Возможно ли преодолеть отставание российских предприятий машиностроения от западных конкурентов по уровню используемых ИТ, не делая больших инвестиций?

Виктор Беспалов, генеральный директор Siemens PLM Software в России и СНГ:

Вопрос риторический, и ответ, конечно же, очевиден — нельзя. Российские предприятия машиностроения отстают не в уровне использования чего-либо, а в уровне производительности. На сегодняшний день Россия имеет доступ практически без ограничений к любому типу технологического оборудования и ИТ, однако уровень их использования далек от желаемого. Прошедший кризис не может являться причиной отказа от инвестиций в развитие, поскольку есть соответствующие финансовые инструменты, которые позволяют получить необходимые ресурсы и добиться возврата инвестиций в ИТ.

Григорий Чернобыль, главный бизнес-консультант компании «РТС Россия»:

Преодолеть отставание без инвестиций, скорее всего, не удастся, но сократить его возможно. Необходимо оптимизировать некоторые бизнес-процессы организации. Предприятию нужно самостоятельно определить потенциальные проблемные места в операционной деятельности и попытаться устранить их. Как показывает практика, подобные активности дают значительные результаты, сравнимые с инвестициями в системы CAD, CAM, CAE, PDM. Первым шагом к оптимизации может стать анализ и структурирование проблемных мест предприятия по трем категориям: организационные, операционные и технические проблемы. Это позволит четко понять зависимости между ними и выделить те сложности, решить которые возможно без финансовых вливаний.

 

Николай Нырков, руководитель проектов разработки информационных систем компании «Аскон»:

Сократить отставание можно, однако преодолеть его — вряд ли, по крайней мере в среднесрочной перспективе. Причем это относится как к предприятиям условно «советского» типа, так и к предприятиям, стремящимся использовать передовые мировые принципы организации производства и включиться в мировое разделение труда. Первые находятся в плену устаревших и плохо пригодных для внедрения современных ИТ-методик представлений об управлении проектированием, подготовкой производства и самим производством. У вторых эти методики и, соответственно, ИТ-стратегии часто еще не «устаканились» и не могут оказать существенного влияния на бизнес.

 

Денис Лямшев, ведущий эксперт-аналитик корпорации «Галактика»:

Действительно, отставание есть. Первая причина заключается в том, что на протяжении долгого периода времени (а у многих предприятий и сегодня) нет доступа к современному оборудованию. Вторая причина касается организации управления цепочками производства, снабжения, подготовкой производства: попериодное планирование с фиксированными временами выполнения операций приводит к накоплению нерешенных изменений, отставанию от графиков производства, росту остатков на складах, объемов незавершенного производства. Третья причина в том, что на многих наших предприятиях подготовка производства крайне неэффективна. С первой причиной, скорее всего, без серьезных инвестиций не справиться, а вот с остальными двумя можно. Для изменения скорости прохождения заказов через предприятие, как правило, нужно сокращать «время реакции». Ускорение принятия решений и снижение трудоемкости и сроков составления производственных расписаний — вот тот громадный резерв эффективности, который лежит на поверхности. Одним из инструментов решения этих проблем становится информационная система управления процессами, поддерживающая современные модели управления.

 

Алексей Казарезов, заместитель генерального директора Центра информационных технологий и консалтинга «Парус»:

Ключевыми проблемами предприятий машиностроения, и в частности ОПК, являются «отсталые» технологии проектирования и слабый уровень проектной организации работ. Внедрение новых средств проектирования — это достаточно затратный процесс, а вот обеспечение автоматизированной поддержки процессов управления проектами НИОКР можно организовать с гораздо менее существенными инвестициями. Для этого нужно четко структурировать последовательность достижимых целей и действий.

 

Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании «АйТи»:

Возможность есть, и даже не одна. Например, спасательным кругом для отечественных машиностроительных предприятий может стать свободное ПО, а точнее, системы на его основе. Интересными для предприятий машиностроения могут оказаться и облачные технологии. Также не ослабевает интерес к теме энергосбережения, однако пока она еще продолжает находиться в зачаточном состоянии.

 

Кирилл Куницын, руководитель сектора департамента сетевой интеграции компании «ЛАНИТ»:

Догнать Запад по уровню используемых технологий — не самоцель, тем более что в странах Западной Европы уровень информатизации весьма неоднороден. Возможно внедрение новых решений на базе ИТ, которые дадут предприятию конкурентные преимущества. Без существенных инвестиций здесь не обойтись, но их можно растянуть по времени.

 

Александр Гуревич, коммерческий директор компании TopS BI:

Российские предприятия, как правило, пытаются внедрять отечественные информационные системы, поскольку они изначально дешевле западных ERP-продуктов, но по итогам запуска в эксплуатацию российских систем ситуация меняется. В западных решениях уже предусмотрено определенное количество бизнес-процессов, характерных для той или иной отрасли. Это позволяет сократить и сроки внедрения ERP-систем, и конечную (общую) стоимость внедрения за счет использования преднастроенных бизнес-процессов.

 

Алексей Серебряков, директор компании «АНД Проджект», Москва:

С одной стороны, без инвестиций отставание не преодолеть — это бесспорный факт. С другой стороны, догонять всегда проще, чем бежать первому, этим и стоит воспользоваться. В первую очередь критически важно изучить опыт внедрения новых технологий на других машиностроительных предприятиях, как в России, так и за рубежом. Внимание стоит обращать и на положительный, и на отрицательный опыт — так легче выбрать для себя оптимальный путь развития. Конечно, самым полезным источником информации об опыте является неформальное общение с представителями других предприятий, обсуждение с ними текущих задач и успехов.

 

Сергей Кузнецов, руководитель отдела по работе с крупными организациями производственного сектора компании Microsoft в России:

Основной особенностью российского рынка машиностроения в части ИТ я бы назвал неоднородность. Это касается практически всех слоев ИТ-инфраструктуры предприятий. Поэтому наиболее рациональной стратегией было бы сохранение функционирующих частей платформы и добавление недостающих частей, желательно однородных. Что же касается наиболее затратных, но центральных частей, например систем поддержки бизнеса (ERP), то здесь очень важны интеграция с другими системами и, естественно, удобство пользователей.

В ИТ также нужно четко ориентироваться на лучший международный опыт и сформировавшиеся тенденции. Именно в области снижения операционных затрат, гибкости и скорости адаптации лежит будущее ИТ. И кратчайший путь к нему — именно через облачные технологии.

 

Владимир Норенко, заместитель директора департамента решений Infor компании GMCS:

Проблема в том, что руководство предприятия не всегда понимает, что может дать внедрение ERP-систем. Для машиностроения это прежде всего возможность реального управления предприятием, так как у руководителя появляются актуальные данные о состоянии задолженности, запасах, загрузке производственных мощностей, сроках реализации заказов. При наличии системы закупка ТМЦ осуществляется на основании потребностей производства, с учетом конкретных сроков заказов, норм запасов. По данным наших клиентов, экономия средств на общем снижении уровня складских запасов и более точный расчет потребностей в закупках материалов покрывают расходы на внедрение системы.