Провайдеры связи не умеют продавать корпоративным заказчикам облачную безопасность — таково общее мнение участников круглого стола «Информационная безопасность как услуга», проведенного в середине марта журналом «Директор информационной службы» (CIO.RU) совместно с российским представительством McAfee. В рамках круглого стола руководители, отвечающие за информационную безопасность в «Вымпелкоме», МТС, ТТК и других телекоммуникационных компаниях, обсудили настоящее и будущее решений категории «информационная безопасность как услуга».
Совершенно не случайно к участию в круглом столе были приглашены именно телекоммуникационные компании: телеком тесно связан с облачными услугами, поскольку облака адекватно воспринимаются лишь вкупе с качественными каналами передачи данных. Операторы связи фактически являются системообразующими компаниями нарождающегося сектора облачных услуг. Более того, телеком-провайдеры вполне органично могут превратиться в провайдеров облачных сервисов — начав с оптимизации инфраструктуры и построения внутреннего облака, они быстро приходят к тому, что предоставляют аналогичные услуги вовне.
В треугольнике интересов
«В России облака сейчас скорее напоминают тучи, однако по мере преодоления поставщиками облачных вычислений организационных, технологических и правовых сложностей из этих туч может пролиться дождь в виде решений проблем заказчиков», — считает Роман Емельянов, директор по информационной безопасности компании «ТТК». Проблема очевидна: если говорить об использовании облачных сервисов, то с технической точки зрения вопросов возникает не очень много. Они появляются, когда речь заходит о доверии, юридической защищенности и ответственности. Как известно, при взаимодействии двух компаний именно ответственность зачастую является ключевым понятием.
«Доверие операторам связи есть, просто они не умеют им пользоваться», Дмитрий Соболев, директор по проектам МТС |
Еще важнее то, что многие поставщики не могут внятно описать предлагаемую услугу, предложить гарантии ее качества и указать конкретные бизнес-выгоды от ее использования. Последний пункт является особо серьезным камнем преткновения. Услуга может быть хорошо реализована, но не продвигаться на понятном уровне — так, чтобы потенциальный пользователь мог оценить ее пользу. Говорить нужно не в терминах безопасности, а в терминах возможных экономических потерь и рисков для бизнеса. При этом речь вовсе не идет о необразованности российских пользователей. За рубежом ситуация, когда заказчик самостоятельно не может выбрать необходимую услугу (ему нужны консультации с провайдером), также является типичной.
ТТК уже достаточно давно предлагает своим заказчикам услуги безопасности, самой старой из которых является услуга межсетевого экрана, предоставляемая с 2004 года. В целом ее услуги делятся на три группы: защищенный Интернет (сюда включается защита от DDoS-атак, антивирусные и антиспамовые средства, межсетевые экраны), мобильный офис (предоставление защищенного удаленного доступа к корпоративным ресурсам), а также услуги по защите корпоративной сети. Последняя является самой новой, она может быть интересна государственным учреждениям, так как сертифицирована ФСТЭК.
Как подчеркнул Алексей Чередниченко, директор по продажам в телекоме и нефтегазовой отрасли компании McAfee в России и СНГ, провайдеры облачных систем до сих пор занимаются безопасностью создаваемых решений по остаточному принципу. В результате многие из существующих на рынке SaaS-предложений откровенно слабы с точки зрения безопасности. Необходимость же дополнительной защиты облачных сервисов пока явно недооценивается.
«Через два-три года в России сложится среда, готовая воспринимать идеи облаков и необходимость их защиты», Дмитрий Устюжанин, руководитель департамента информационной безопасности компании «Вымпелком» |
Об этом же говорят и независимые аналитики. На сегодняшний день рынок средств безопасности оценивается аналитиками Forrester в 9 млрд долл., причем его облачная часть весьма незначительна. Однако уже к 2015 году рынок существенно «разбухнет», произойдет это именно за счет сегмента «безопасность как услуга» (security-as-a-service), который должен вырасти до 12 млрд долл.
Практика показывает, что в настоящее время большинство заказчиков приходят к провайдерам услуг безопасности после того, как столкнутся с серьезными инцидентами. Если при этом компания почувствовала определенный финансовый эффект, она готова подписаться на услуги, дабы негатив не повторился.
Другая проблема заключается в том, что системным интеграторам компании пока доверяют больше, чем провайдерам связи. В этом заключается психологический аспект такой щепетильной темы, как безопасность: компании охотно приглашают консультантов для построения и обслуживания решений на собственной территории, но не хотят отдавать безопасность в чужие руки.
Таким образом, облачные сервисы порождают конфликт интересов системных интеграторов и провайдеров связи. Третью вершину «треугольника интересов» составляют вендоры, практически каждый из которых имеет собственные облака, а значит, также является поставщиком услуг. В этом противостоянии системные интеграторы имеют определенное преимущество: они могут осуществлять более широкий спектр услуг, к тому же готовы взять за них ответственность.
Заслужить доверие
Как признаются участники круглого стола, операторы связи и сами далеко не всегда горят желанием предоставлять услуги безопасности — они им не очень выгодны, а потому составляют лишь малую толику прибыли по сравнению с предоставлением традиционных услуг связи. Тем не менее если телекоммуникационные компании все-таки решат активно включиться в борьбу за облака, то их перспективы могут оказаться не такими уж плохими. В этом случае, согласно прогнозам J-son & Partners, значительная часть облачного бизнеса будет перетекать к ним. Как показывают результаты проведенного исследования, те компании, которые пока не используют облачные решения, в идеале хотели бы получать такие услуги от «своих» операторов связи или хостинг-провайдеров.
Статистика показывает, что 80% угроз таится внутри компании, и лишь 20% приходят извне, а деятельность сотрудников подразделений ИБ направлена в обратной пропорции. Очевидно, было бы весьма полезным отдать защиту от внешних угроз в руки провайдера, а самим сосредоточиться на решении внутренних проблем. Однако, как подчеркивает Дмитрий Соболев, директор по проектам МТС, во многих компаниях существуют подразделения ИБ, которые возглавляют амбициозные и талантливые люди, не собирающиеся делиться своими полномочиями, они аккумулируют в своих руках значительные ресурсы (как человеческие, так и финансово-материальные), накапливают компетенции и делают карьеру внутри компании.
«Доверие к операторам связи есть, просто они не умеют им пользоваться», — полагает Соболев. В первую очередь провайдерам сервисов нужны достаточно подкованные в ИТ маркетологи, способные продвигать облачные продукты на уровне руководства компаний.
Еще одним важным шагом в продвижении предлагаемых продуктов может стать практика эксплуатации решения внутри компании. Иначе говоря, следует сначала внедрить сервис у себя, а уже затем его продавать. Вполне естественной реакцией по отношению к компании, продающей одни решения, а для собственных нужд использующей другие, является недоверие. Кроме того, крайне нежелательно работать с решениями единственного вендора: возможность выбора будет говорить о независимости и объективности провайдера.
«Необходимо обучать продавцов, готовых говорить доступным языком о проблемах безопасности и предлагаемых решениях», — согласен Дмитрий Устюжанин, руководитель департамента информационной безопасности компании «Вымпелком». По его словам, уже через два-три года в России сложится среда, готовая воспринимать идеи облаков и необходимость их защиты. К этому времени поставщики соответствующих сервисов должны быть в полной готовности.
- Видеоотчет о мероприятии можно увидеть на сайте издательства «Открытые системы»: http://tv.osp.ru/videos/mcafee_0316.html
По данным J-son & Partners Consulting, российский рынок облачных решений составил в прошлом году почти 133 млн долл., при этом поставщики облачных сервисов в области безопасности заработали лишь около 3 млн долл. В настоящее время большую часть рынка (примерно100 млн долл.) составляют коммуникационные услуги: почтовые сервисы, услуги унифицированных коммуникаций и виртуальных АТС. Приблизительно 700 тыс. долл. составляет выручка поставщиков IaaS (предоставление в аренду инфраструктурных элементов ЦОД с поддержкой SLA корпоративного уровня). Около 29 млн долл. пришлось на поставщиков остальных сервисов.