«iPad стал для нас революционным устройством: с его появлением пришло понимание, что нам пора делать полноценный мобильный офис», Владимир Чибисов, CIO компании «Еврохим» |
О реализации концепции мобильного офиса в компании «Еврохим» задумались относительно давно. Ответственные сотрудники компании часто бывают в разъездах, и без актуальных данных о состоянии дел им крайне трудно работать, поэтому в распоряжении менеджеров уже на протяжении многих лет имеются мобильные устройства: iPhone, коммуникаторы и пр. Сейчас на первое по популярности место вышли планшетные компьютеры Apple iPad. С их помощью в «Еврохиме» реализован доступ не только к корпоративной электронной почте, но и к ERP-системе.
Информационная система компании, выстроенная на основе Oracle E-Business Suite, обеспечивает управление распределенным транснациональным бизнесом — производственные площадки и офисы «Еврохима» расположены в России, Литве, Казахстане, Украине, на Кипре, в Голландии, США и других странах. В корпоративной базе данных на основе СУБД Oracle находятся информационные активы всех предприятий, бухгалтерская информация, сведения, касающиеся национального законодательства и пр.
Владимир Чибисов, CIO компании «Еврохим», вспоминает, что пока в пользовании сотрудников доминировали коммуникаторы, выводить на их крохотные экраны все необходимые менеджерам данные было проблематично. «Как только появился iPad, мы поняли, что это устройство для нас, — продолжает Чибисов. — Оно удобно и для пожилых сотрудников, и для тех, у кого, может быть, слабое зрение. iPad стал для нас революционным устройством: с его появлением пришло понимание, что нам пора делать полноценный мобильный офис».
На поверку iPad оказался «игрушкой», которую надо было еще научить работать. В частности, он не поддерживал язык Java, Flash-технологии и пр. В этом устройстве много ограничений, которые являются результатом противоречий между ведущими игроками мирового рынка ИТ.
Достаточно быстро стало ясно, что от коммерческих программных продуктов придется отказаться в пользу собственных разработок. В компании к этому были готовы. Применение коммерческих продуктов ограничивало то обстоятельство, что многие из них предполагали передачу корпоративных данных (например, в формате электронных таблиц Excel) третьей стороне, которая обеспечит преобразование информации в нужные для iPad формы и форматы. «У нас реальный бизнес, не предполагающий передачу информации третьим лицам», — поясняет Чибисов. Поэтому ради сохранения коммерческой тайны пришлось своими силами разработать витрины данных для мобильных пользователей компании, чтобы они видели информацию так, как им это удобно, и так, как они привыкли ее видеть.
Сегодня оперативная информация доставляется на планшеты пользователей по электронной почте. Кроме того, в их распоряжении имеются витрины данных, с помощью которых пользователи могут отслеживать и анализировать интересующие их показатели. Витрины реализованы для менеджеров, отвечающих за производство, логистику, финансовое управление и управление персоналом. Информация «подтягивается» наверх из ERP-системы через хранилище данных на базе OLAP-сервера Oracle Essbase. iPad позволяет менеджерам взглянуть на графики, поработать с материалами правления компании, витриной данных, сообщениями электронной почты, войти на внутренний портал, листать путеводитель (базу знаний) по системе. Чтобы все это стало возможным, специалистам компании пришлось разработать несколько приложений для iPad.
Головная боль для ИТ
Популярность мобильных устройств в корпоративной среде оборачивается новыми проблемами для ИТ-департамента. С одной стороны, надо поддерживать традиционную, уже имеющуюся ИТ-инфраструктуру, с другой — надо постоянно думать о поддержке и развитии мобильных решений. Организация непрерывного беспроводного доступа через Wi-Fi в офисном пространстве — непростая задача. «Чтобы пользователь мог перемещаться с iPad в руках по этажам офиса, связь должна быть устойчивой, — поясняет Чибисов. — Кроме того, когда в зале правления множество менеджеров одновременно подключаются к Интернету и обращаются к одному и тому же документу или ресурсу, который хранится на наших серверах, резко возрастает нагрузка на сеть и усложняется доступ к ресурсам».
В компании создана презентационная комната, где все присутствующие (как правило, пользователи) сидят с iPad. Кто-то выступает с речью, показывая презентацию на большом экране. Задача в области ИТ, которую пришлось решать, — передача управления экраном именно на устройство докладчика, а после того как он завершит свою презентацию, — на устройство следующего выступающего.
В компании уже слышны просьбы пользователей дать им возможность с помощью планшетов на Android делать то же самое, что и с помощью iPad. С точки зрения ИТ-поддержки было бы разумнее, конечно, установить единый корпоративный стандарт на поддерживаемые мобильные устройства. С другой стороны, совладать с капризами высокопоставленных пользователей непросто.
Что касается экономического обоснования инвестиций в мобильные решения, то, скорее всего, простого и убедительного ответа на этот вопрос нет — это комфорт, за который предприятию приходится платить. Эту точку зрения разделяет и Чибисов: «Полезность планшетных компьютеров для бизнеса крайне трудно обосновать. Тем не менее, если от этого решения внезапно отказаться, все, кто им пользовался, почувствуют неудобство, что вполне понятно — к хорошему привыкаешь очень быстро. Для многих менеджеров мобильные устройства стали неотъемлемой частью их жизни. Про iPad говорят примерно так: “Я не знаю зачем он мне нужен, но он мне нужен”. Планшетный ПК — это устройство в каком-то смысле магическое, ведь с его помощью происходит единение пользователей с самим устройством и с данными, которые доступны с его помощью. У нас даже люди, далекие от ИТ, прониклись симпатией к этим устройствам».
Безопасность планшетов
Об угрозах информационной безопасности для мобильных устройств в «Еврохиме» знают не понаслышке. «Время от времени мы берем мобильные устройства на профилактику. Уже в сентябре прошлого года, буквально через несколько месяцев после широкой презентации iPad, мы нашли на них множество вирусов, — рассказывает Чибисов. — У нас есть приложение, которое при подключении к нему распространяет различные версии обновленного ПО для iPad, выполняет контроль версий и отслеживает своевременность их обновлений. Те данные, которые мы используем в работе, проходят через витрины данных и аналитические базы данных. Как только они туда попадают, они приобретают все необходимые атрибуты безопасности».
На характер данных, которые пользователь видит на своем устройстве, влияет набор полномочий этого сотрудника. Сами корпоративные данные на мобильных устройствах не хранятся, поэтому потеря устройства не приведет автоматически к утечке данных. Поскольку бизнес-процессы выстроены в определенные цепочки, явные странные действия одного из пользователей не останутся без внимания его коллег. В этих условиях даже полная утеря контроля над каким-то мобильным устройством (например, в результате его умышленного хищения) наверняка приведет к неадекватным поступкам, которые выдадут злоумышленника.
«Повлиять на управление информационной системой, используя для этого iPad, тоже невозможно, так как это устройство предназначено только для просмотра. Если пользователь сообщит об утере устройства, оно будет немедленно заблокировано, и его утрата не приведет к таким печальным последствиям, какие нередко случаются в результате похищения ноутбука высокопоставленного менеджера», — считает Чибисов.
Связь с путешественниками
Сейчас в компании «Еврохим» iPad стал привычным ИТ-средством, от которого не ждут никаких неприятных сюрпризов. По мере того как эти устройства проникали все глубже в корпоративную культуру, приходилось решать множество вопросов. В частности, что делать, если Wi-Fi недоступен? В этом случае будет задействована сотовая связь. Чтобы обеспечить ее приемлемые характеристики, пришлось разбираться с тарифами. Так как роуминг очень дорогой, то было решено пойти по пути замены SIM-карт в поездке.
«Эту процедуру приходится выполнять вручную. Чтобы выполнять замену карт автоматически, придется отправить с устройства очень много технических запросов и затем принять отклики, весь этот обмен данными тарифицируется. Когда пользователь в роуминге, его автоматические запросы выливаются в существенную сумму. Проще ему самому заменить карточку. В основном их используют две — европейскую карту или американскую в зависимости от того, куда направляется сотрудник», — поясняет Чибисов.