Карл фон Клаузевиц, известный немецкий военный писатель, говорил: «Первая задача всякой теории — четко определить термины и понятия, чтобы избежать путаницы... Только после этого можно рассчитывать на единую точку зрения». Это особенно актуально, когда мы обсуждаем те или иные технологии, планируя их использование для решения задач управления организациями. Ярким примером является понятие «облачные вычисления». Вот популярное определение этого термина: «Облачные вычисления — технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис». Его можно счесть удовлетворительным, когда заходит речь о внешних по отношению к пользователю ресурсах, то есть об аутсорсинге. Поставщики инструментов виртуализации — необходимого элемента организации облачных вычислений — нередко настаивают на недостаточной адекватности данного понятия принципам организации собственной ИТ-инфраструктуры предприятия.
Существуют ли внутренние, или частные, облака, и если существуют, то какова их ценность для бизнеса? На этот вопрос пытаются найти ответ опытные ИТ-менеджеры.
Маркетинг, но не только...
Дмитрий Назипов, старший вице-президент и руководитель департамента ИТ банка «ВТБ», выделяет три категории ИТ-услуг, основанных на облачных вычислениях. Первая — публичные ИТ-сервисы в Интернете, ориентированные как на физических лиц, так и на компании, например электронная почта, хостинг сайтов, социальные сети и пр. Вторая — это SaaS и другие подобные сервисы, предоставляемые внешними поставщиками корпоративным клиентам. Сюда, в частности, относятся торговые площадки для организации электронных магазинов, ERP-системы и пр. Такими услугами пользуются, как правило, маленькие и средние компании для построения корпоративных информационных систем из стандартных компонентов. Третья — это частные ИТ-сервисы, предоставляемые внутренним пользователям на основе виртуальных инфраструктур крупных компаний.
«Помимо снижения себестоимости ИТ-поддержки, внутренние облака могут способствовать унификации процедур, снижению числа ошибок, повышению скорости поддержки принятия решений», Фариза Гуриева, заместитель генерального директора по ИТ авиакомпании «Москва» |
Первые два типа облачных сервисов определяют новые черты ИТ-поддержки: передача корпоративных и персональных данных сторонним организациям (поставщикам услуг), интеграция разнообразных сервисов, принадлежащих разным поставщикам, реализация принципа «не владеть инфраструктурой, а пользоваться ею» и т. д. Что касается частных виртуальных инфраструктур, то, по сути, они не добавляют ничего нового к сформировавшимся принципам организации ИТ-поддержки. В частности, они не предполагают изменения архитектуры корпоративных информационных систем.
В этом смысле термин «частное облако» можно рассматривать как маркетинговую идею, которая помогает ИТ-директорам продавать своему бизнесу новую парадигму, позволяющую сделать корпоративные информационные системы для бизнес-пользователей столь же понятными и очевидными, как облачные сервисы первого типа, которыми они пользуются в Интернете как частные пользователи. Люди, которые привыкли к простоте и очевидности Facebook, Google, и т. д., вправе ожидать от своих корпоративных систем такой же простоты использования, интегрированности и комфорта.
«Значение понятия “частные облака” заключается в попытке подтянуть идеологию внутренних корпоративных систем к идеологии внешних интернет-сервисов, поскольку за считанные годы они существенно опередили корпоративные системы в своем развитии», — считает Назипов. Таким образом, частные облака — это смесь рыночной стратегии, которая позволит поставщикам ИТ-услуг увеличить доходы, и реальной парадигмы, которая даст возможность сделать информационные системы более дешевыми и дружественными для пользователей. По словам Назипова, корпоративные ИТ-специалисты должны больше времени посвящать изучению того, как строятся публичные интернет-ресурсы, чтобы использовать эти идеи в своей повседневной практике.
Можно отметить следующие особенности частных облаков. Прежде всего это виртуализация вычислительных систем и систем хранения, которая позволяет строить корпоративные ИТ-ресурсы на базе стандартных компонентов и виртуальных вычислительных систем, создавать ресурсы, занимаемые по мере необходимости. Назипов считает, что ресурсы «по запросу» — это будущее корпоративных систем. Вторая особенность облаков — глубокая степень интеграции приложений, существующих в них. Третья отличительная черта — иной стиль разработки корпоративных систем, как правило, характеризуемый переходом от модели спокойного постепенного программирования, предполагающего согласования с десятками сторон, к «экстремальному» программированию на основе быстрого прототипирования. Такой подход позволит сразу получить бизнес-результат и затем осуществлять поэтапное направленное совершенствование функционала.
Ценность внутренних облаков для бизнеса состоит в увеличенной скорости выделения ресурсов и реагирования на внешние вызовы, а также в снижении себестоимости ИТ-поддержки. Они не дают нового принципиального качества, которое возникает при использовании сервисов первых двух типов, когда пользователи могут получить качественно новые сервисы, которых раньше не было, и развивать компанию, не имея внутренней ИТ-поддержки. «Сейчас в основном не корпоративные системы переносятся вовне, а наоборот, технологии внешних сервисов переносятся внутрь», — отмечает Назипов.
Атрибут большого бизнеса
Фариза Гуриева, заместитель генерального директора по ИТ авиакомпании «Москва», рассказывает, что в ее компании виртуализована аппаратная часть инфраструктуры. Что касается понятия «частное облако», то Гуриева считает, что оно, возможно, обобщает практику ИТ-поддержки бизнеса в больших компаниях с развитой филиальной сетью, имеющих большую географическую распределенность, когда подразделения расположены в разных часовых поясах. В этом случае корпоративные облачные вычисления позволят более эффективно использовать вычислительные ресурсы. В силу разности во времени сотрудники подразделений будут максимально использовать одни и те же ресурсы.
«Значение понятия “частные облака” заключается в попытке подтянуть идеологию внутренних корпоративных систем к идеологии внешних интернет-сервисов», Дмитрий Назипов, старший вице-президент и руководитель департамента ИТ банка «ВТБ» |
Другой ситуацией, когда могут оказаться полезными частные облака, являются стандартные сервисы, которые должны быть задействованы во многих подразделениях, как в «горизонтальных» структурах, оптимизируя взаимодействие между подразделениями и внедрение единых стандартов, так и по «вертикали». Примером могут служить федеральные госструктуры, имеющие широкую сеть региональных подразделений; использование частных облаков повысило бы эффективность их работы за счет стандартизации, недопущения дублирования и пр. Подобная практика, несомненно, эффективна в крупных авиакомпаниях, например для систем бронирования и продажи авиабилетов.
В целом, считает Гуриева, об эффективных внутренних облаках можно говорить, если у компании есть свой ЦОД с развернутой виртуальной инфраструктурой, куда вынесены стандартные сервисы. ЦОД становится провайдером этих ИТ-услуг для всех филиалов и подразделений компании. Технологически этот подход полностью повторяет внешние облака, но организационно ресурсы принадлежат самой компании, то есть отсутствуют отношения аутсорсинга.
Любая инновация в ИТ-поддержке должна давать положительный эффект для бизнеса, то есть экономию или дополнительный доход. Для перехода в частные облака требуются дополнительные затраты на поддержку аппаратной части, разработку приложений, обучение персонала, отмечает Гуриева. Для мелкого и среднего бизнеса внутренние облака неактуальны. Им могут подойти облака внешние, но не на сегодняшней стадии развития этих услуг. Они как минимум должны стать дешевле. Пока, считает Гуриева, внешние облака в России не вполне готовы для коммерческого использования.
По ее мнению, в России к любому аутсорсингу многие предприятия пока относятся с сомнением. В этом смысле авиакомпании — нетипичный пример, для них привычна ситуация, когда используемый ресурс находится далеко «за океаном». Все проблемы ИТ-поддержки решает надежный провайдер. В этих компаниях есть традиция аутсорсинга.
Лучше всего использовать виртуальные среды для доступа к стандартным сервисам. Для приложений, требующих постоянной модификации и перенастройки, облачные структуры будут малоэффективны. По мнению Гуриевой, помимо снижения себестоимости ИТ-поддержки, внутренние облака могут способствовать унификации процедур, снижению числа ошибок, повышению скорости поддержки принятия решений.
Виртуализация и непрерывность
При переносе всех или части ИТ-сервисов в облачную инфраструктуру вне зависимости от ее типа очень важно иметь возможность измерить параметры качества сервисов и использование мощностей, считает Алексей Квасников, менеджер по обслуживанию информационных систем компании «ЭСАБ». Облачные вычисления организуются для того, чтобы повысить качество сервисов. Говорить о повышении качества без измерения таких параметров, как доступность сервисов или затраты на запуск новых сервисов, нельзя. Примечательно, что проект перехода в облачную инфраструктуру не предполагает обязательной реализации сервисного подхода к организации ИТ-поддержки бизнеса.
«Виртуализация — это элемент обеспечения непрерывности бизнеса», Алексей Квасников, менеджер по обслуживанию информационных систем компании «ЭСАБ» |
По словам Квасникова, в компаниях, где ему приходилось работать, есть каталог сервисов, но он не используется для ИТ-бюджетирования. На сегодняшний день большинство компаний интересуют только общие расходы на ИТ без их разнесения по сервисам. В ЭСАБ каталог ИТ-сервисов был сформирован еще до начала проекта виртуализации. Этот каталог развивается, и на сегодняшний день ИТ-специалисты компании ставят знак равенства между понятиями «ИТ-сервис» и «бизнес-приложение».
Такая точка зрения есть результат логики взаимоотношений с бизнесом. Например, аутентификация пользователей при помощи Active Directory не может рассматриваться в качестве сервиса, поскольку представители бизнеса с трудом понимают, зачем это нужно, рассказывает Квасников, поэтому сейчас список сервисов небольшой, но зато они понятны руководству компании. Для них определены параметры качества, значения которых постоянно отслеживаются. Это позволяет оценивать влияние инфраструктурных изменений на качество ИТ-поддержки.
Переход к виртуализации не повлиял на сложившееся представление о сервисах. Она дала возможность ИТ-персоналу работать более эффективно: быстрее разворачивать системы, динамически выделять ресурсы и т. д. Как отмечает Квасников, виртуализация позволяет использовать идеологию «один виртуальный сервер — один сервис». В результате ИТ-инфраструктура становится простой и легко обслуживаемой.
Ранее ИТ-инфраструктура компании была построена на основе серверов стандартной архитектуры. Существовал риск остановки жизненно важных сервисов, связанный с возможностью отказа сервера. Силами ИТ-департамента были получены количественные оценки этого риска. Оцененная величина потерь превышала затраты на проект виртуализации, позволяющий реализовать отказоустойчивую инфраструктуру. По словам Квасникова, у которого был опыт работы с VMware ESX Server, он практически не требует обслуживания. В результате была выбрана эта платформа.
Проблемой при организации виртуальной инфраструктуры является лицензионная политика поставщиков приложений. Квасников отмечает, что если используются лицензии на продукты типа Windows Server начального уровня (например, Standard Edition), то никаких отличий в лицензировании нет, просто физические сервера заменяются на виртуальные. При использовании Windows Server Datacenter правила лицензирования позволяют в пределах одного ESX-сервера создать неограниченное число виртуальных машин с Windows Server. Однако нельзя перенести часть этих виртуальных машин на другой физический ESX-Server. Это существенно затрудняет балансировку нагрузки на физические серверы. Квасников отмечает, что далеко не все сервисы должны работать на серверных продуктах Microsoft. Например, можно запустить небольшой Web-сервер на платформе Windows XP.
ЭСАБ успешно переместила 100% ИТ-сервисов в виртуальную инфраструктуру. По мнению Квасникова, подобный проект следует начинать с миграции наименее критичных сервисов. Также надо учитывать, что виртуальные машины имеют ограничения по ресурсам, например по объему памяти и числу процессоров, правда, для большинства сервисов эти ограничения некритичны.
Повышение качества ИТ-поддержки определяется ростом доступности сервисов и снижением рисков их остановки, считает Квасников. «Виртуализация — элемент обеспечения непрерывности бизнеса», — отмечает он. В остальном все, что связано с виртуализацией, имеет отношение только к эффективности работы ИТ-департамента.