«Автоматизированную систему диспетчерского управления мы сформировали как MES, которая преобразует объектное и функциональное представление АСУТП в объектные и функциональные задачи на уровне корпоративном», Борис Григорьев, начальник отдела АСиЗОДИ ДТУ ЦПДД ОАО «Газпром» |
Газпром разворачивает широкую программу информатизации, в первую очередь направленную на обновление информационных систем всех уровней — от низовой автоматизации, телеметрии, телемеханики до верхнего уровня — ERP-систем. Сегодня нет единого программного комплекса, который бы использовался во всех дочерних компаниях Газпрома, и создавать его, несмотря на тенденцию к унификации программных систем, по мнению Бориса Григорьева, начальника отдела АСиЗОДИ ДТУ ЦПДД ОАО «Газпром», нерационально, так как везде уже давно и по большей части успешно функционируют разные системы.
Проблемы выбора
Пересмотр систем ставит перед Газпромом, как и перед любой другой компанией, задачу выбора решений. Основную проблему здесь Григорьев видит в людях, занимающихся автоматизацией. «Нам необходимо преодолеть формальный подход, слепо копирующий западные технологии. Такая болезненная любовь к иностранному — это массовое непонимание различия внутренних механизмов зарубежных систем и того, что требуется российским компаниям. Например, требования бухучета часто определяются на законодательном уровне, и многое в зарубежных системах просто не совместимо с российскими требованиями. Люди, образование которых “подкрашено” 2–3 неделями курсов компаний или местных дилеров, действительно полагают, что для решения всех проблем нужно только внедрить ту или иную систему. Но при таком подходе достичь эффективности, которую обещают поставщики, не удается практически никому. Это не вина поставщика и производителя решений, это проблема, поскольку очень мало людей, которые видят проблемы со стороны бизнеса, и слишком много “информационщиков”, специалистов по внедрению систем», — считает он.
Часто ERP-системы внедряются исходя из формального следования, пусть даже лучшему, мировому опыту: если следовать «лучшим практикам», быть такими, как весь мир — значит стать компанией мирового уровня. Но Григорьев с этим не согласен: «Глобальное лидерство не возникает в результате внедрения кем-то сделанных продуктов, копирования чужого опыта, покупки всего, вплоть до графических редакторов. Лидером становится только тот, кто опережает, а не догоняет. Никакой успешной экономики, кроме как экономики открытий и изобретений, существовать не может. Так же и в ИТ: лидерство может существовать только тогда, когда есть собственные разработки на уровне открытий и изобретений. Поэтому любая стратегия — это выявление, воспитание и привлечение людей, которые умеют и представляют, как можно использовать достижения технологий».
Для решения этих проблем, по его мнению, необходимо просвещение, в том числе в области систем разных эшелонов. «Считается, что для предприятий нефтегазового сектора лучшей практикой являются тяжелые системы известных поставщиков, но на деле оказывается, что для компаний среднего масштаба скорее нужна небольшая мобильная система, которая охватывает все процессы, чтобы не задумываться над ее ценой по сравнению с объемом производства», — поясняет Григорьев.
Интеграция
В настоящее время в компании «Газпром» ведутся основные блоки проектов — совершенствование АСУТП, применение SCADA-систем и модернизация корпоративной системы на базе SAP. При этом значительное внимание уделяется тому, чтобы эти проекты не стали обособленными. Один из вариантов обеспечения взаимодействия систем АСУТП и ERP состоит в том, чтобы производственная исполнительная система (Manufacturing Execution System, MES) диспетчерского управления стала фокусным центром — транслятором с уровня непосредственно технологического управления на уровень корпоративного управления. «Эта идея привела нас к тому, что автоматизированную систему диспетчерского управления сформировали как MES, которая преобразует объектное и функциональное представление АСУТП в объектные и функциональные задачи на уровне корпоративном», — рассказывает Григорьев. АСУТП работает с некими абстрактными аппаратами, которые выполняют определенные технические, технологические функции, как правило, не сводимые к бухгалтерским объектам. Например, компьютер в системе АСУТП — отдельный объект со своими функциями, но для бухгалтерии он может выглядеть по-разному — от закупки целиком, до приобретения по частям. «Такая разница в представлении объектов — специфика газовой промышленности. Бухучет уровня компрессорной станции не должен с той же степенью детализации отражаться в системе верхнего уровня», — поясняет Григорьев. Поэтому технологические объекты, выполняющие функцию, внятно определенную в рамках АСУТП, постепенно преобразовываются через уровень диспетчерского управления и MES-управления производством на корпоративный уровень, уровень управления ресурсами. Это преобразование организовано в два этапа — от АСУТП к диспетчерской и от диспетчерского управления в ERP-систему.
В функции диспетчерского управления входит обеспечение готовности Газпрома поставить газ возможному или уже имеющемуся потребителю в любое время в нужных ему количествах, притом что газ добывается на Ямале или в Уренгое, а его массовый потребитель находится в Западной Европе. «На доставку газа потребителю потребуется около недели, а если мороз ударил в Берлине, то немецкий потребитель, имеющий с компанией контракт, вправе ожидать, что мы сейчас, а не через неделю дадим газ», — поясняет Григорьев. Поэтому главная задача — обеспечить наличие необходимого количества газа в местах, максимально приближенных к потребителю. При этом нужно учитывать данные самых разных прогнозов — потребление с учетом сезонности, праздников и выходных дней, погоды и т. д. Поэтому важной частью работы диспетчерского управления является прогнозирование изменения газопотребления. Еще одна составляющая — прогноз оценки пропускной способности. Ведь газотранспортная система — живой организм: время от времени выходят из строя отдельные части, нужно обеспечивать ремонт и замену, модернизировать, строить новые трубопроводы — все это меняет возможные пути поставки газа и точки накопления газа для решения первой задачи.
«Мы говорим о диспетчерском управлении как о MES, потому что внутренний ритм системы управления связан с ритмом движения газа», — поясняет Григорьев. В последние 15 лет создавались программы, которые решали указанные выше задачи разрозненно. Сегодня в Газпроме идет проект модернизации автоматизированной системы диспетчерского управления, в рамках которой предполагается существенно сблизить разные решения и максимально их интегрировать — это несколько специализированных баз данных, несколько программных комплексов на разных платформах разработки. Например, SCADA-система для основного комплекса отображения оперативного диспетчерского управления будет от немецкой фирмы PSI AG, а многие специализированные системы — построение прогнозных оценок, мониторинг — пишутся дочерними предприятиями компании. «Среди них “НИИгазэкономика”, где уровень разработок достаточно высок — системы позволяют рассчитывать потоки, запасы газа, визуализировать все эти параметры в единой системе отображения, — рассказывает Григорьев. — Мы хотели бы, чтобы эти системы были интегрированы полностью. Под интеграцией мы понимаем следующее: если есть корректное описание единой системы газоснабжения — объектное, функциональное, модель поведения системы в разных условиях, — то разные приложения могут использовать его в своих интересах применительно к решаемым задачам». Технически эта задача не представляет сегодня особых сложностей — есть множество способов нижнего уровня для обеспечения обмена данными, шин данных, ПО для обмена на высоком уровне с преобразованием представлений, но для их реализации нужно, по мнению Григорьева, прежде всего решить вопрос корректного описания системы. «Если в одной среде объект как-то назван, описан и его поведение определено, то это должно работать и во всех других приложениях. Необходима интеграция на уровне базовых представлений об объекте автоматизации», — считает он.
Если имеется корректное описание и преобразование представлений, то обеспечить взаимодействие систем АСУТП и корпоративной ERP не составит труда. Например, задача компрессорной станции очень проста — перекачивать газ. Но у этого объекта есть и административно-экономическое представление, отражающее результат функционирования объекта как производственного комплекса, и свойственные ему материально-денежные потоки. «С точки зрения экономики объект ведет себя не так, как с точки зрения его технического функционирования. Но если решена главная задача — обеспечена совместимость базовых представлений, то все системы будут “понимать” друг друга», — говорит Григорьев.