«Чтобы снизить затраты на проект и на дальнейшую поддержку системы, мы стараемся придерживаться максимального соответствия стандартной конфигурации “1С:УПП 8”», Николай Лясковский, советник исполнительного директора, начальник управления ИТ производственного объединения «Красноярский завод комбайнов» |
Начавшийся в 2008 году кризис больно ударил по российской экономике, поставив в сложное положение большую часть предприятий и организаций. Машиностроительная отрасль оказалась одной из самых пострадавших. Многие предприятия по-прежнему вынуждены жестко экономить, в том числе на ИТ. Тем не менее наверняка есть направления финансирования ИТ, дальнейшее сокращение которых может негативно отразиться на бизнесе предприятий.
Как в этих непростых условиях предприятия машиностроения совершенствуют свою ИТ-инфраструктуру, как расставляют приоритеты и решают, на чем можно экономить, а на чем нельзя? Вот что рассказывают топ-менеджеры двух региональных предприятий.
Завод комбайнов
Как рассказал Николай Лясковский, советник исполнительного директора, начальник управления ИТ производственного объединения «Красноярский завод комбайнов», его управление обслуживает три бизнес-единицы на красноярской площадке: сам Красноярский завод комбайнов, Красноярский проектно-конструкторский технологический институт комбайностроения и Красноярский завод лесного машиностроения.
Сейчас идет проект внедрения программно-методического комплекса «1С:Машиностроение», ядром которого является система «1C:Управление производственным предприятием 8».
«Мы предпочитаем закупать серверное оборудование отечественной сборки», Николай Ионов, генеральный директор управляющей компании «РусКом» |
«Можно экономить на консалтинге, оптимизировать закупки оборудования и затраты на лицензии», — считает Лясковский. Например, можно брать лицензии в аренду. Когда на комбайновом заводе выполнялся большой PLM-проект, то основные выплаты за лицензии завод производил не в момент приобретения, а позже. За услуги по поддержке «1С:УПП 8» завод расплачивается помесячно, это намного удобнее и выгоднее, чем оплата на год вперед, составляющая достаточно крупную сумму.
Радиозавод
«Нельзя ни в коем случае экономить на ИТ-специалистах, но можно экономить на оборудовании», — считает Николай Ионов, генеральный директор управляющей компании «РусКом», в зону компетенции которой входит и ИТ-обеспечение екатеринбургского холдинга «Завод радиодеталей» (здесь внедрен продукт «Парус»). Если сэкономить на ИТ-специалистах в самом начале ИТ-проекта, то их квалификации может оказаться недостаточно, чтобы правильно выбрать, установить и настроить ИТ, требуемые для реализации проекта. «Неправильно настроенная СУБД потребляет вдвое-втрое больше вычислительных ресурсов, — поясняет Ионов. — Неправильно написанная процедура может вообще “повесить” сервер и “похоронить” всю систему». Экономия на специалистах — как раз тот случай, когда, как говорится, скупой платит дважды.
По мнению Ионова, нельзя экономить на телекоммуникационных каналах, топология построения сетей также должна отвечать современным требованиям. Cейчас на заводе радиоаппаратуры перестраивается телекоммуникационное оборудование.
Следующим этапом будет замена серверов. Здесь предпочитают закупать серверное оборудование отечественной сборки, а не именитых зарубежных брендов.
«Также не стоит проводить масштабные предпроекные обследования, дорогие и длительные, — отмечает Ионов. — Пока они идут, бизнес наверняка изменится. Лучше ограничиваться короткими экспресс-обследованиями».
Еще очень важно грамотно организовать закупку лицензий. Если есть возможность, стоит брать сначала лишь необходимое число лицензий, а затем докупать по мере надобности.
Компании, которая немеревается оптимизировать расходы на ИТ-услуги, следует начать с оценки реальных потребностей и, уже ориентируясь на них, искать решения, напоминает Леонид Гуштуров, генеральный директор компании «Комкор» (торговая марка «Акадо Телеком»). Небольшим компаниям иногда достаточно провести аудит потребления услуг связи сотрудниками и запретить нецелевое использование услуг, это позволит сразу ощутимо снизить затраты. Очень часто предприятия среднего и малого бизнеса, стремящиеся снизить расходы на телекоммуникационные услуги, прибегают к смене тарифа и выбирают снижение предоплаченного объема трафика или пропускной способности канала. Распространена практика отказа от дополнительных телефонных номеров и линий, что часто связано с сокращением количества сотрудников компании. Однако если ежедневная деятельность компании требует постоянного доступа в Интернет, то компаниям не следует экономить на качестве интернет-услуг, особенно в ситуациях, когда доступ в Сеть должен быть гарантированно защищенным.
Среднее предприятие (до 3–5 тыс. сотрудников) обычно уже имеет учетную автоматизацию (охватывающую, по крайней мере, основную деятельность, бухгалтерию, кадровый учет) и вполне может успеть распробовать «вкусности» вроде унифицированных коммуникаций, электронного документооборота, CRM и BI. Я считаю, не имеет смысла экономить на связке из операционного учета и систем поддержки принятия решений. Одно без другого не очень эффективно, а вместе они — большая сила. Если бюджет ограничен, то я бы скорее отказался от новых проектов и требуемых для них технологий, услуг и персонала. Правда, надо постоянно помнить, что путь этот ведет в тупик и пригоден только в бедные времена.
На чем из ИТ можно экономить относительно легко? В первую очередь на излишествах путем перехода к лимитированному потреблению. Это могут быть услуги связи, Интернет, подписка на прессу, повышение квалификации, элементы социального пакета и пр. Нужно помнить, что, реализуя эти меры, нельзя одновременно снижать зарплату — лучше перевести сотрудников на неполную рабочую неделю или сократить численность с перераспределением некоторой части высвобожденных ставок.
А вообще, это две совершенно разные задачи — экономить, когда деньги есть и когда денег нет. Когда деньги есть, можно, например, внедрить виртуализацию или отказаться от обычной телефонии в пользу IP-телефонии.