеспечиваются ИТ-отделом. Кроме того, во многих компаниях корпоративная политика такова, что она исключает возможность использования облаков.