Интерес к облачным возможностям проявляют не только потенциальные потребители, но и производители программных продуктов, которые так же, как и заказчики, видят в них перспективу повысить эффективность своего бизнеса. Однако эксперты полагают, что уже в ближайшем будущем едва ли удастся избежать конфликтов интересов традиционных продаж в виде лицензий на программные продукты и продаж в формате «ПО как услуга» (Software as a Service, SaaS). О том, как использовать достоинства облачных технологий, не потеряв при этом накопленных практик из НИОКР в традиционных средах, попытались разобраться участники круглого стола, организованного редакцией журнала «Директор информационной службы» (CIO.RU) совместно с компанией «Аскон».
Сегодня далеко не многие поставщики программных решений адаптировали и протестировали работу своих продуктов по схеме SaaS. Для этого должна быть внятная рыночная мотивация, которая демонстрировала бы интерес к подобным схемам со стороны потенциальных пользователей облачных сервисов.
«Существует ряд задач, которые мы не можем решать традиционными средствами, поэтому в рамках эксперимента нам надо было выяснить, насколько устарела классическая бизнес-модель и насколько позволит расширить наши возможности модель отношений с пользователями САПР в формате SaaS. В частности, наши клиенты просят дать им возможность поработать с нашей системой непродолжительное время — полгода или два-три месяца. Кроме того, все чаще стали поступать просьбы о возможности работы с САПР с помощью мобильных устройств. Облачный проект позволяет нам предложить такие возможности», — рассказывает Олег Зыков, руководитель перспективных проектов компании «Аскон».
Мотивация тяжелого машиностроения
Как показало обсуждение на круглом столе, интерес потенциальных заказчиков к решениям САПР в облачных средах может быть продиктован самыми разными обстоятельствами. Например, на Электростальском заводе тяжелого машиностроения (ЭЗТМ) сложилась ситуация, когда уходит старое поколение специалистов, а молодых переманивают другие компании. «По сути завод превратился в школу инженерных кадров, — рассказывает Юрий Ершов, главный конструктор ЭЗТМ. — Мы постоянно ищем пути снижения издержек. В перспективе нам предстоит решать вопрос об организации работ, связанных с НИОКР, полностью отдав их на аутсорсинг. В этом мы видим наше будущее: нас ждет множество мелких компаний, выполняющих свои услуги и связанных друг с другом посредством документооборота. Примерно 5–7% оборота предприятия нам придется инвестировать в НИОКР. Не будем платить своим — наладим инжиниринг на аутсорсинге».
«Сама жизнь заставит нас перейти на аутсорсинг в НИОКР», Юрий Ершов, главный конструктор Электростальского завода тяжелого машиностроения |
При такой организации работ закономерен вопрос: а где гарантии, что аутсорсинговая команда не передаст конкурентам конфиденциальную партнерскую информацию? Договоры о конфиденциальности в России работают плохо, поэтому заказчик работ должен сам позаботиться о том, чтобы информация оставалась у него.
Предметом интереса Ершова является графический клиент на рабочем месте пользователя, который работает не с локальным файлом, а со структурой данных, размещенной в облаках. Специалист должен работать с конструкторской документацией и данными, но при этом не иметь возможности сохранить что-либо в виде локального файла. Одновременно решается задача оптимизации трафика: вместо огромного трафика традиционных CAD/CAM-систем по сети передается гораздо меньший объем данных от облачного приложения.
«Инженерам выгодно придумывать что-то новое, а нам, предприятию, важно предоставить им информационное пространство, где уже есть классификаторы, как номенклатурные, так и технологические, — убежден Ершов. — Идея виртуального конструкторского бюро, работающего через Интернет, — это очень интересный проект! Тот, кто сегодня решится вложить средства в инженерные компании, через несколько лет будет в большом выигрыше. Сама жизнь заставит нас использовать аутсорсинг в НИОКР».
Мотивация авиастроения
В отличие от тяжелого машиностроения в авиастроении процесс проектирования не начинается и не заканчивается системами САПР. Помимо этих решений при проектировании используются другие многочисленные системы, в том числе программы собственной разработки. Кроме того, в авиастроении над проектированием современного самолета трудится гораздо большее количество специалистов, включая инженерные команды на субподряде. Необходимо предоставить всем им возможность работать в единой информационной среде.
«Например, если мы работаем с какой-то определенной версией CAD/CAM-системы, то наши партнеры, чтобы участвовать в наших проектах, приобретают такое же ПО и выполняют все необходимые предписанные нами настройки, — рассказывает Олег Федотов, заместитель директора программы MTA по информационным технологиям компании “ОАК – Транспортные самолеты”. — Допустим, через год-полтора мы проводим обновление нашего ПО. Его придется заменить не только на головной площадке, но также в наших филиалах и у наших аутсорсинговых партнеров. Но им может быть невыгодно оплачивать поддержку и обновление».
«Все крупные производители CAD/CAМ-систем, скорее всего, смогут перенести свои решения в облачные среды, адаптировав их с учетом особенностей этих технологий», Олег Федотов, заместитель директора программы MTA по информационным технологиям компании «ОАК – Транспортные самолеты» |
Кроме того, всегда остается место для специфичного ПО, разрабатываемого на заказ исходя из специфики конструкторских проектов предприятия. Но далеко не везде есть специалисты, способные поддерживать такое ПО в актуальном состоянии. Если у партнеров их нет, приходится отправлять специалистов, оплачивая им командировочные расходы. В этой ситуации есть смысл организовать облако и в нем развернуть сервис по поддержке систем и их интеграции между собой.
В этой схеме не все так гладко. По словам Федотова, все крупные производители CAD/CAM-систем, скорее всего, смогут в ближайшее время перенести свои решения в облачные среды, адаптировав их с учетом особенностей этих технологий. Но существует набор специфичных модулей, которые работают в тесной интеграции с крупными САПР. Где гарантия, что поставщик этих сопутствующих систем сможет перенести свой программный продукт так, чтобы он интегрировался с САПР-системами, которые находятся в облаке? Где гарантия, что производитель крупной PDM-системы сможет договориться с производителем CAD/CAM-системы о тесной интеграции их продуктов в облаке?
«Кроме того, никто не отменял защиту информации, поэтому когда я говорю об облачных сервисах, то, как правило, имею в виду интранет-решения или частные облака. Не думаю, что какая-то коммерческая компания сможет взять на себя наши риски», — считает Федотов.
Конфликт каналов
Как видим, и поставщики САПР, и клиенты находят в облачных технологиях свои привлекательные стороны. Но тогда получается, что поставщик программных решений, выходя на потенциального потребителя своих продуктов, разрушает свою внутреннюю схему продаж: подразделение, продвигающее традиционные решения, начинает конкурировать с подразделением, отвечающим за продвижение облачных сервисов.
По законам рынка, в результате конкуренции потребитель вправе ожидать появления новых продуктов, качеств или свойств. Эту точку зрения отстаивает Роман Варава, директор компании «Аскон» в Центральном регионе России. По его словам, до 80% предприятий с которыми ему приходится иметь дело, продвигая программные решения в традиционных средах, имеют непосредственное отношение к военной тайне. Значит, никакого Интернета на рабочих местах нет и быть не может. По этим причинам для большинства имеющихся у «Аскон» заказчиков модель SaaS неприменима. «Безусловно, остаются решения, построенные на архитектуре внутренних или частных облаков, но это далеко не SaaS, такое решение предполагает затраты на традиционные лицензии», — отмечает Варава.
Ершов считает, что следует ожидать роста интереса к САПР в сегменте малых и средних компаний. Но оказывать услуги малому и среднему бизнесу и при этом поддерживать собственную эффективность компаниям-разработчикам всегда было непросто. Кроме того, платежеспособность этого сегмента не так уж высока, в том числе с точки зрения продаж ПО. В результате в этом сегменте очень высокий уровень пиратства.
«Если вчера заказчик, зайдя на сайт, должен был выяснить, где ближайший к нему офис разработчика или его партнера, то сейчас у него есть еще одна “точка доступа” к тем же решениям — через облако. Раньше мало кто из наших заказчиков мог позволить себе приобрести лицензию на ПО на несколько месяцев для временного сотрудника, поскольку ему приходилось оплачивать полную стоимость продукта. Теперь аренда ПО в формате SaaS позволяет сделать это с гораздо меньшими издержками», — считает Зыков.
Так что же мешает дальнейшему развитию САПР-решений в облачных средах? Сейчас катастрофически не хватает реальных практических наработок, на основании которых можно было бы продвигать и развивать позитивный опыт НИОКР в облаках.