Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских ИТ (АРМИТ):
Задача обслуживания компьютерных систем в ЛПУ — одна из самых важных. Опыт показывает, что если в ЛПУ больше 15–20 компьютеров, то хотя бы один ИТ-специалист обязан находиться там постояно для решения оперативных вопросов. Параллельно должна существовать служба технической поддержки, специалисты которой могут решать более сложные задачи. Подробности проведенного нами большого исследования на эту тему можно найти здесь: www.armit.ru/CIO
Ильдар Ахмедов, начальник отдела технической поддержки группы компаний «Медси»:
Российское здравоохранение, особенно государственное, испытывает серьезные проблемы с инфраструктурой, оборудованием и в первую очередь с российскими медицинскими информационными системами (МИС), которые не соответствуют европейским стандартам. Это связано с недостаточным выделением ресурсов на построение инфраструктуры.
Проблему доступности ИТ-ресурсов в государственном секторе здравоохранения можно решить путем полной модернизации ИТ, как программной, так и аппаратной частей, с последующей передачей их обслуживания на аутсорсинг. Так можно снизить стоимость владения, поскольку расходы на поддержку будут сокращены за счет унификации и стандартизации ИТ-сервисов. Замечу, что после передачи ИТ-сервисов на аутсорсинг стоимость владения изменится незначительно, так как привлечение высококвалифицированных специалистов не требуется из-за простоты ИТ-сервисов.
Игорь Гридин, генеральный директор компании «Аксимед»:
Главная опасность может заключаться в попытке найти одно «единственно правильное» решение этих проблем. Например, такое: будет разработана одна «универсальная» МИС для всех типов государственных ЛПУ, которая будет доступна из облаков, а ИТ-специалисты в государственные ЛПУ должны будут привлекаться в режиме аутсорсинга. Должна быть разумная вариантность возможных подходов. Крупный медицинский центр будет иметь свой собственный штат ИТ-специалистов и использовать МИС по традиционной модели владения ПО, ряд разрозненных мелких региональных ЛПУ вполне могли бы привлекать ИТ-специалистов в режиме аутсорсинга. Будет ли, например, для таких мелких ЛПУ разумным использование облачных вычислений — большой вопрос. Это зависит от значительного количества факторов, в том числе от наличия требуемых каналов.
Крайне важно отметить также, что без наличия собственных (именно на уровне ЛПУ) бюджетов на информатизацию и заинтересованности во внедрении МИС (а она может быть подстегнута и соответствующими нормативными документами) движения вперед либо не будет вообще, либо начнется серьезная «пробуксовка», либо все может завершиться формальными внедрениями.
Наталья Литвиненко, заместитель директора компании «Арте-Софт» (Краснодар):
ИТ-аутсорсинг оправдан в отношении серверного оборудования, установленного в региональном ЦОД. Это очень выгодно, так как ЛПУ освобождено от затрат на содержание серверного помещения и ИТ-специалистов, которые это оборудование обслуживают. А вот выводить за пределы ЛПУ специалистов, поддерживающих работоспособность сети и коммутационного оборудования нецелесообразно. Поскольку мало какой регион сейчас может похвастаться хорошими каналами связи, на данный момент усиленно продвигать облачные вычисления и услуги ЦОД не получится.
Роман Сабиров, руководитель отдела по работе с государственными организациями компании Microsoft в России:
Нехватка высококвалифицированных ИТ-кадров во многом компенсируется организациями, предоставляющими услуги ИТ-аутсорсинга. Облачные вычисления, предусматривающие централизованное оказание ИТ-услуг, позволяют существенно снизить нагрузку на собственный ИТ-персонал ЛПУ. Вынос за пределы учреждения сервисов по поддержанию ИТ-инфраструктуры и ее мониторингу, по установке обновлений и пр. ведет к снижению затрат на поддержку информационных систем в целом. С повышением доступности ИТ-ресурсов, в свою очередь, растет и качество медицинских услуг, прозрачность и доступность медпомощи для населения.
Инна Ашенбреннер, директор направления «Госсектор и медицина» компании «Корус Консалтинг»:
ИТ-аутсорсинг проблему ИТ-кадров в медицине не решит. Слишком глубока специализация учреждений, которая требует как квалификации специалистов, так и круглосуточной, бесперебойной работы созданной системы поддержки. Скорее можно говорить о внутреннем аутсорсинге специалистов, особенно в крупных медицинских центрах. Проблему ИТ-специалистов решать можно иными способами, например, включить такую штатную единицу в штатное расписание ЛПУ — сейчас этого нет. Облака будут развиваться в медицине. Есть системы, которые в принципе удобнее использовать в облаке, например учетные системы, системы мониторирования и пр.
Евгений Веденяпин, директор по развитию направления Information Management компании Hewlett-Packard в Центральной и Восточной Европе:
Использование ИТ-аутсорсинга и облачных технологий в медицине — вещь, безусловно, полезная, однако объемная и дорогостоящая, особенно при попытке внедрения ее с нуля. Проблему нехватки ИТ-специалистов такой подход, безусловно, может и должен облегчить. Важно понимать, что дефицит ИТ-специалистов — далеко не самая большая проблема российской медицины. При правильном построении процессов, а также использовании других технологий (таких как телемедицина) удастся решить главную проблему — поднять эффективность рабочего времени специалистов, а значит, удастся определить их необходимое количество и обеспечить рыночную оплату их труда. Если эту трудоемкую задачу мы сможем решить, то использование аутсорсинга и облачных технологий станет безусловным подспорьем и механизмом дальнейшего снижения издержек в медицине.
Сергей Курьянов, директор по стратегическому развитию компании «ДоксВижн»:
Российское здравоохранение даже в государственной его части весьма неоднородно. Крупные стационары, многофункциональные диагностические центры, специализированные центры — это «фабрики здоровья», и у них нет другого пути, кроме развития систем класса ERP и ECM, развернутых на собственной ИТ-инфраструктуре. Низкий уровень зарплат в ЛПУ — это мощный аргумент в отношении использования ИТ-аутсорсинга для обслуживания своих систем. Не думаю, что ИТ-аутсорсинг снизит затраты на ИТ для медицинских учреждений: этого чаще всего не происходит и в коммерческом секторе, но выделить бюджет для клиники проще, чем дать конкурентоспособную зарплату.
Что касается облаков, это, по-видимому, реальная альтернатива, особенно для небольших и малых ЛПУ. Государство могло бы сильно облегчить ситуацию, сократить непроизводственные затраты в целом на здравоохранение, увеличив тем самым объемы и качество медицинской помощи населению, предоставив посредством облачных сервисов (по модели SaaS) специализированные системы классов ERP и ECM.
Сергей Купцов, генеральный директор компании «РИНТЕХ», ГК «АйТи»:
Очевидно, что прикладные медицинские системы являются личным инструментом медицинского работника и говорить об их обслуживании из облака просто неразумно. Если рассматривать учетные медицинские системы, то централизованные сервисы и аутсорсинг услуг вполне возможны. Именно такая модель и используется в большинстве ТФОМС, ответственных за взаиморасчеты между участниками рынка ОМС. Теоретически можно построить распределенный ЦОД и создать некий типовой интерфейс доступа к так называемому облаку. Но в этом случае данные, поступающие от ЛПУ в этот центральный сегмент, должны будут попадать в учетную систему ОМС по определенному регламенту, тогда как учетные ресурсы территориальных фондов ОМС децентрализованы. Над централизацией всех ресурсов ОМС ведется большая работа федеральным фондом ОМС. Совершенно необходимо централизовать реестры и справочники. Есть и другие сервисы, быстро и эффективно реализуемые на облачных ресурсах, — обучающие программы, курсы повышения квалификации врачей, специализированные медицинские журналы, методические материалы и wiki-ресурсы.