Основным средством получения информации о бизнес-процессах организации традиционно являются отчеты. По мере стремления руководства компаний к прозрачности и централизации управления корпоративные системы отчетности приобретают все большее значение. Свою роль в этом процессе играет и консолидация бизнеса. Крупным распределенным организациям, зачастую состоящим из многих юридических лиц, требуется инструмент, способный создать единое информационное поле и обеспечить контроль за деятельностью подразделений.
Корпоративная отчетность предприятия представляет собой свод взаимосвязанных показателей — итогов работы за истекший отчетный период, представляемых в утвержденных формах. В ее рамках собирается, систематизируется и отражается вся информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе натуральные показатели величин прибылей и убытков, плановые показатели возможностей и перспектив. На основании анализа отчетности строится дальнейшая стратегия развития компании и принимаются управленческие решения.
Система отчетности должна обеспечивать полный набор средств создания, публикации, доставки и управления отчетами. Ее конечная цель — повышение эффективности принятия решений посредством предоставления пользователям быстрого и безопасного доступа к данным.
Отчетность подразумевает и агрегацию данных до необходимого уровня, а также их аналитическую обработку. Именно поэтому на российском рынке термин «бизнес-аналитика» до определенного времени воспринимался как «умный» синоним отчетности. Из всех возможностей бизнес-аналитики именно формирование отчетности использовалось максимально часто и в наиболее полном объеме.
При использовании современных аналитических решений для создания системы отчетности наиболее серьезным этапом является извлечение и подготовка данных из информационных систем предприятия. Во многих случаях с этой целью создаются корпоративные хранилища, аккумулирующие данные из множества источников в виде, готовом для аналитической обработки. Как правило, это длительные и дорогостоящие проекты, но их результатом является радикальное ускорение процесса подготовки отчетности.
Однако для эффективного принятия управленческих решений важны не только достоверность и оперативность предоставляемой информации, но и удобство работы с ней. На основе графической информации решения принимать гораздо проще, поэтому важной частью современных систем отчетности являются средства визуализации. Все без исключения вендоры уделяют ей крайне большое внимание.
Наивысшее проявление визуализация находит в решениях для топ-менеджмента. Как известно, в идеале руководитель хочет видеть своеобразный «светофор». Именно поэтому популярность набирают «приборные панели» (dashboard), представляющие максимально агрегированную информацию в визуальном виде.
Решения для построения корпоративной системы отчетности предлагают практически все поставщики ERP-систем, а также нишевые игроки рынка BI. Как правило, ограниченный функционал средств подготовки отчетности включен в бизнес-приложения (ERP, CRM и т. п.). Однако, во-первых, его возможностей далеко не всегда хватает, а во-вторых, активное построение отчетов крайне негативно влияет на производительность профильных функций системы. Именно поэтому все чаще идет речь именно о построении отдельной системы отчетности. За последнее время этот рынок сильно консолидировался: гиганты рынка ERP усилили свои позиции за счет приобретения наиболее сильных игроков. Их интерес к инструментам построения отчетности понятен — такие решения являются надстройкой над ERP, и часто их внедрение является логическим продолжением ERP-проектов.
По оценкам аналитиков, около трех четвертей рынка систем подготовки отчетности принадлежит «большой четверке» — IBM, Microsoft, Oracle, SAP. Из российских игроков можно выделить «1С» с продуктом «1С:Консолидация». Однако на рынке остается немало активных независимых поставщиков, наиболее известны среди которых Microstrategy и SAS.