Дмитрий Исаев — координатор программы профессиональной переподготовки «Информационная бизнес-аналитика» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ; disaev@hse.ru |
В настоящее время большинство организаций сталкивается с проблемой «стратегического разрыва», которая заключается в рассогласованности стратегий и планов текущей деятельности и, как следствие, потере целевой ориентации. Главная причина — недостаточная информационная поддержка процессов стратегического управления. Решить проблему помогут аналитические информационные системы.
Проблема стратегического разрыва
Классическим подходом к решению задач стратегического управления может считаться рациональная модель (rational model), основанная на тщательном анализе и детальной проработке стратегических планов. На стадии стратегического анализа происходит осознание миссии организации и складывается видение ее развития, а затем (на основе анализа внешней среды и состояния самого предприятия) формируются стратегические цели. На стадии стратегического выбора определяются стратегические альтернативы, осуществляется их оценка с точки зрения соответствия поставленным целям и делается сам выбор. Стадия реализации стратегии подразумевает декомпозицию стратегических целей и показателей стратегического плана на нижестоящие уровни управления.
Достоинствами рациональной модели являются ее ориентация на общекорпоративные цели, обстоятельность проработки, ясность поставленных целей и задач. Но, как часто случается в жизни, реальная практика раз за разом оказывается слишком далека от рациональной теории. По словам известного специалиста в области менеджмента Майкла Хаммера, «ежегодно руководители сотен компаний ломают головы над долгосрочными стратегическими планами, впустую тратя свое время и силы, потому что эти планы не отражают крупнейших проблем, с которыми столкнутся их компании в будущем, не говоря уже о подготовительных мерах по их нейтрализации».
Аналогичные соображения высказываются и российскими специалистами. Вот что говорит профессор Олег Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ: «Есть мнение, что можно сидеть, собирать информацию, разрабатывать альтернативные варианты и выбирать наилучший... Если кто-то делает так, он обязательно погибнет. Потому что вы принимаете какое-то решение, а покупатель или конкурент потом ведет себя совершенно не так, как вы предполагали. И что тогда? Что вам делать с этим прекрасно разработанным долгосрочным планом?».
Сказанное подтверждается практическим опытом: многие предприятия формируют стратегические планы, которые впоследствии становятся не руководством к действию, а в лучшем случае декларацией о намерениях. В результате теряется целевая ориентация деятельности компании, ресурсы расходуются неэффективно, темпы развития падают. Такая ситуация, характеризующаяся рассогласованностью корпоративной стратегии и текущих планов, получила название стратегического разрыва.
Чтобы разработать тщательно продуманную, обоснованную и согласованную на всех уровнях стратегию, требуются немалые усилия, а главное — много времени, которого может просто не хватать для своевременного принятия решений. Однако проблему можно решить с помощью современных информационных технологий.
Система ИТ-поддержки стратегического управления
Эффективность стратегического менеджмента во многом определяется качеством информационной поддержки управленческих процессов. В то же время есть целый ряд факторов, препятствующих получению качественной информации. Главный из них — разрозненность хранения данных и дезинтеграция информационных источников, в результате чего оперативное предоставление менеджерам уместной и достоверной информации становится трудноосуществимым делом. Чтобы решить проблему, требуется создать специальную систему информационной поддержки, которую можно определить как комплекс средств, направленных на решение задач сбора, хранения, аналитической обработки и представления информации, являющейся ключевой для обеспечения информационной прозрачности организации и поддержки принятия стратегических управленческих решений.
Отметим, что система информационной поддержки стратегического управления — это комплексное понятие, и оно включает в себя не только информационные системы, но и соответствующие методы и процессы управления, а также управленческий персонал.
Ведущую роль в составе такого комплекса играют аналитические информационные системы, ориентированные на многовариантную обработку управленческой информации и поддержку принятия стратегических решений. Здесь особый интерес представляют три основные группы информационных систем: системы бизнес-интеллекта, системы управления эффективностью бизнеса и прочие аналитические информационные системы.
Системы бизнес-интеллекта (Business Intelligence, BI) объединяют различные средства анализа и обработки данных масштаба предприятия, в том числе средства построения хранилищ и витрин данных, инструменты оперативной аналитической обработки данных (OLAP-системы), а также средства формирования запросов и построения отчетов.
В последние годы все большей популярностью пользуются системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM), называемые также системами управления эффективностью деятельности предприятия (Enterprise Performance Management, EPM) и системами управления корпоративной эффективностью (Corporate Performance Management, CPM). Такие системы представляют собой прикладные решения, направленные на реализацию стратегии организации и предусматривающие функции управления по ключевым показателям, корпоративного планирования и бюджетирования, а также формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности.
Кроме того, к системам информационной поддержки стратегического управления следует причислить и некоторые другие аналитические информационные системы — системы финансового анализа и моделирования, системы имитационного моделирования, системы статистического анализа данных, системы принятия решений на основе экспертных оценок.
От хаоса к гармонии
Каким образом перечисленные информационные системы способствуют преодолению стратегического разрыва? Ответ на этот вопрос может звучать так: информационные системы позволяют значительно ускорить те аналитические процессы, которые в отсутствие автоматизации выполнялись слишком долго и требовали чересчур больших усилий. Появляется возможность организовать двунаправленное движение управленческой информации в рамках корпоративной иерархии — как сверху вниз (стратегическое управляющее воздействие), так и снизу вверх (реализация обратной связи).
Движение управленческой информации сверху вниз предусматривает формирование корпоративных целей (на основе внешнего и внутреннего анализа), декомпозицию этих целей вплоть до значений конкретных ключевых показателей и статей корпоративных планов и бюджетов. Решение этих задач обеспечивается BI-системами (мониторинг), системами моделирования и статистического анализа (прогнозирование), системами принятия решений на основе экспертных оценок (позиционирование, формирование стратегических инициатив), системами управления по ключевым показателям (формирование системы целей), а также системами корпоративного планирования и бюджетирования (формирование плановых значений по отдельным статьям). Сформированные плановые цифры передаются на уровень текущего управления и становятся основой для формирования планов текущей деятельности организации. Так деятельность организации направляется на достижение ее глобальных целей: каждое подразделение, работая в соответствии со своими текущими планами, вносит свой вклад в выполнение стратегических планов корпоративного уровня. В результате система планов предприятия (включая как стратегические планы, так и планы текущей деятельности) приобретает стройность и согласованность.
При движении информации снизу вверх происходит сбор фактических данных, их обобщение, сопоставление с плановыми и целевыми показателями, констатация отклонений фактических значений от плановых, выявление причины этих отклонений. Сопоставление плановых и фактических значений также производится в рамках систем управления по ключевым показателям и систем корпоративного планирования и бюджетирования. В части сбора и обобщения фактических данных весьма значима роль BI-систем и систем консолидированной финансовой отчетности.
Информация, предоставляемая системой информационной поддержки стратегического управления, является надежной основой для принятия управленческих решений: менеджеры получают возможность не только владеть ситуацией, но и быстро реагировать на происходящие изменения, вплоть до внесения корректировок в стратегические планы и цели развития организации.